18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

И даль, и бой…

Что в имени тебе моем…

На мотоцикле путешествовали с момента его появления. И продолжают заниматься этим увлекательным делом поныне и повсеместно. Поскольку впечатлений такое занятие дарит массу! Да чего там, даже перемещение из одной части города в другую сопряжено с необходимостью пережить всю гамму чувств, свойственную дорожному турне. Тут и опасности, и неусыпное внимание, и качество дороги, и состояние погоды, и еще черт знает что! Конечно все это в масштабе «один к…», но почувствовать драйв такие микровояжи позволяют. Что уж говорить о мотопутешествии на расстояние в тысячи километров?! Наверное, именно по этой причине даже в СССР, несмотря на недоразвитость отечественной мотопромышленности, мототуризм был развит весьма прилично. На протяжении десятков лет в Союзе действовали турклубы, существовали рабочие маршруты, присваивались звания (!), издавалась литература. С развалом «нерушимого» эта область человеческих интересов захирела, чтобы не сказать – умерла. И начала возрождаться сравнительно недавно. Зато какими темпами! Ренессанс интереса к мотопутешествиям несомненно связан с появлением в обновленной России хорошей и очень хорошей импортной (увы!) техники. «Японцы», «американцы» и даже «европейцы» хлынули в открывшиеся границы чуть припорошенным ржавчиной потоком. Что нисколько не умалило интереса к ним. И даже напротив, поскольку в состоянии «б/у» они были доступны для массового потребителя, еще не забывшего, как довести свою лошадку своими же руками. 

Мотодальнобой (4).JPG

И это он, безымянный, но многочисленный мотобрат, покрасовавшись перед восхищенными взглядами безлошадных друзей и подруг, задумался об очевидном: а что, если?.. И поехал. По российскому бездорожью, мимо обезлюдевших деревень, при полном отсутствии ремонтной базы и связи, заправок и мотелей. Пожалуй, именно в то время и возник новый термин, определяющий такого рода мероприятие. Прежнее «мототуризм» как-то не прижилось в отеческих пределах. Это у них в благопристойной Европе «туризм», а у нас – «дальнобой». Где «даль» и «бой» связаны неразрывно. Несмотря на определенный (и немалый!) опыт, накопленный за последние годы, в отечественной литературе так и не появилось сколько-нибудь весомого исследования этого феномена, которое бы обобщило достижения отдельных путешественников, собрав воедино их знания с обязательным анализом ошибок и просчетов. 

Мотодальнобой (2).jpg

Результатом чего могло бы стать руководство наподобие «Книги искателя приключений» признанного гуру Криса Скотта. Увы, несмотря на очевидную ценность Adventure Motorcycling Handbook (так в оригинале), для российских «дальнобойцев» она почти бесполезна. Заполняя возникший пробел, AG делает робкую попытку осветить основные вопросы, связанные с «дальнобоем» в России.

 

Мотоминимум

Любое мероприятие состоит из трех последовательных этапов – планирования, подготовки, осуществления. Мотопутешествие — не исключение. И планирование в этом деле — едва ли не половина успеха. Поскольку что-то учитывать можно только «на берегу». Небрежность скажется и аукнется в дороге, и еще неизвестно как. От того, насколько грамотно выбран и подготовлен мотоцикл, как тщательно подобран, распределен и развесован груз, проложен маршрут, рассчитаны финансы и выправлены необходимые документы, зависит финал этой авантюры. По списку и пойдем.

