18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Снежный байк. Какие бывают снегоходы

Вот и остается железному коню и его хозяину ждать наступления теплых дней. Но стоит ли безропотно покоряться судьбе и природе? А не могут лыжи стать альтернативой колесам? И снегоход (на время!) может заменить мотоцикл.

«Спорт», «турист» и другие
У мотоцикла и снегохода много общего – «рогатый» руль, открытая посадка, да и транспорт привычно располагается между ног. Более того, снегоходы подразделяются на те же условные группы, что и мотоциклы (с поправкой на специфику предмета): спортивные, туристские и утилитарные. Каждый представитель класса по-своему уникален и так же индивидуально наделен характерными только для него недостатками. Спортивные снегоходы отличаются мощным и приемистым двигателем, энергоемкой подвеской, малым весом и плохой проходимостью. Причина – короткие (121 дюйм) гусеницы. Их стихия – ровные, укатанные трассы, возможно, ледяная поверхность. В силу спортивной составляющей эти снегоходы лишены стартера и заднего хода. В лес на них лучше не соваться – машина «сядет» в рыхлый снег, и вытащить ее без посторонней помощи вряд ли удастся. Но скоростные характеристики искупают все. На некоторых моделях «максималка» составляет 190 км/ч. И не следует забывать – все они одноместные. Заметим, что подкласс зимних спортбайков – т.н. горные снегоходы – как и основатели семьи, одноместные, но гораздо более проходимы. Это достигается с помощью более объемных двигателей (от 600 до 1000 «кубиков») и более длинных гусениц с большими зацепами.

2 - Какие бывают снегоходы.jpg

Туристские снегоходы более комфортны и менее торопливы. Хотя двигаться на них желательно по укатанным трассам и не особо глубокому и рыхлому снегу. Модельный ряд таких «снеговиков» достаточно широк: от «эндуриков» с двигателем 380 куб.см и минимальным набором опций до 800-кубовых «туреров». Что приятно – это двухместные машины. Основной недостаток – очень велики. Это касается как массы, так и размеров. Соответственно, страдает проходимость. Нет багажника. Зато есть реверс – если машина зарылась в снег или уперлась в бугор, существует реальный шанс откопаться самостоятельно.

И, наконец, утилитарные снегоходы (вайдтраки) – настоящие снежные «проходимцы». Правда, в большей степени, по равнине. Их отличает от спортивно-туристской братии гораздо более широкая гусеница и наличие багажных отделений. Вот на чем можно без боязни въезжать в зимний лес, тропинки которого засыпаны толстым-толстым слоем снега. Вероятно, поэтому он популярен у рыбаков и охотников. Добавьте удобное сиденье, хорошую ветрозащиту, способность тягать грузы весом до полутонны, приличную скорость (до 120 км/ч) – и причина такой мужской любви станет более понятна.

4 - Снегоход Тайга.jpg

Хочу такой
Попытки передвигаться по снегу «яко по суху» предпринимались давно. Еще в 1915 г. на льду Невы у Зимнего дворца состоялись испытания первого снегохода «Руссо-Балт» с полугусеничным ходом. Но почему-то сани с мотором тогда у нас не прижились. Поэтому авторство изобретения снегохода принадлежит канадцу Жозефу-Арману Бомбардье. Прототипы его снегоходов появились в 1958 г., а через год была выпущена первая партия таких машин SKI-DOO. За полвека конструкторы и дизайнеры тщательно поработали над внешним обликом и техническими характеристиками снегоходов, и сейчас модельный ряд своей широтой вызывает восхищение и… недоумение. Ведь желающие приобрести эту недешевую игрушку становятся перед выбором, а что, собственно, требуется? Для каких условий подойдет тот или иной «снежный самокат»? Что для его безопасной и беспроблемной эксплуатации потребуется владельцу? Какие нужны документы? И, в конце концов, производителям какой страны отдать предпочтение?

