Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Если начать вспоминать названия концернов, выпускающих отменные мотоциклы, одним из первых на ум приходит «имя» Honda. В арсенале этой марки есть двухколесная техника на любой вкус – от повседневных скутеров до дорожных и гоночных супербайков. К числу последних относится и CBR1100XX Super Blackbird, в свое время занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый в мире серийный мотоцикл. Об этой модели сегодня и пойдет речь в нашем рассказе.

Созданный как ответ конкурентам из «домашних» брендов Suzuki и Kawasaki, супербайк CBR1100XX разрабатывался с главной идеей: дать простым любителям адреналина возможность приобрести модель, любой экземпляр которой мог бы с легкостью повторить разрекламированный мировой рекорд. Правда, это в теории. А что же на практике?

Самое главное, о чем говорят практически все владельцы таких байков, – это сочетание впечатляющей даже прожженных байкеров динамики с завидной управляемостью и комфортом, который только возможен в этом двухколесном сегменте. Действительно, японским инженерам удалось совместить серьезную агрегатную часть с хорошей эргономикой, управляемостью и надежностью, которая проявилась в том числе и благодаря высокому качеству сборки. Что интересно, появившийся в 1997 году спорттурер Honda CBR1100XX своим названием – Super Blackbird (по-нашему – «супердрозд») – обязан вовсе не довольно непримечательной птице, а одноименному стратегическому сверхзвуковому разведчику Lockheed SR-71, самому скоростному самолету.

Если многие европейские мотопроизводители наделяют свои флагманские творения оборотистыми двухцилиндровыми двигателями, то конструкторы из Страны восходящего солнца идут иным путем. Их конек – рядные «четверки» с двумя распредвалами и жидкостным охлаждением, которые способны выдать высокий крутящий момент не только на пике оборотов. В случае с «дроздом» в недрах рамы скрывается 1137-кубовый силовой агрегат, состыкованный с 6-ступенчатой коробкой передач. В зависимости от типа системы подачи топлива мощность двигателя Honda CBR1100XX может достигать 137 л. с. (при наличии появившегося сразу карбюратора), 164 л. с. (уже с впрыском, появившимся в 1999 году) или 152 «лошадок» (если в выхлопной системе работает каталитический нейтрализатор, добавленный в 2002-м). Именно характеристики рядного 4-цилиндрового двигателя ставят байк массой далеко за двести по динамике в один ряд с более легкими и современными машинами других концернов.

Рама «дрозда» изготовлена из алюминиевого сплава, а на ее вершине расположен бензобак, чей объем в ходе выпуска модели менялся от 22 до почти 24 литров (у поздних версий). Передняя перевернутая вилка диаметром 43 мм является нерегулируемой, а вот задняя «свеча» Pro-Link настраивается по предварительной нагрузке, сжатию и восстановлению. Тормозная система – одна из отличительных особенностей этого байка: если многие производители для стабильности и безопасности остановки предпочитают использовать ABS, то в концерне Honda в данном случае остановились на связи переднего (два диска диаметром 310 мм) и заднего (один 256-миллиметровый диск) механизмов (система Dual CBS), что позволяет замедляться довольно предсказуемо и очень эффективно.

Это что касается техники. Но, кроме баланса максимальной скорости и «повседневных» ходовых качеств, CBR1100XX может похвастать еще и дизайном. Конечно, японским специалистам требовалось пойти на компромисс между комфортом и аэродинамикой, но перед нами – случай именно более чем рациональных уступок, ставших выгодой для покупателей. Пусть в сером цвете спорттурер и не слишком выделяется на дороге, по сравнению с другими байками «дрозд» примечателен в первую очередь эффектными воздухозаборниками, низким лобовым стеклом, каплевидной фарой, указателями поворота в корпусах зеркал и отсутствием хоть каких-либо намеков на спинки у двухместного сиденья (да, «второму номеру» также полагается «почти отдельное» место и складные подножки).