Мотодальнобой (8).jpg

Мот. Несмотря на важность каждого из упомянутых выше элементов, первым в этом списке по праву стоит мотоцикл. И тут с гордостью нужно заметить, что именно российские путешественники доказали: перемещаться на дальние расстоянии можно на чем угодно. Наряду с признанными турерами типа «Тенере» и «Африка Твин» Россию в обоих направлениях пробороздили наши «ИЖи» и «Уралы», распиаренные «бэхи» и «голды», худосочные «четвертушки»-эндуро и даже неторопливые скутеры. Другими словами, совершить мотопробег можно буквально на всем, что имеет два колеса, руль и двигатель. А следовательно, если состояние мотоцикла позволяет надеяться, что он не заглохнет по дороге, комфорт не вызывает нареканий, устраивает скорость, грузоподъемность и «аппетит» – смело двигайте. Конечно, нелишне будет показаться мото-«врачу», особенно если вы не спец. Некоторые траты за посещение окупятся бесперебойной работой и отсутствием необходимости эвакуировать «лошадку» в случае серьезной поломки. Ведь отсутствие ремонтной базы практически на всем протяжении от Владика до Бреста позволяет приравнять путешествие на мотоцикле по материку к одиночным гонкам на яхте по океану – надеяться можно только на себя и своего безмолвного спутника. А при таких условиях выбор, к примеру, нашего «ИЖа» уже не кажется безумной идеей. Впрочем, тем, кто верит в неубиваемость «японцев», не стоит отказываться от действительно надежной техники. Но по возможности лучше отдать предпочтение чему-то «поэндуристее». Поскольку на неоднократно воспетых российских дорогах легко остаться без пластика капотировки и амортизаторов, «заточенных» отнюдь не под гравийку.

Мотодальнобой (7).JPG

Хабар (он же шмурдяк). Байкер-«дальнобойщик» в чем-то похож на улитку. Он, как и она, вынужден везти свой «домик» на себе. В этом его сила. И – уязвимость. Увы, взять с собой все, что может понадобиться в пути, невозможно. В отличие от Эвана Макгрегора, совершившего мотопробег вокруг шарика с голливудским шиком в сопровождении обоза из «технички», трейлеров для отдыха и грузовиков с запасными мотоциклами (!), российский путешественник не столь обеспечен. И потому вынужден ограничивать себя буквально во всем, отдавая предпочтение вещам универсальным и компактным. Еще и потому, что мотоцикл не автомобиль и мест, куда можно приторочить груз, немного. Отсюда и единство двух противоположностей – что взять и как закрепить. Список необходимого минимума давно составлен и неоднократно проверен. Наряду с перечнем упакованных в целлофан документов в него входят смена белья, гигиенические принадлежности, палатка, коврик, спальник, необходимые инструменты, ремкомплект, нож, фонарик, подобранная аптечка, мобильник с зарядкой, дождевик, смазка для цепи и масло для картера, запасные свечи и резина. Дополнять список можно до бесконечности в зависимости от индивидуальных предпочтений и своего представления о комфорте. В дороге не помешает газовая или бензиновая плитка, котелок, посуда, спальник, термос, дополнительная одежда (путешествие ведь не только дорога) и еще по мелочам – очки, кепка, фотоаппарат, сменная обувь и т. д. Главным в этом случае становится вопрос – как все это увезти? Ответ в способности владельца мотоцикла разместить груз и способности мотоцикла с ними обоими двигаться. Как правило, и то и другое решается посредством оборудования на байке кофров – штатных или самодельных. В последнем случае стандартами можно будет пренебречь, что позволит навьючить мот гораздо основательнее. А значит, и взять побольше. Этот шаг, не исключено, положительно скажется на всем мероприятии. Или напротив. Ведь, нарушив баланс и сместив метацентр, байкер добровольно прибавляет рисков в не и без того небезопасное предприятие.

 

