18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

«Обувной» для мото

Мужчины знают, одеть наших любимых бывает зачастую намного сложнее, чем раздеть. И неважно, кто выступает в этой роли: красивая взбалмошная женщина или строгий, как правило более красивый, мотоцикл. И дело не столько в цене вопроса (хотя и в цене тоже), сколько в том, что для оптимизации процесса требуются элементарные знания. О том, что подходит лучше, чему отдать предпочтение при наличии вариантов и, в конце концов, как не дать маху, взяв нечто более яркое внешне и менее достойное по содержанию. Ну, если ошибка с женскими шубами-шпильками-сумочками обойдется страдальцу лишь потраченными зря деньгами и испорченным (с помощью все той же красавицы) настроением, то с байком все может получиться серьезнее. Ведь, промахнувшись, к примеру, с шинами, можно огрести минимум аварию, а по максимуму…

Шинная возня

Остается лишь пожалеть тех немногих, кто видит в мотошинах только фигурный кусок резины с забавными «рисочками» и бугорками по всей поверхности (отдельно стоит всплакнуть над загубленной молодостью хотя бы фрагментарно представляющих себе процесс их изготовления). На самом деле, воспеть песнь этим «резинотехническим изделиям» пришло время давно. А попутно и разобраться, с чем их едят. Не буквально, конечно. Хотя чего только не бывает!

Роль мотошины переоценить сложно. Еще и потому, что именно она, почти незаметная с водительского места, определяет и характер движения мотоцикла, и его устойчивость к ударам снизу, и, ясен пень, безопасность. Как самого байка, так и его владельца. А еще пассажира, груза, соседей по потоку, беззаботных прохожих и всех, кому повезло встретиться на пути.

Чтобы моц вел себя предсказуемо, чтобы «второй номер» не пожалел о своей неосмотрительности, а байкер – о том, что родился, резина должна быть именно той, что подходит лучше всего. В этом случае она не просто «пневмоамортизатор», но часть сложного механизма, способного при необходимости (и смене резины) превращать байк в вездеход, гоночный болид или комфортный «турист».

И значит, не сложно вывести основные пункты в перечне назначений резины. Их немного, но все они в равной степени важны. Итак, резина должна обладать рядом качеств, которые позволяли бы ей смягчать удары, передаваемые на подвеску, обеспечивать надежное сцепление с дорогой и передавать дороге тяговые и тормозные силы. Вот, собственно, и все, что она должна знать и уметь. А вот чтобы подобрать именно ту резину, которая нужна исключительно его байку, кое-что должен знать его владелец. Если в этом вопросе наблюдается пробел, стоит почитать написанное ниже.

«Обувной» для мото

Миры. Внутренний и внешний

Воздержимся по примеру всех подобных текстов от подробного описания того, из чего и как сколочена вышеупомянутая моторезина. Ищущий да обрящет необходимую информацию во Всемирной паутине. Сосредоточимся на практических вопросах как более важных и нужных. А еще – на более интересных непосредственно байкеру.

И первое, на что предлагается обратить внимание, – на тип шины. Их немного – камерная и бескамерная (разница понятна из названия). Но от правильного выбора зависит, сколько времени, сил и средств уйдет на устранение такой типичной дорожной неприятности, как прокол. И если с автомобилем подобные эпизоды проходят обычно почти безболезненно (как для машины, так и ее пассажиров), то вот с байком все не столь очевидно.

Все дело в том, что в случае прокола камерная шина сдувается почти моментально (воздух выходит через вентильное отверстие в ободе колеса), «бескамерка» же сохранят давление довольно долго (поскольку воздух выходит только в месте прокола). Такая «пролонгация акта» позволяет байкеру успеть сбросить скорость, а не «уйти» в кювет на полном ходу. Более того, если повреждение незначительное, его вполне можно устранить в дороге собственными силами. Даже не снимая колеса! Но вот если сильно не повезло и камера спустила полностью, возникает серьезная проблема. Поскольку для более основательного ремонта бескамерной шины без помощи профессионалов не обойтись. Во всяком случае, на последнем этапе – монтаже. Ведь, для того чтобы резина «запрыгнула» на специальные валики внутри обода (т. н. хампы), требуется дать большое давление, которого на обычном байке взять просто негде. Существуют, правда, специальные баллоны со сжатым воздухом, сделанные исключительно для таких случаев. Но возить его с собой при ограниченном пространстве и бюджете… Да и как-то это не по-русски – с нашим национальным авось!

Второй плюс «бескамерки» в том, что она намного легче. А значит, меньше нагружает подвеску и колесо, меньше нагревается при скоростной езде. По этой причине и служит дольше.

Увы, но установить ее удается на мотоциклы не всегда. В особенности на «классику» с ее почти обязательными спицованными колесами. Поскольку именно спицы не позволяют достигнуть необходимой герметичности. И потому – только «камерка». Кстати, для желающих впихнуть «невпихуемое» – «втыкать» камеру в «бескамерку» ни в коем случае не следует. Почему? Это же элементарно! «Двойное дно» не прибавит мотоциклу надежности. А вот безопасность значительно снизит. И все оттого, что между покрышкой и камерой образуется воздушный пузырь, который во время езды резко нагревается. Как результат скорость разрушения резины резко возрастает. Физику нужно было учить в школе, а не на мотоцикле гонять!

