18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Honda Gold Wing. «На златом крыле…»

Да что там! Он сам без преувеличения король дорог. С первого взмаха своих золотых крыльев этот мотоцикл стал иконой и родоначальником нового класса люкс-туреров. И… нового типа мотолюбителей – не просто поклонников дальнобоя, но склонных к путешествиям с большим комфортом. И главное. Он прекратил войну. Между конкурентами. Поскольку все, что производилось в этом классе после, было либо его плохой копией, либо… очень плохой копией. Потому звание неповторимого и неподражаемого он несет по праву.

1 - Обзор Honda Gold Wing.jpg

Птенец
Короля играет свита. В случае с Honda Gold Wing эту внешне малозаметную, но важную роль отвели группе молодых конструкторов, собранных в 1972 г. в исследовательском центре Honda. Задача была проста – создать лучший в мире мотоцикл. Ни больше ни меньше. Через год был готов концепт (условно названный «проект М1»), снабженный шестицилиндровым полуторакубовым «оппозитником» с жидкостным охлаждением. При впечатляющем объеме мощность двигателя оказалась всего 61 л.с. Прямо скажем – невелика. Но мотоцикл не планировался для гонок. Он предназначался для мотопутешественников. Да и то в далеком будущем. Однако события развивались стремительно. Компания «Кавасаки» выбрасывает на рынок свою знаменитую модель Z1, на голову превосходившую тогдашнего «хондовского» фаворита СВ 750. И «Хонда» ответила так, что похоронила все надежды соперников произвести на свет нечто похожее. В 1974 г. на мотосалоне в Кельне мир увидел новый супермотоцикл GL1000, где были использованы многие наработки модели М1 (правда, количество цилиндров уменьшили на треть, а сам двигатель форсировали).

Тогда же на его борту засверкала надпись «Золотое крыло». Но главной сенсацией стали технические новшества «златокрылого» птенца – отлитый заодно с картерными деталями двигатель, жидкостная система охлаждения с вентилятором и термостатом и многие другие. В GL1000 впервые на модели «Хонда» появился и привод на заднее колесо карданным валом. Благодаря всем этим «фишкам», обогнавшим время, мотоцикл получился по-настоящему хорошим – надежным, скоростным, комфортным. Но его «преждевременность» сыграла злую шутку – за год в мире их было продано всего 5 000. Все объяснялось просто – еще не сформировался класс любителей дальних путешествий, предпочитающих комфорт в долгой дороге. Не дожидаясь, пока мотолюбители дозреют, руководитель проекта сам поехал в народ, накрутив по дорогам Америки тысячи миль. В задушевных разговорах с байкерами он выяснил, что привлекает знатоков и поклонников этой модели. Оказалось, «лошадиный табун» не главное достоинство Gold Wing. Плавность хода, фантастическая гибкость мотора, низкий уровень шума – вот что делает этого «пернатого» таким симпатичным. Как выяснилось, некоторые владельцы Gold Wing оснащают байк дополнительными обтекателями, стеклами и кофрами.

2 - Обзор Honda Gold Wing.jpg

Замечания учли, недостатки устранили, а пожелания и новые идеи (в том числе некоторые байкерские придумки) были блестящи реализованы. В 1980 г. свежим золотом свернуло новое «крыло», с «пополневшим» до 1085 куб.см мотором, усиленными агрегатами трансмиссии и пневматической подвеской. Но главное, байк обзавелся развитой пластиковой обшивкой, во многом определившей его неповторимый облик и сумасшедшую популярность. Однако эволюция Honda Gold Wing не заканчивается. Производство, перенесенное в США, подстраивается под требовательных к комфорту янки – на люксовых моделях появляются дорожный компьютер, саморегулирующаяся задняя пневматическая подвеска, круиз-контроль и интерком. Но просто достойное положение в мире мотоциклов не удовлетворяли Honda. Они хотели быть первыми и потому в середине 1980-х появилась мысль вернуться к подзабытому «проекту М1» – шестицилиндровой схеме и объему 1520 куб.см. Как результат – появление поистине культовой модели, на которой был установлен не один рекорд, разрушено не одно предубеждение. «Голды» образца 1988 г. ездят по дорогам мира по сей день, объединяя в сотни клубов тысячи своих поклонников. Но, пожалуй, главное достижение – уход с рынка больших туристических мотоциклов таких монстров, как Suzuki и Yamaha. Это ли не признание достоинств Gold Wing?

3 - Обзор Honda Gold Wing.jpg

Но Honda и на этом не остановилась. В 2000 г. на мотосалоне в Мюнхене дебютировал принципиально новый Gold Wing. Двигатель, который за счет оригинальной конструкции рамы удалось сдвинуть несколько вперед, вырос до 1800 «кубиков» (став при этом легче и уже) и занял первую строку в рейтинге объемов мотоциклетных моторов. Изменились развесовка и управляемость байка – в лучшую сторону. Заметны и внешние изменения. Наряду с увеличенным количеством разного рода «фонарей» конструкторы улучшили аэродинамику, а еще более округлившиеся формы шумят меньше. Как и прежде, ветровое стекло регулировалось по высоте и углу. Но используемая теперь механическая система оказалась надежнее прежних сервоприводов. И кое-что по мелочам: качественная аудиосистема, круиз-контроль и отменная вентиляция (внутри обтекателя теплый воздух от радиатора на высоких скоростях омывает водителя, а на малых электровентиляторы отбрасывают жар за пределы кормы). Полезный объем багажных кофров увеличен до 147 л. И, чтобы все эту красоту не свистнули, в ключ зажигания имплантирована защитная микросхема, а тормозные системы соединены в комбинированную схему. Окончательно добивая конкурентов, в 2006 г. компания стала предлагать опцию, которой пока нет ни у кого в мире – подушку безопасности для водителя. Что будет дальше – бог весть. Но и то, что есть, заставляет поверить – совершенство возможно.