Километры в рублях

Финансовый вопрос был и остается основным в таком отнюдь не дешевом предприятии, как «дальнобой». Полагающих, что для реализации плана достаточно мотоцикла и желания, можно лишь пожалеть и подивиться их наивности. Подготовка путешествия, включающая покупку байка и оказание ему «техпомощи», приобретение необходимых вещей и кофров (или их создание), оформление всех страховок и доверенностей – лишь часть предстоящих трат. Причем не бОльшая. Дорога прожорлива и щедра на разного рода сюрпризы и подарки. Но даже если не брать в расчет возможные неприятности (но их все же лучше брать!), то платить в дороге будет за что. Первое, самое очевидное – бензин. Рассчитать грядущие расходы несложно, если известно, сколько мот «ест» и сколько километров ему предстоит пройти. Дальше чистая арифметика. Увы, не очень чистая. Даже самый тщательно разработанный и многократно выверенный маршрут на бумаге выглядит значительно более гладким, чем он есть в действительности. Разноцветные линии на карте с маловразумительными пояснениями на деле превращаются в разбитые проселочные дороги, вздыбленный, изрезанный трещинами асфальт и жидкое, взбитое колесами грузовиков месиво. Пониженная скорость, пробитые колеса, залитый свечи на таких участках не только увеличивают время на прохождение, но и основательно раздувают запланированный бюджет. Далее – питание самого «дальнобойца». Если кто не знает, «федералка» еще не построена. А потому и цивилизация на ней присутствует фрагментарно. И значит, периодически придется надеяться только на свои запасы. Что, с одной стороны, даже выгоднее. Правда, не полезнее для организма. То же с бытовыми услугами. Спать под открытым небом – это романтично. Но, во-первых, небезопасно. А во-вторых, не всегда гигиенично. Следовательно, хотя бы изредка нужно будет останавливаться в гостиницах или мотелях. 

Мотодальнобой (1).jpg

Услуги их отнюдь не бесплатны, что тоже нужно учитывать, как и количество ночевок вообще, поскольку именно они станут заметно облегчать кредитку мотопутешественника. Все эти вложения теоретически можно рассчитать. И такая попытка была сделана. На одном из интернет-форумов промелькнула любопытная цифра. Оказывается, при приблизительно одинаковой на всем протяжении трассы Владивосток – Москва цене бензина и гостиниц километр стоит около пяти рублей.

 Человеческий фактор

В жизни современного мужчины почти не осталось событий, о которых стоило бы помнить, которыми стоило бы гордиться. И действительно – воевать, к счастью, не нужно, драконы перебиты предшественниками, а освобожденные принцессы давно превратились в эмансипированных дам. И спасать требуется уже их мужей-принцев. И где, скажите на милость, проявить себя мужчине-завоевателю, мужчине-покорителю, мужчине-борцу? Для имеющих мотоцикл ответ очевиден – в Большом путешествии. Именно так, с большой буквы – Большом путешествии!

Мотодальнобой (6).JPG

О том, какие радости дарит мотопутешествие, говорить можно долго. И все равно обо всех рассказать не удастся – слишком широк спектр эмоций и впечатлений. Но вот об основных проблемах хотя бы вскользь упомянуть будет не лишним. Дорога дорогой, а вот кое-каких опасностей вполне можно избежать, если задуматься о них перед выездом. К числу самых актуальных смело можно отнести вопросы, связанные с формированием экипажа, безопасностью как самого путешественника, так и его техники и дорожным бытом. Именно эти три пункта являются важнейшими составляющими удачного и успешного путешествия. Без учета каждого из них любой мотопрохват превращается в крайне рискованную авантюру, финал которой не возьмется предсказать ни один прорицатель.

Но не стоит пугать потенциального «дальнобойца» грядущими сложностями. Для того люди и покидают нагретые места, отправляясь в туманную неизвестность, чтобы, преодолевая трудности, испытать себя, проверить на прочность... Так вот, о людях. Понятие «мотопутешествие» вовсе не предполагает, что если количество мест на байке ограниченно, то и ехать придется «в одного». Тут, что называется, возможны варианты. Правда, вариантов всего три – в одиночку, со «вторым номером» и группой. Каждый из них имеет свои плюсы, но и минусов не лишен. Выбирать придется индивидуально, исходя из привычек, личных пристрастий и обстоятельств.

