23 Марта 2017 г.    $ 57.64 (+0.40)    € 62.27 (+0.54)

Машинка времени. Какие бывают скутеры.

Лучше – меньше!
Этот кроха способен творить чудеса. И если первое преображение его в машину времени удалось пережить без сердечного приступа, то готовьтесь к следующим. Он, оказывается, может ЕХАТЬ. Для современного «дырчика» скорость в 60-70 км/ч – не предел. «Маловато», – скажет обитатель крутой тачки. «Почитай правила», – может ответить… любой. Двигаться по городу лучше все же с рекомендованной скоростью. А она как раз очень подходящая. А вспоминая уличные пробки в «час пик», хочется пожалеть сноба-автовладельца. Подвергшийся остракизму скутер таких препятствий, как столпотворение машин, даже не заметит. А чего на них смотреть, ехать нужно! Что при его размерах, крохотных колесиках и весе – пара пустяков. Если проезжая часть плотно заставлена крутыми авто, можно просто сойти, поднять, перенести скутер на тротуар и спокойно объехать этих самодовольных «гонщиков». Причем «мокик», бодро уносящий своего счастливого хозяина прочь, в аппетитах более чем умерен. Что еще? Да ничего… В смысле, ничего не нужно платить за право ездить на своем «малыше». В том числе и за права.

Дело в том, что в Правилах дорожного движения четко прописаны пункты, которые, будучи объединены в целое, представляют собой индульгенцию для всякого, кому вздумается проехать с ветерком. На вождение транспортного средства с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров водительских прав не требуется. Правда, в пункте 24.1 говорится, что управлять велосипедом на дорогах разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет. Скутеры по техническим характеристикам приравниваются к мопедам. По ПДД мопед – это двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем рабочим объемом не более 50 куб.см, имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. Как всегда, действительность несколько иная. И значит, скорости сдвигаются в сторону увеличения, а возраст водителя – в сторону уменьшения. Что не освобождает от ответственности: попался на нарушении – плати по всей строгости. Но лучше все-таки не нарушать и не попадать в ДТП. Из элементарного чувства самосохранения. Правила не настаивают на ношении «скутеристом» защитного шлема. И подавляющее большинство этим охотно пользуется. Но, в отличие от водителя автомобиля, защищенного прочным корпусом от непогоды и прочного корпуса другого авто, водитель «мокика» беззащитен. И перед дождем, и перед ветром, и перед фигурным железом, из которого делают машины. Но более всего он уязвим перед головотяпством. Своим и чужим. И любое соприкосновение скутера с действительностью (в любом облике – и бампера, и бордюра) чревато для скутериста печальными последствиями. Пожалуй, это и есть наибольший недостаток скутера – ранимость седока. Все остальное – сплошные плюсы.

Малый скутер Honda Dio ZX AF35
Малый скутер Honda Dio ZX AF35

Бежать сидя
Не удивляйтесь, но скутеры, они же «мокики», они же «дырчики» и прочее, имеют более чем столетнюю историю. Первый скутер появился во Франции в 1902 году. Его создатель инженер Жорж Готье назвал свое изобретение Auto-Fauteuil («авто-кресло»). «Кресло» имело седло со спинкой и подлокотниками (!), расположенное надо двигателем, а между сиденьем водителя и рулевой колонкой оставалось пространство для удобной посадки. Мотороллер, пришедший на смену «авто-креслу», перестал быть диковинкой и занял свою нишу, став любимцем бесстрашных подростков и пугливых домохозяек. Простой в управлении, недорогой и с «пристойной» посадкой он оказался идеален для коротких поездок по магазинам и девичникам. Подрастающее поколение тоже внесло свой вклад в популяризацию «тарахтелки».

Именно безбашенным юнцам скутер обязан своим названием. Жаргонное to scoot (аналог современного «сматываться» или «рвать когти») означало развлечение американской молодежи тех лет. На крохотных самокатах с моторчиком будущие гангстеры совершали набеги («наезды»!) на мелких торговцев. Однако нынешнему признанию скутер больше всего обязан своему удобству и экономичности. Даже в период кризиса потребительский интерес к нему не уменьшился. По официальным данным, при общем падении продаж авто- и мототехники, реализация скутеров выросла более чем на 1,5 процента. А дорогих моделей – почти на 10 процентов...

Малый скутер Yamaha BWS-1
Малый скутер Yamaha BWS-1

Кого хочу – не знаю…
«Мокики» можно разделить на три основные группы. Первый. Мини – самая многочисленная и, пожалуй, востребованная часть скутеров. Да еще и самая миниатюрная буквально во всем. От колес (8-10 дюймов) до массы (от 50 кг). Эта «балалайка» предназначена исключительно для города. Где и дороги поровнее, и с хранением «конька» проблем нет. Недостатки – прямое следствие «минимализма». Скорость невысокая, и тяжелого седока он «не вывезет» – амортизаторы «кончатся» в момент. Но, подарив такую игрушку подростку, можно заслужить звание «лучшего в мире папы». А счастливого обладателя приохотить к технике.