Прежде чем доставать вечнозеленые (несмотря на зиму) доллары, наверное, стоит подумать, для каких целей совершается приобретение. Для поклонника быстрой езды, экстремала (причем небедного), имеющего возможность регулярно пользоваться специально подготовленной трассой и обладающего специальной подготовкой, выбор очевиден – спортивные снегоходы. Но тем, у кого есть семья и ребенок еще не в состоянии сам держаться в одноместном седле, возможно, стоит отдать предпочтение «туристу». Что может быть лучше одиночества вдвоем с любимой среди нетронутой природы, где только воздух и чистый-чистый снег… Или попасть туда с сыном? Представьте восторг в глазах малыша, его яркий румянец, счастливый смех… А что выбрать охотнику или рыбаку? Причем совершенно не обязательно профессиональному. Утилитарный снегоход – поистине универсальная машинка! И по целине пройдет, и в глубоком снегу не завязнет. Надо – догонит зайца в поле, а потребуется – и чего покрупнее из чащи вывезет. Мощный, проходимый, достаточно скоростной, вместительный…

Новый – старый, «наш» – «не наш»?
Второй, не менее важный, вопрос – брать «новье» или б/у, импорт или отечественное? Конечно, если есть возможность выкинуть «десятку» баксов, можно приобрести новую импортную технику у дилеров в соответствующих центрах. Укомплектованную, обкатанную, со всеми возможными гарантиями. Если же выбор стоит между бэушной импортной или новой нашей техникой, можно одинаково «попасть»! Покупая поездившего «иностранца», приобретаешь кота в мешке – неизвестно, как обращался с ним предыдущий хозяин. Хорошая предпродажная подготовка может обмануть даже опытного человека. Но, приобретая нашу технику, попадаешь в точно такую же ситуацию, поскольку, несмотря на общность сборочных процессов, из одних заводских ворот выходят очень разные машины. Правда, в отличие от иностранцев, есть гарантия – хоть шерсти клок.

3 - Yamaha Phazer FX.jpg

Впрочем, статистика неумолима: только за прошлый год произошло заметное увеличение продаж отечественных машин (на 26%), и сейчас они занимают уже 85% снегоходного рынка. Но сектор иномарок, как новых, так и подержанных, по сравнению с предыдущим годом тоже увеличился на 9% за счет открытия новых дилерских центров в регионах. Можно, конечно, кинуться к Yamaha, Bombardier и Arctic Cat, но можно обратить внимание и на очень неплохо зарекомендовавшие себя уфимскую «Рысь» и рыбинскую «Тайгу». Скудная до недавнего времени линейка российских сноумобилей растет год от года и насчитывает уже более десятка моделей. Цены же (даже на самые навороченные) в 3-4 раза ниже зарубежных аналогов.

Оба-на, менты! (ДПС на лыжне)
И еще один штрих роднит мотоциклы и снегоходы. Документы. Да, наличие снегохода еще не делает владельца «снегоходчиком». Даже напротив – едва совершив покупку, он вступает на скользкую (не ото льда!) дорожку противостояния с законом. Уже несколько лет снегоходы (наряду с ATV) необходимо регистрировать в органах Гостехнадзора. А также сдавать экзамен (несложный) и получать права. Набор документов не велик, но без него придется и в снежном поле сторониться каждого куста. Ну как гаишник выскочит? Потому стоит предоставить в соответствующий отдел ПТС снежного «байка» и справку-счет. И обзавестись свидетельством о государственной регистрации, номерным знаком и талончиком о прохождении техосмотра. А права (которые на официальном языке именуются «Удостоверением тракториста-машиниста») получают там же, в органах Гостехнадзора, после сдачи экзаменов – теоретического и практического. Экзамены не сложны – билетов меньше, вопросы проще, отношение к снегоходчикам снисходительнее. Сейчас, когда растет количество владельцев сноумобилей, такой документ может избавить от большого количества неприятностей, аналогичных «бесправной» езде на мотоцикле. В той же Москве с наступлением сезона ГИБДД регулярно устраивает облавы на любителей погонять с зимним ветерком. Размеры штрафов определены «Кодексом об административных правонарушениях». Они те же, что и для водителей автомототранспорта. Отсутствие документов автоматически делает «снегоходоводителя» нарушителем. А снегоход – посетителем штрафстоянки со всеми вытекающими последствиями.

Ну а теперь-то можно!?
И даже нужно! Зима гораздо короче остальных сезонов, снег не будет ждать. Да и надо-то всего ничего: купить снегоход, зарегистрировать его, получить права – и в путь! Да, и не забудьте еще кое-что. Хорошее настроение, здравый смысл и капельку авантюризма. Без этого набора на трассе делать нечего.