Одиночки. На первый взгляд, в таком составе перемещаться лучше всего. Во-первых, байк используется с максимальной эффективностью. Ведь место пассажира занимает не «лишний рот», а полезный груз. Который к тому же распределен с учетом пожеланий водителя – тяжелое – пониже, необходимое – поближе. Во-вторых, экономия для путешествующего «сам на сам» очевидна. Облегченный мотоцикл потребляет меньше топлива, работает без перегрева и управляется легче. Плюс питание и ночлег (в случае необходимости воспользоваться гостиницей) обходятся в 1,5-2 раза дешевле. И все было бы почти идеально, если бы не ряд факторов, которые в дальней дороге желательно учитывать. Так, к примеру, мотоцикл, в отличие от машины, нельзя оставить без присмотра. Его не закроешь, вещи за тонированными стеклами салона не спрячешь. И, значит, отлучиться, даже по мелкой надобности, будет непросто. Что уж говорить о серьезной поломке или (оборони, Создатель) аварии? Да и просто остановка позволит водителю отдохнуть более основательно, если часть забот по организации лагеря, приготовлению пищи и подготовки к ночлегу возьмет на себя до времени отдыхавший «второй». С которым можно будет хоть словом перекинуться. Об эмоциональном факторе вообще не стоит забывать. Настоящее путешествие – это не тупое перемещение от одного верстового столба к другому, из точки А в точку В. Для большинства подобное мероприятие связано с новыми встречами, событиями, впечатлениями. Которыми хочется поделиться, похвалиться, которые хочется запечатлеть. А сделать это без партнера бывает непросто. И получается, что человек добровольно обкрадывает себя. И того (чаще ту!), кого не взяли в дорогу по надуманной причине…

Мотодальнобой (5).JPG

Дуэт. По вышеприведенным причинам ехать вдвоем, пожалуй, предпочтительнее. Но экономически этот вариант проигрывает одиночному. Со «вторым» и байк тяжелее (а с ним и управляемость), и вещей требуется больше, и бюджет распухает. Да и далеко не все байкеры любят ездить с пассажиром – ответственно, утомительно, сложно. Кстати, далеко не все любят и роль пассажира. Ведь в дороге водитель всегда при деле, а чем заняться ограниченному даже в движениях «второму»?!

Группа. Во всех отношениях самый выгодный и удобный вариант. Особенно если мотоциклы однотипные. Тут можно и груз по байкам раскидать, и роли распределить (кто повар, кто врач, кто механик), и бюджет на всех «попилить». Гуртом и лагерь быстрее разбить, и байк поднять, и решение найти. Да и в случае реальной опасности группа представляет значительно более грозную силу, чем самый «раскачанный» одиночка. Так и не решивший, что взять — …

 

…пистолет или мачете?

Мотодальнобой (3).jpg

 Ни то ни другое! И это при том, что общепризнано – перемещаться по дорогам России небезопасно. Что подтверждают десятки пропавших без вести, погибших под колесами и просто покалеченных в стычках с «аборигенами» мотопутешественников. И все же – никакого оружия. Профессионалы знают: наличие ствола придает уверенности. Но и одновременно значительно снижает объективность в оценке ситуации. Как результат – словесная перепалка легко может перерасти в жесткое противостояние. А использование оружия противной стороной – в выяснение отношений «а-ля Дикий Запад», выйти из которого бескровно может и не получиться. И потому – только доброе слово (или «золотое» молчание). Вторая «оружейная» проблема – легальность. Дело в том, что на чужой территории действуют свои законы. И сотрудник милиции там представляет не меньшую опасность, чем его антипод – грабитель. И того, и другого мало интересуют бумажки с гербовыми печатями. Без других бумажек, с водяными знаками, любое «право на ношение» там ценится не дороже пипифакса. И хорошо, если дело обойдется лишь конфискацией той же «травматики». Все может обернуться куда серьезнее – задержанием до выяснения, а то и уголовным делом. И третий (а может, и первый!) вопрос, который стоит задать себе, прежде чем поудобнее закрепить кобуру на поясе: а смогу ли я выстрелить в человека (даже если он Божье творение напоминает лишь внешне)? Первый раз сделать это действительно сложно, спросите у любого ветерана боевых действий. И следует понимать, что, после того как прозвучали выстрелы, «развести» ситуацию мирным путем уже не получится. Если грядущие ОЧЕНЬ серьезные проблемы не пугают – тогда вперед. Всем другим можно посоветовать обойтись недорогим минимумом – здравым смыслом, разумным поведением и… перцовым баллончиком. Последний – для встречи с агрессивными животными, теми, что ходят не на двух, так на четырех лапах. И не стоит забывать о ноже. Но не об охотничьем тесаке (чтобы все сразу поняли – мачо!), достаточно обычного перочинного. По возможности многофункционального и обязательно с лезвиями из качественной стали.

