18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Таблетка от «дорожной болезни»

Никто из «двухколесных» не станет спорить с очевидным: в ряду немногочисленных мотопраздников самым долгожданным, ярким и эмоциональным был и остается День открытия сезона. Подрастерявшие за долгие зимние месяцы былой шик байкеры радуются как дети, встречая своих. Объятия, громкие восклицания и поздравления в этот день – норма. И только одно огорчает вдумчивого зрителя: некоторые из тех, кто восторженно приветствует новый сезон покатушек, могут не дожить до дня закрытия. Или, если повезет, встретят его на больничной койке.

Печальные итоги
Статистика неумолима: число мотоциклистов, пострадавших в авариях, по-прежнему велико. И хотя официальная информация указывает на то, что байкеров погибает год от года все меньше, все же цифра 1000 человек в год не может оставить равнодушным. Кстати сказать, в части автомобилистов эта цифра выше в… 25 раз! Но ведь это же дико, когда в мирное время гибнут молодые, сильные мужчины (согласно исследованиям, возраст пострадавших 22-38 лет).

Понятно, что далеко не все на дороге зависит от самого байкера. Априори уязвимый, не защищенный ничем, кроме рекомендованного (и значит, вовсе не обязательного) экипа и шлема, человек на мотоцикле страдает более других участников дорожного движения. Поскольку, в отличие от того же пешехода, не всегда может даже быстро остановиться. Удар о препятствие, толчок или скользящее касание губительны и для неустойчивого «железного коня», и для его всадника. И хотя утверждения о виновности в 90 процентах аварий самого мотоциклиста не лишены оснований, расплата за излишнюю лихость, как правило, не соответствует прегрешению.

Но что печальнее всего, нередко в авариях страдают невиновные. Или виновные в том, что предпочли овеянный романтическим флером байк привычному и такому приземленному автомобилю. Их, что называется, жальче всего. Еще и потому, что в отличие от байкеров-прагматиков, шестым чувством улавливающих изменения в дорожной ситуации и своевременно реагирующих на них, эти «романтики» плохо представляют себе последствия своих маневров. Результат нередко плачевен. Еще хуже дело обстоит с мероприятиями, через которые в обязательном порядке вынужден проходить всякий, вляпавшийся в ДТП. И тут у байкера опять ни одного козыря. И все по той же причине – уязвимости. Соприкосновение человеческой плоти с жестким металлом корпуса автомобиля не оставляет сомнений в том, кто помнется заметнее и кого тряхнет жестче.

Таблетка от «дорожной болезни»

И оттого так высоко ценится участие в послеаварийных разговорах и оформлениях третьей стороны – байкерской «группы поддержки». И тут дело не только в том, что присутствие группы затянутых в кожу «перцев» охлаждает самые горячие «автомобильные» головы. Гораздо полезнее, что прибывшие на место аварии «братья» могут организовать охрану места ДТП и вещдоков, своевременно вызвать «гайку» и скорую, а попутно и проследить за точностью замеров и записей в протоколе. Такие предосторожности бывают отнюдь не лишними потом, когда пройдет шок и затянутся раны. И когда во весь рост встанет вопрос о виновности и степени ответственности каждого из участников ДТП в произошедшем.

Что делать?
Извечный русский вопрос применительно к двухколесной братии звучит по-прежнему актуально. Особенно важно знать ответ на него, когда непоправимое произошло. О том, как вести себя после аварии участнику-мотоциклисту, будет рассказано позже, сегодня же о том, что делать «помогайкам» как наиболее эффективной силе. Любопытно, но во все времена в точку, где «тронули» мотоциклиста, мгновенно слеталась «кавалерия». Даже в эпоху отсутствия мобил сообщение необъяснимым образом доходило до катающихся. Которые мгновенно на него реагировали, удерживая порой чашу весов слепой Фемиды от влияния неправомерных действий. Сегодня все проще: и сотики свою роль играют, и «братьев» на дорогах стало заметно больше. Плюс выросла сознательность. И хотя попытки «прессануть» оглушенного байкера еще имеют место, большинство все же предпочитает решать все «по закону». Помочь в этом благом деле и призван «брат», прибывший первым на место аварии.

И первое, что следует сделать, – вызвать милицию и врачей. В этом деле лучше не экспериментировать. Поскольку находящийся в шоке после падения (это – обязательно!) мотоциклист готов со всем согласиться (сам виноват) и от всего отказаться (ничего не болит). Чем вполне может воспользоваться недобросовестный второй участник. Так что пусть эти вопросы решают, «кому положено». Кстати, знатоки утверждают, что скорую помощь нелишне будет вызвать… дважды. Или, правильнее сказать, продублировать вызов и удостовериться, что эскулапы таки выехали в нужном направлении. Увы, скорая так называется больше по привычке и бывает очень неторопливой…

На втором месте по важности – охрана. Как места ДТП, так и его участников. Куда в обязательном порядке включается и «распорядитель» этого невеселого дня жестянщика. Особенную актуальность приобретает этот пункт в темное время суток, особенно где-нибудь на закрытом повороте. Опытные люди рекомендуют не полагаться на знак аварийной остановки и в качестве «маячка» использовать… свой байк. Поставив его с включенной фарой и габаритами (или аварийной мигалкой) на безопасном расстоянии от «точки соприкосновения». Возможно, будет нелишне завести моц, чтобы не разрядить аккумулятор и не добавить проблем в и без того непростую ситуацию.