Следующий класс скутеров – дорожники. Колеса такого «покорителя дорог» побольше (12-13 дюймов), а движок помощнее. Результат – потолок скорости поднимается до 90 км/ч. Эти «почти мотороллеры» устойчивее на дороге и грузоподъемнее. Но и тяжелее «младших братьев» (до 100 кг). «Недетские» характеристики указывают на потенциального потребителя – взрослый, не озабоченный общественным мнением человек, на вопрос: «Вам «шашечки» или ехать?» отвечающий «ехать». И едет!

Дорожный скутер Suzuki Address 125
Дорожный скутер Suzuki Address 125

И, наконец, «тяжеловесы». У них «движки» до 400 «кубиков», чопперные двухъярусные сиденья, и «нафаршированы» они электроникой под завязку. Их стоимость сравнима с автомобилем среднего класса, но мобильность значительно уступает «миникам». Но ведь и главная задача такого «скутера» – продемонстрировать достаток своего хозяина. А заодно его липовую «демократичность». Впрочем, есть сведения, что на некоторых «тяжелых» совершались дальние путешествия. Характеристики позволяют.

Теперь о производителях. Лидерство в этом сегменте удерживают представители Страны восходящего солнца, которые десятилетиями снабжают мир качественными и сравнительно недорогими скутерами. При этом каждый из производителей привнес в свои модели качества, характерные исключительно для них.

Тяжелый скутер Yamaha Maxam
Тяжелый скутер Yamaha Maxam

Yamaha «клепает» проворные скутеры, способные резво «уходить» со светофора и «разбегаться» до 60 км/ч. Удобны для любителей «дальняка» на хороших скоростях по хорошим дорогам. Honda. Традиционно тихоходные и очень комфортные «мокики». Половина модельного ряда не в состоянии «дотянуться» до цифры «60» на спидометре. Зато они терпеливо переносят наши дороги, надежны, неприхотливы и способны заводиться даже при минусовых температурах (и храниться тоже). Из недостатков – слабая передняя вилка. Suzuki делают самые навороченные и мощные скутеры. Самая полная комплектация включает маятниковую вилку, дисковый тормоз, спойлер и резонатор на глушитель. В состоянии «разбежаться» до 80 км/ч. При этом маятниковая вилка заметно смягчает езду по тому, что в России называется дорогой. Наиболее универсальные скутеры. Из минусов – маловатая для двоих сидушка и жесткая работа двигателя.

Китайские товарищи
Обойти вниманием китайские скутеры уже не получится. Китай динамично и по-азиатски агрессивно завоевывает жизненное пространство на рынке малокубатурной техники. И современный покупатель нередко между бэушным «японцем» и новеньким «китайчонком» делает выбор в пользу последнего. Причин несколько. Главная – мокик «made in China» значительно дешевле японского, не говоря о «европейцах». И как «скутер на сезон» – покататься и от души погонять – вполне подходит. Вторая причина – качество. Большинство хулителей китайских товаров забывает, что, помимо ширпотреба, наши соседи выпускают много того, что не зазорно одеть, подарить или поэксплуатировать. Сюда же относятся китайские скутеры. Предприятия, вошедшие в «ассоциации всекитайских производителей», имеют право на экспорт, лишь когда они доказали способность обеспечить серийный выпуск изделий высокого качества.

Малый скутер Honling Caper китайского производства
Малый скутер Honling Caper китайского производства

Потому вряд ли новый, «в смазке», скутер, приобретенный у официального дилера в салоне фирменной техники, окажется значительно хуже «юзаного» «японца». При том что производитель предоставляет широчайший выбор запчастей (тоже новых). И, как правило, качественный сервис. Это можно назвать третьей причиной растущей популярности китайских «табуреток». Сделанных, к слову, по лицензии именитых фирм. Двигатели, трансмиссии и даже корпуса «китайцев» – откровенная копия с удачных японских и европейских «предков». Правда, под другими названиями. Что, однако, не сказывается на высоком качестве и долговечности означенных узлов. Так что от упреки в сторону китайских «дырчиков» уже запоздали…

А может, попробовать?
В кратком обзоре сложно отразить все противоречивые мнения относительно такого явления, как скутер. Да и едва ли в том есть необходимость. Имеющий уши да услышит, имеющий деньги и желание – да купит. И проверит все на себе. Но несомненным остается одно. С помощью этого крохи действительно можно вернуться в детство. Ненадолго сбросить личину серьезного, озабоченного человека, отвлечься от гонки за «золотым тельцом» и вновь почувствовать себя молодым и свободным. А может, и назначить свидание давней подружке, которую постеснялся пригласить в юности. Оно и понятно, куда «безлошадному» подкатывать к такой-то красавице?! Но теперь-то все изменилось. И поверьте, мало кто откажется от путешествия в прошлое. Тем более на такой симпатичной машинке времени!