Традиционно следует уделить особое внимание приборной панели байка. Перед нами – версия CBR1100XX с первоначальным щитком, который в процессе выпуска был модернизирован (в ходе того же рестайлинга мотоцикл обзавелся увеличенным ветровым стеклом), а значит, с классическими аналоговыми указателями. На первое место – в самый центр комбинации – вынесен спидометр, размеченный до 320 км/ч, а правее разместился тахометр. По левую сторону – датчики температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива, а также (любят же японцы комфорт!) небольшие часы. Плюс традиционная «гирлянда» контрольных ламп, включая индикатор нейтральной передачи. Никакого нагромождения и ощущение надежности.

Что же касается мирового рекорда, то он был установлен в феврале 1997 года коллективом журнала Sport Rider: тогда специально приглашенный гонщик на тестовом треке выполнил на японском «дрозде» серию разгонов и показал максимальную скорость в 287,3 километра в час, что превысило предыдущее достижение из Книги рекордов Гиннесса на 5,7 км/ч. И пусть рекорды – дело неблагодарное и затем Honda CBR1100XX уступила первое место своему «соотечественнику» от совсем другого концерна, на уверенном росте продаж спорттурера и любви байкеров к «дрозду» последнее обстоятельство никак не сказалось.

Это интересно!
Своим восхождением на олимп технического мира концерн Honda обязан даже не мотоциклам, которые стали не первым продуктом компании. Еще до Второй мировой войны молодой инженер Соичиро Хонда организовал выпуск на своей родине запчастей для двигателей популярных иностранных мотоциклов. А сразу же после капитуляции Японии была налажена доработка для установки на велосипеды небольших моторчиков от бензогенераторов с военных складов. Когда запасы двигателей стали подходить к концу (а случилось это в 1947 году), Соичиро разработал и поставил на конвейер 50-кубовый мотор собственной конструкции. Первые мотоциклы марки Honda, которые логичнее назвать мопедами, не были авторскими разработками, а принципиально новой моделью стала только Honda D Dream образца 1949 года. Уже в следующем десятилетии заводы концерна стали открываться по всей Стране восходящего солнца, а марка стала предлагать своим клиентам и полноценные мотоциклы высшего класса. К концу 1950-х двухколесная техника Honda вовсю продавалась на внешних рынках и успешно участвовала в мировой серии Гран-при и турнирах Tourist Trophy.

Это интересно! Поставленный «дроздом» мировой рекорд скорости для серийных мотоциклов стал ответом на продукт и достижение другого японского концерна, Kawasaki. Прежний рекорд был поставлен байком Ninja ZZ-R1100 в далеком 1990 году и составил 282 километра в час. Этот мотоцикл обладает схожей с героем нашего обзора принципиальной схемой двигателя: за обтекателями Kawasaki Ninja также скрывается 4-цилиндровый 1052-кубовый 125-сильный мотор, состыкованный с 6-ступенчатой трансмиссией. Заметим, что «Ниндзя» второго поколения является действующим обладателем аналогичного рекорда скорости.

А сразу же за спортбайком Honda CBR1100XX в списке лучших значился другой «японец», Suzuki Hayabusa 1999 модельного года с топовым показателем в 312 километров в час. Этот мотоцикл выпускался с 1299-кубовой рядной «четверкой» с двумя распредвалами и системой впрыска и также с 6-ступенчатой коробкой передач. Интересно, что «сокол» обладал базовым движком только в первый год своего производства, а уже в 2001-м абсолютно на всех рынках сбыта «сердце» байка было дефорсировано, и таким образом максимальная скорость Suzuki Hayabusa снизилась до 299 километров в час.

Технические характеристики Honda CBR1100XX
Двигатель:
рядный 4-цилиндровый 16-клапанный, 1137 куб. см
Максимальная мощность: 164 л. с. (122 кВт) при 9750 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 119 Нм при 7500 об./мин.
Трансмиссия: 6-ступенчатая МКПП
Главная передача: цепь
Высота по седлу: 810 мм
Колесная база: 1490 мм
Сухая масса: 225 кг
Емкость топливного бака: 24 л