Полетели-поехали
«Голда» не случайно входит в число мотоциклов-тотемов – он требует особого отношения, при том что по-королевски щедр и снисходителен. Это можно ощутить, оседлав байк и «дав шпоры». При массе более 350 кг удержать его вертикально при остановке может и не слишком дюжий байкер. Но это заслуга не его, а низко расположенного центра тяжести, конструктивно смещенного не только вниз, но и вперед. Это позволило больше нагрузить переднее колесо, что, в свою очередь, сделало байк еще более (!) устойчивым. При незначительном отклонении от вертикали он сам стремится вернуться в прежнее положение, заметно облегчая задачу. Правда, если падение все же произошло, то поднять мотоцикл «на крыло» одному будет не просто. Хотя обойдется, скорее всего, без потерь. Все сколько-нибудь ломкие элементы ограждены металлическими деталями. Но представить эту красоту на боку, в пыли проселочной дороги… бр-р-р, даже не хочется. Лучше ездить.

5 - Обзор Honda Gold Wing.jpg

Если не пытаться использовать «Голду» в качестве спортбайка, особых проблем не предвидится. Более того, от ряда сложностей, свойственных другим мотоциклам, этот вообще избавляет. К примеру – торможение на влажной дороге, нередко заканчивающееся печально и для железного коня, и для его всадника. Оседлавший «золотое крыло» от подобных неприятностей огражден изначально. Тормозная система «Голды» – шедевр конструкторской мысли. Два передних и один задний, вентилируемый, тормозные диски оснащены трехдисковыми скобами и действуют по принципу: рычаг на руле и тормозная педаль воздействуют на разные, наружные и внутренние, поршни суппортов, помогая оптимально использовать сцепные свойства колес. Добавьте сюда же самодиагностирующуюся АБС и антиклевковую систему (блокирующую гидравлику передних колес при торможении), и станет понятно, как далеко простирается забота конструкторов о безопасности владельца. Говорить о комфорте водителя и пассажира этого мотоцикла как-то даже неудобно – он давно признан лимузином среди себе подобных (хотя кто может быть на него похож?!). Водительское сиденье сродни дорогому дивану – мягкое, широкое удобное. Спинка избавляет от утомления на долгих переходах. Как и пассажира, восседающего, без преувеличения, на троне (даже с подлокотниками!).

Заботливые и рачительные японцы не забыли и о сохранности всей этой красоты, упрятав под пассажирское сиденье непромокаемый чехол, который можно натягивать на сиденья в дождь. Ветрозащита достойна отдельного слова. Стекло имеет регулировку по высоте, которая позволяет поднимать и опускать его на целых 10 см. Это, в свою очередь, практически исключает дискомфорт водителя и пассажира, которые оказываются как бы в воздушном коконе. Ни дождь, ни ветер, ни звезд ночной полет им не страшны. А захотелось экзотики и ветра в лицо – можно открыть небольшую форточку и получить ощущения, которые другие получают без дополнительных манипуляций.

6 - Обзор Honda Gold Wing.jpg

В движении Gold Wing – это крейсер. Приемистый мотор легко несет без малого 400 кг веса. Для движения по прямой «Голда» идеальна. Длинная база и точно рассчитанный наклон вилки позволяют сравнивать устойчивость «крыла» с чугунным паровым утюгом. Чему способствуют и мягчайшие подвески, не позволяющие помянуть всуе работу дорожников. Правда, полностью исключить память о них не получится, но мотоцикл сообщит об этом по-азиатски смиренно и неназойливо – легкой отдачей в руки. В повороты Gold Wing входит почти идеально. Понятно, не спортбайк, но… впечатляет. Правда, некоторая осторожность не помешает. Низко расположенные подножки при глубоком заваливании чирканьем напомнят, что этот мотоцикл не для трековых гонок. И вообще в городском транспортном потоке на нем непросто. И тяжелый он, и широкий, и на малых скоростях не особо поворотливый… Зато у него есть задний ход! Владельцы тяжелых байков по достоинству могут оценить это полезное дополнение. Сдвинуть с места припаркованный у обочины мотоцикл бывает проблематично. А окажись он при этом на покатой поверхности, без посторонней помощи не обойтись.

Да, и еще. «Голда» – это мотоцикл с музыкой! Много таких? Четыре колонки не дадут заскучать в долгом однообразном путешествии. При том что в зависимости от скорости автоматически повышается и громкость звука. Мелочь, а приятно.

Лететь с «золотым крылом»
Honda Gold Wing – мотоцикл уникальный. По технической оснащенности мало уступающий лучшим представителям «четырехколесных». Не оттого ли «Голду», в шутку называют «половинкой автомобиля»? Но многие ли смогут совладать с собой и предпочесть этот шедевр технической мысли не самым достойным машинам? Тем более что цена этой «игрушки» превышает стоимость недешевого автомобиля бизнес-класса. Но, если все же решиться на такой шаг, байк будет демонстрировать достаток и жизненное кредо владельца лучше, чем «Ролекс» на руке и кожаное сиденье «Мерседеса» под брюками от Версаче! При том что на нем еще и можно совершить то, что многим просто не под силу. Путешествовать, раздвигая рамки привычных представлении о пространстве и времени. А вот рамки понятия «комфорт» раздвинуть, увы, не удастся. Все уже включено…