«Обувной» для мото

Второй важный аспект, характеризующий шину, – протектор. Кто не знает – это массивный слой особо прочной резины, соприкасающийся с дорогой при качении колеса и предохраняющий его от механических повреждений, имеющий определенный рисунок и рельеф. Согласен, немного заумно… Но именно он, этот слой, и определяют назначение шины, оказывая влияние на проходимость, расход топлива и даже шумность мотоцикла. Кто-то сравнил протектор с золотым ключиком. Правильно подобранный, он подойдет к замку (дороге и мотоциклу) и откроет перед умницей новые невиданные горизонты. Как фигурально, так и в буквальном смысле.

К выбору рисунка протектора не стоит подходить только из эстетических соображений. Тут важно другое, поскольку протектор ни много ни мало – гарантия безопасности байкера. В особенности в дождь. По этой причине на протектор передней шины наносят в основном продольные канавки, они сопротивляются боковому скольжению колеса. Большой же крутящий момент на заднем колесе требует шашечного рисунка или зигзагообразных канавок. Лучше всего, если таких канавок много. Именно от частоты «нарезки» зависит, как много и легко воды отведет от мотоцикла шина. И тут не последним становится вопрос о том, как нанесен рисунок и куда «смотрят» канавки. Поскольку продольные ухудшают устойчивость мотоцикла в повороте, а поперечные увеличивают тормозной путь и вероятность пробуксовки при интенсивном разгоне.

Особенно творчески нужно подходить к выбору «сликов» – гладких шин без всякого рисунка. Площадь контакта таких шин с поверхностью дороги максимальная. А значит, максимально и сцепление. Но! Только в идеальных условиях. Достаточно внести в эту картинку немного «веснушек» (дождь, грязь, колдобины), и такие шины становятся просто опасными. Ведь их главное достоинство немедленно превращается в недостаток – они уже не способны «держать» дорогу. Поэтому даже на шины для «спортов» обязательно наносят хоть какой-то рисунок. И чем он рельефнее, тем предпочтительнее, если «прохватывать» приходится не по гоночной трассе, а по родному российскому бездорожью.

И последнее по списку, но не последнее по значению – размер. Что бы там ни говорили психотерапевты и сексопатологи, но размер имеет значение. Причем во всех областях жизнедеятельности настоящего мужчины. Куда байкерство, понятное дело, входит в обязательном порядке. Вот только здесь… лучше придерживаться определенных правил. Верее, всего одного – размер шин, устанавливаемых на мотоцикл, не должен сильно отличаться от рекомендованного производителем. Понятно, что хочется, чтобы было «покрасивше», но забывать о безопасности не стоит. А то, что управляемость пострадает, понятно и без приведения графиков и схем. Впрочем, совсем уж жестких требований не существует, есть только рекомендации, в которых озвучена цифра – плюс-минус 10 миллиметров от нормальной ширины шины. Но – внимание! Только на заднем колесе и только дорожника. Для переднего – никаких «допусков» и «посадок» от указанного в «мануале».

Как наденешь шину, береги ее

Так, несколько перефразировав древний пионерский лозунг, можно коротко определить рекомендации по уходу за главными байкерскими «резинками». А то, что они потребуют внимания, – несомненно. Ведь шины подвергаются наиболее жестким воздействиям окружающей среды: миллионы раз сжимаются и разжимаются, их разъедают кислотные дожди, истирает дорога, высушивает солнце, на них действуют агрессивные химические вещества, жара и холод, песок и камни, люди и звери... И сколько они продержатся в таких нечеловеческих условиях, зависит исключительно от человека – владельца байка.

Последнему для исполнения своей исторической миссии потребуется немного. Как времени, так и сил. А вот что касается внимания – тут лучше не экономить! На что же его обратить? В первую очередь на внутреннее давление. Поскольку, как и у человека, отклонение в ту или иную сторону этого параметра значительно ускоряет процесс старения и износа. Согласно исследованиям, «сдутые» на 20% покрышки изнашиваются на 30% (!) быстрее. Езда на спущенных шинах увеличивает сопротивление качению, и, как следствие, растет расход топлива. Но самое неприятное, что такие «сдавленные» шины могут сделать байк неуправляемым в самый неподходящий момент. Последствия этого нужно объяснять?!

Повышенное давление тоже особой радости не принесет, тем более на скользкой дороге. Поскольку уменьшает пятно контакта и увеличивает нагрузку на амортизаторы и подвеску. Попутно разрушая и саму резину, правда не так стремительно. Перекачанная шина хуже держит удары, но, что особенно неприятно, может лопнуть! На скорости «такой хоккей» едва ли кому нужен…

Шины, как и женщины, любят, когда на них смотрят. Правда, в отличие от «лучшей половины» (придумал же кто-то такое?), им неважно, дерзкий ли это будет взгляд или вдумчивый. Главное, чтобы он смог отметить физические недостатки (еще одно отличие). На поверхности – царапины, трещины, разрывы. В эти «поры» быстро и неумолимо набиваются песок, пыль, влага и нефтепродукты. Что в результате приводит к разрушению резины и, как следствие, к плачевному финалу. Но не будем о нем. Тем более что избежать его вполне по силам любому, кто «обует» свой байк по всем правилам. Как выясняется, это совсем несложно…