Таблетка от «дорожной болезни»

Помогать или не помогать раненому пострадавшему? Вопрос спорный еще и оттого, что не оказанная своевременно помощь может роковым образом сказаться на его здоровье и даже жизни. И все же в случае тяжелой травмы – не трогать! И не позволять сделать то же другим, таким же неквалифицированным помощникам. Увы, но есть масса примеров, когда попытка вправить «пустяковый» вывих приводила к сложным переломам и разорванными связками, а впоследствии к пожизненной нетрудоспособности. И потому – не лезть. Даже шлем снимать не рекомендуется. Ведь если повреждение серьезное, то малейшее изменение положения головы может привести к необратимым последствиям. Единственное, что можно сделать, – это открыть визор и проследить, чтобы у находящегося в бессознательном состоянии (если это действительно так) не провалился язык. Задохнуться от этого – дело двух-трех минут.

Впрочем, если есть сильное кровотечение, его по возможности нужно остановить. Резиновый жгут (есть в каждой аптечке) или, на крайний случай, бандана, наложенные даже коряво, смогут уберечь пострадавшего от излишней потери крови. Только не забыть подложить под жгут бумажку с указанием времени, когда он был наложен.

Все, на этом медицинские процедуры заканчиваются, дальше – только специалисты. Поскольку здоровых байкеров ждут другие великие дела.

Документооборот
Что представляет собой человек «без бумажки», в России известно всем. И потому приуменьшать важность правильного оформления необходимых документов едва ли нужно. Но составляет их на месте аварии человек, инспектор ДПС. Которому свойственны все недостатки человеческой породы: усталость, невнимательность, торопливость и даже (кто бы мог подумать?!) неточность! Помочь ему не ошибиться могут только доброжелательные, вежливые и внимательные люди. Другими словами, байкеры, оставшиеся на месте аварии, когда раненого товарища уже увезли в больницу.

И самое простое, что можно сделать в этой ситуации, – сфотографировать место ДТП. Благо фотоаппараты ныне есть у всех. Принимая вид мобильного телефона, пудреницы или авторучки, такой атрибут тем не менее обеспечивает приличное качество. Во всяком случае, достаточное для того, чтобы при разборе в ГИБДД было понятно, кто куда ехал, кого и как «приложил», где и какие оставил следы. При этом необходимо, чтобы фотографии четко запечатлели положение транспортных средств относительно друг друга, а также относительно дорожной разметки и всех сколько-нибудь примечательных окружающих объектов (деревья, дорожные знаки, фрагменты строений и инфраструктуры). Очень будет наглядно, если для определения размеров царапин на асфальте, длины тормозного пути и т. д. положить рядом пачку сигарет или иной предмет стандартного размера. Совсем хорошо, если удастся сфотографировать место ДТП сверху. Например, из окна близлежащей многоэтажки.

Таблетка от «дорожной болезни»

К визуальным вещдокам относятся и записи видеокамер. При нынешнем развитии этого сектора нет ничего удивительного в том, что в городе почти не осталось участков, за которыми кто-нибудь да не «присматривал» бы... Если есть возможность и время, желательно «оглянуться» и посетить посты охраны с тем, чтобы узнать о наличии, порядке и сроках хранения отснятого материала. А также утвержденный порядок запросов и выдачи записей и требуемые полномочия запрашивающей стороны. Впрочем, не исключено, что копию (на тот же мобильник) нужного «отрывка» можно будет сделать сразу, «не отходя от кассы», – все же охранники тоже люди. О том, насколько действенным может быть этот «джокер», говорит тот факт, что в одном из ДТП в Москве вдруг пропали записи с нескольких десятков камер. Утешает одно: виновника таки осудили на «трешечку». С записью, возможно, впаяли бы и побольше.

И последнее, чем следует озаботиться, – эвакуацией раненного… «коня». Тут желательно не доводить до отправки его в «казенную конюшню», на спецстоянку ГАИ. Забрать его оттуда потом будет весьма проблематично и очень недешево. Теоретически это вполне возможно сделать, договорившись с инспектором и оставив ему информацию о себе. Излишне напоминать, что координаты сбитого байкера, его ФИО и адрес нужно выяснить сразу по прибытии.

И это все, что теоретически и практически можно сделать в помощь попавшему в неприятную историю «брату». Может, и немного, но соблюдены все необходимые требования: закон не нарушен, безопасность обеспечена, все меры предприняты. Если придерживаться рекомендаций, то, глядишь, в этом случае потерь в моторядах станет поменьше. И от открытия до закрытия сезона наших дотянет больше…