 

И стол, и дом

Дорога – это не только движение. Пожалуй, можно взять на себя смелость и заявить нечто мировоззренческое – это путь к тому месту, где хочется остановиться. Хотя бы на ночь… И вот с этим-то возникают проблемы. Конечно, если прохват случился в Европе, то от гостиницы, кемпинга или мотеля там увернуться не получится. Но будем реалистами. Зачем ехать в такую даль, когда у нас красот гораздо больше. А увидеть их можно практически даром. Вот здесь-то и полезно будет вспомнить беззаботную юность с ее походами, кострами и палатками. Для мотоциклиста последняя является поистине панацеей, позволяя почувствовать себя совершенно свободным и независимым от благ цивилизации. Сравнительно компактный домик укроет от дождя (а если домик вместительный, то спрятаться получится и у мотоцикла), даст возможность подремонтироваться, отдохнуть и просто почувствовать себя в относительной безопасности. И, что немаловажно, основательно сэкономить на гостиницах. Впрочем, главным доводом в пользу палатки может служить тот факт, что она является неотъемлемой частью приключения, в которое путешественник окунается, стоит ему покинуть свой дом. Нелишне будет подумать и о постели. Как правило, роль последней выполняет обычная туристическая «пенка». Но если путь неблизкий и предполагается колебание температуры воздуха, то спальник предпочтительнее, хотя занимает гораздо больше места и требует ежеутреннего проветривания.

Мотодальнобой (9).jpg

И последнее – полевая кухня. Насколько полезно питаться вкусной и здоровой пищей, говорилось достаточно, и повторяться не имеет смысла. Вот только в дальней дороге неопытные путешественники отчего-то пренебрегают этой аксиомой. И платят за это болями в желудке, непроходящей диареей и общим утомлением. А нужно-то было всего-навсего прихватить с собой какую-нибудь печурку. Нет, не «мартен» или «буржуйку», что-то более миниатюрное и эффективное. В настоящее время наиболее приемлемым вариантом, без сомнения, является газовая горелка. Она во всех отношениях хороша – невеликая по размерам, легко трансформируется и хорошо греет. Но одно неудобство перечеркивает все достоинства. Газовые баллоны занимают много места, и их не везде можно приобрести. Проблема решается использованием хорошего примуса (который, как известно, работает на бензине). Ключевое слово здесь – «хороший». Отечественный «Шмель» можно порекомендовать только врагу или конкуренту с тем, чтобы его экспедиция закончилась голодной смертью. Импортный «Колеман» внешне очень похож на вышеозначенного «мохнатого» с той лишь разницей, что… не опасен для жизни и не требует многолетнего навыка обращения с ним. Достаточно поднести зажженную спичку к соплу, открыть вентиль – и пожалуйста, можно готовить. Из посуды понадобятся лишь большая кружка для приготовления супов, каши и чая, маленькая для питья и ложка.

 

В путь!

 

Как видно из краткого перечня, приведенного выше, путешествие на мотоцикле действительно доступно почти каждому. Требуется совсем немного – желание, деньги, здравый смысл и совсем чуть-чуть везения. И незабываемые впечатления от поездки останутся с вами на всю жизнь. Сравнить их, наверное, будет просто не с чем. Ну, может, только с другим, еще бОльшим путешествием. Ведь известно же, что может быть лучше гор. Только другие, еще более высокие горы…