18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Какие бывают квадроциклы. Тоже «…цикл»

Повсеместно создаются клубы его поклонников, а турфирмы зазывают совершить «экскурсию в стиле adventure» и испытать себя в трофи-рейдах с использованием этого косолапого. А цены на это средство передвижения растут быстрее шампиньонов. Что же в нем такого? О чем вообще идет речь? Язык не поворачивается произнести название, ведь он тоже имеет в своем имени приставку «цикл» и даже частично на него похож! Но при этом у него четыре колеса… отчего кличут его «квадроциклом»…

И откуда ты… такой, взялся?!
В основе идеи квадроцикла лежит тяга к универсальности, желание совместить в одном достоинства нескольких. Гидросамолет, кресло-качалка, тянитолкай. Квадроцикл – логичное продолжение этого ряда и удачная попыткой «склеить» автомобиль и мотоцикл. Правда, сначала взяли какой-то бракованный автомобиль – у прообраза квадроцикла, явленного миру в 1970 году, имелось всего три колеса. Вездеходный мотоцикл Honda US90, получился легким и маневренным как мотоцикл, и выносливым, грузоподъемным, устойчивым, что присуще автомобилю. Новоявленные трайки пользовались популярностью на калифорнийских пляжах. Возможно, появление четвертого колеса для повышения устойчивости «пляжных вездеходов» связано с заботой о безбашенных и не всегда трезвых курортниках.

Какие бывают квадроциклы (1).JPG

Со временем к «квадрикам» пригляделись и по достоинству оценили. Ныне это самостоятельное транспортное средство с четким определением ATV (All Terrain Vechicle) – внедорожник для пересеченной местности. Его поставили на службу спецподразделения вроде спасателей или медиков. Этот драндулет может проехать там, где остальные «колесные» встанут, и вывезти на своих железных плечах груз или пострадавшего. Охотники и рыболовы добираются на нем в районы с непуганым зверьем и рыбой, прыгающей в садок. На нем гоняет молодняк, выросший из педальных машинок, которому мамы и бабушки пока категорически запрещают ездить на мотоцикле.

«Для дома, для семьи» квадроцикл стал также очень полезным. «Лошадиный» табун, запрятанный в скромный с виду движок, «тянет» и грубоватую конструкцию самого «цикла», и кучу навесного оборудования: от газонокосилки до снежного отвала. Владелец коттеджа за городом, имеющий голову на плечах и приличную сумму в кошельке прикупает себе это четырехколесное, и при необходимости самостоятельно, не дожидаясь милости от природы и городских служб, чистит дорогу к дому, убирает камни, опрыскивает сад… да мало ли что можно сделать вдвоем. С квадроциклом. А «адреналиновые наркоманы»? «Оторваться по-взрослому» на подготовленной гоночной трассе, извозиться по самые уши в грязи, попрыгать с трамплина на скорости «за 120»! Это ли не счастье!?

Какие бывают квадроциклы (5).JPG

Делим четыре колеса
Квадроцикл универсален, но имеет индивидуальные особенности. Вот благодаря им всю гамму «квадриков» можно смело (или, напротив, очень робко) разделить на несколько типов. И первый, с которого хорошо бы начать не только классификацию, но и знакомство с ATV – прогулочные квадроциклы. Они чрезвычайно просты в управлении, имеют не только механическую, но и автоматическую коробку передач. Невеликие внешне (отчего их порой путают с детскими моделями) и не особо мощные (10-20 л.с.) они способны лазать по крутым склонам и таскать грузы «как большие». Правда, скорость «всего» 60-70 км/ч. Зато они экономичны.

Спортивные. Этих отличает большая мощность, крепкая подвеска и… высокая цена. При поголовье в 50 паспортных «лошадок» «спорт» может «разбежаться» до 140 км/ч. На такого без основательной подготовки лучше не садиться. Сбросит.

«Охотники». Из всех ATV они наиболее мощные и наиболее «вездеходы», поскольку могут проехать практически везде (при замене колес на гусеницы, слово «практически» исчезает). «Охотники» комплектуются 4-тактными двигателями и автоматической трансмиссией (с полным приводом, пониженной передачей и блокировкой дифференциала). Двигаются не быстро, но неудержимо. Причем, не только посуху, но по воде. Вмещают до 4 человек и до полутонны (!) груза.

И, наконец, утилитарные ATV, ориентированные на использование в хозяйстве, причем не только сельском. Наличие багажников спереди и сзади (в шестиколесных моделях даже кузова) позволяет перевозить массу…чего угодно. А тяговитый объемный мотор и полный привод – использовать его не только как грузовик, но и как трактор. Тем более что всякого навесного оборудования для них выпускается более, чем достаточно.

Какие бывают квадроциклы (6).JPG

Че те надо? Чо ты хошь?
Любая классификация условна. В отношении «квадриков» это также справедливо, поскольку один и тот же ATV, отнесенный к тому или иному классу, совмещает в себе черты, присущие модели совсем другого назначения. И потому есть смысл рассмотреть те факторы, из которых складываются возможности и цена.

Выбор «четырехколесного» предпочтительнее начать с осмотра двигателя. Чем он мощнее – тем лучше. Это аксиома и пояснений не требует. С охлаждением чуть сложнее. В квадроциклах используются все системы охлаждения: воздушная (иногда принудительная), водяная и воздушно-масляная. Наиболее удобен и надежен мотор с водяным охлаждением: «закипание» практически исключается, температурный режим постоянный. Но в отличие от конструктивно более простых воздушных, такие системы (ну, и весь ATV) значительно дороже.

Те же пропорции сохраняются в трансмиссии. На самые простые и недорогие модели устанавливают то, что подешевле – трансмиссии с автоматическим центробежным сцеплением. Те, что подороже и помощнее, оснащаются вариатором, который удобнее, надежнее, «терпеливее» к нагрузкам и…дороже в изготовлении, что сужает круг машин на которых он используется. А механическую (5- или 6-ступенчатую) коробку передач можно считать компромиссным вариантом, поскольку он с равным успехом устанавливается на дешевые «вездеходы», и на дорогущие «спорты» с форсированными движками. В обоих случаях использование механической КПП оправдано. При «втыкании» пониженной передачи утилитарный «квадрик» способен вытянуть себя из трясины или «заползти» на крутой склон. На спортивных моделях – это вообще единственная возможность двигаться в желанном режиме.

Какие бывают квадроциклы (4).JPG

Подвеска. Чем дешевле ATV, тем она проще. Да что там – до недавнего времени, на квадроциклах подвески вообще не было (эту роль выполняли высокопрофильные шины). Ныне практический каждый «квадрик» обязательно имеет зависимую или независимую подвеску (иногда обе). Передняя, как правило, независимая. С ней «цикл» мягче «отыгрывает» на колдобинах, крепче держится за землю и облегчает управление. В отношении задней подвески такой ясности нет. Если задняя подвеска независимая – можно не сомневаться, перед вами очень не дешевый «спорт-турист». А если увидели только переплетение сваренных железных стержней – это самый дешевый «хозяйственник». Но именно такая подвеска славится надежностью и «неубиваемостью». Поэтому она иногда ставится на «настоящие» профессиональные ATV и вездеходы.

И последнее на чем необходимо заострить внимание – привод. Задний привод используют часто, но по большей части в детских и спортивных моделях. Для первых, полный привод – излишество, а для вторых – экзотика. Для остальных норма – полный привод. Правда, в «обычных» режимах ATV являются заднеприводными, а передняя ось подключается по необходимости перемещением рычага, расположенного либо возле мотора, либо справа от руля. Для чего не нужно даже останавливаться. Любопытно, что в квадроциклах может не быть заднего межколесного дифференциала и наличествовать блокировка переднего. И то, и другое делается для повышения проходимости. При активации обоих опций остановить ATV может только неровное дно глубокого водоема или абсолютно вертикальное препятствие.

Какие бывают квадроциклы (3).JPG

Внимание! Не опасно для жизни!
Чего хочется, когда техника поблескивая свежим хромом и попахивая новой краской, заправленная бензином и чистым маслом «бьет» копытом? Конечно, вскочить в седло и газануть. Но прежде несколько слов.

Ездить на ATV не просто… а очень просто. Если довелось ездить на велосипеде, то управление «квадриком» несложно освоить самостоятельно. Для новичка предпочтительнее что-нибудь попроще и помедленней. К примеру, «хозяйственник» или прогулочный квадроцикл с автоматической трансмиссией. Здесь задача наездника одна – «жать на гашетку». Если под правым коленом обнаружился рычаг коробки передач, то придется начать с «механики». Ничего страшного – просто запомните, что она имеет пять положений H (вперёд), L (пониженная передача вперёд), N (нейтральная передача – для буксировки), R (задний ход) и P (паркинг). Поищите, возможно найдется переключатель полного или part-time (заднего) привода.

Сама езда тоже имеет свои тонкости. Хоть в русском названии ATV и есть окончание «цикл», в отличие от «мото» у него две колеи и в поворот его не «завалишь». Так что перевернуться на нем проще, чем удержаться. Опытные «атв-шники» рекомендуют на скорости не сидеть в седле, а стоять на подножках! Это облегчает маневр, позволяет удерживать машину в горизонтальном положении, а на пересеченной местности уберегает от чувствительных шлепков «пятую точку». А что бы уберечь все остальное, что к ней крепится – ни при каких условиях не нужно ездить без защиты.

Какие бывают квадроциклы (2).JPG

Хотя утилитарные «квадроциклы» редко двигаются со скоростью более 60 км/час, риск повредить жизненно-важные органы, в случае аварии, очень велик. Шлем с очками (закрывает челюсть и уберегает глаза от веток и пыли), «черепаха» (прикрывающая грудь, локти, плечи и позвоночник при падении или ударе о препятствие), наколенники (защищают суставы при соприкосновении с камнями или сухой землей при вылете из седла) и перчатки (зимой лучше теплые, поскольку пальцы, прижатые к рулю, немеют мгновенно) – вот минимальный набор без которого в седло ATV лучше не влезать. Есть риск покинуть его уже инвалидом.

Диагноз
Говорить всерьез о том, что квадроцикл во многом универсальное средство передвижения просто не хочется… но придется. Действительно он хорош. Прост в управлении, устойчив на дороге (и вне ее), резв и могуч. Хороший помощник в доме и надежный спутник в путешествии. Да, имеются ограничения по их использованию, но нет сомнения, что ГИБДД пересмотрит отношение к этим косолапым с ростом их популярности. Да, цена пока кусается, но ведь и первые автомобили никто не раздаривал. Понизится, постепенно. Так что перспективы есть, и очень серьезные. Но бояться за то, что они вытеснят своих двухколесных прародителей едва ли стоит. А вот конкуренцию им составят серьезную. Хотя бы потому, что пусть и отдаленно напоминают настоящий автомобиль. Потому что выглядят круто. Потому, что здорово облегчают жизнь. И главное – придают ей новый вкус.