18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Yamaha Virago. У-у, «Ведьма»!

В чем, надо признать, значительно преуспели. Назвали спортбайк Hayabusa («Сокол»), так он летает, почти не касаясь земли. Нарекли дорожник Ваndit («Бандит»), и обнаружились в нем качества, в большей степени свойственные непочтительному дорожному хулигану, нежели порядочному двухколесному труженику. Так во всем. Не мудрено, что гоняют по дорогам разные Valkyrie («Валькирии»), Desperado («Сорвиголовы») и даже Marauder («Мародеры»). Интересно, а если мотоцикл зовут «Ведьмой», какими качествами, свойственными этому персонажу, наградили его природа и конструкторы?

1 - Обзор Yamaha Virago.JPG

Пролётом из Америки…
История этого байка началась в самой мотоциклетной (впрочем, и самой автомобильной!) стране – Америке. Там во второй половине 1970-х годов, на знаменитых хайвэях, стал популярным стиль, позже названный «custom». От обычного классического байка этот стиль отличался не особенно – все то же самое, только седло пофигурнее (ступенькой), задняя шина пошире, хрома побольше… Но этих, незначительных с точки зрения целесообразности, «примочек» хватило, чтобы классики отошли в тень. Чем и воспользовался знаменитый Эд Берк, планировавший в те годы политику продаж концерна Yamaha на американском рынке. Он и подкинул идею создания машины с V-образной двойкой как следующий шаг по заданному кастомами пути.

Первый V-Twin от квартета всемогущих японских компаний дебютировал осенью 1980 года сразу в двух обличьях. Одно «лицо» – 1000-кубовый 70-сильный классик Yamaha XV1000 TR1, другое – 750-кубовый 60-сильный круизер Yamaha XV750 Special (имя Virago появилось чуть позже и поначалу только на мотоциклах для американского рынка). Обе машины объединял ряд необычных конструктивных решений. Задний цилиндр V-образной двойки, в отличие от «Харлея» и прочих древних моторов, был не соосен с передним, его смещение вбок улучшало охлаждение. Мотор подвешивался за головки цилиндров к сваренной из штамповок хребтовой раме, внутри которой разместили воздушный фильтр. Оба варианта щеголяли литыми колесами с «закрученными» спицами, задней подвеской с центральным моноамортизатором. Трансмиссия мотоциклов выполнялась в двух различных вариантах – роликовая цепь для Европы, карданный вал – для США. Успех японского круизера оказался ошеломляющим!

Конкурентам оставалось кусать локти – в их программе подобного рода машины появились лишь через несколько лет. Которые конструкторы Yamaha без дела также не сидели. В 1982 году «Ведьма» обзавелась электронной жидкокристаллической панелью приборов (правда, в следующем году мотоциклу вернули обычную панель из-за ненадежности электронной), двухдисковым тормозом и регулируемым рулем. В 1983-м привод всех без исключения «Вираго» стал только карданным, что получилось визитной карточкой мотоцикла, по которой даже слепой определит, что за зверь перед ним. И с тех пор с этим элементом уже не экспериментировали.

3 - Обзор Yamaha Virago.JPG

Любопытная подробность: тогда же в дополнение к основному бензобаку емкостью 12,5 л стали устанавливать резервный, на 2 л. Годом больших перемен стал 1984-й. Задняя подвеска с центральным моноамортизатором заменена традиционной, с двумя амортизаторами. Воздушный фильтр вынесен из рамы наружу. Бензобак сменил форму с угловатого на «капелькой». Седло стало ниже, увеличен вылет передней вилки. Можно сказать, что в этом году завершилось создание неповторимого облика «Ведьмы». В последующем Yamaha старательно дополняла и усовершенствовала ее, но принципиальных различий с тем, что уже было создано, достичь не удалось.

Вместо метлы
Virago способна удивить и знатоков, и любителей. В особенности тех, кто хотел бы иметь по-настоящему универсальный байк. При том что короткий вылет передней вилки делает его еще и на редкость маневренным. Исходя из этого, «Ведьму» можно смело причислить к категории «мотоцикл для города». Именно на городских трассах он чувствует себя комфортно и органично вписывается в урбанистический пейзаж. Сравнительно небольшой вес, скромные размеры и низкий центр тяжести позволяют ему свободно лавировать между машинами и в узких дворовых лабиринтах. Он не качается на прямых и не заваливается в поворотах. На малых скоростях ведет себя предсказуемо и не «радует» неожиданными капризами.

Двигатель оборотистый и тяговитый, что позволяет снисходительно поглядывать на соседей-соперников у светофора – «разбежаться» до «сотни» можно за 6-7 секунд. Что отмечается в двигателе особо – его способность к многочасовым «прохватам» без обязательного для «воздушников» перегрева. Причем на любой скорости. Правда, классическая посадка водителя создает на больших скоростях определенный дискомфорт, но, разорившись на пристойный «ветровичок», об этих неудобствах можно смело забыть. Зато такая посадка позволяет ездить на большие расстояния (а с ветрозащитой на очень большие!). Добавьте сюда на редкость мягкое и удобное сиденье, возможность менять положение тела при наличии вынесенных вперед дополнительных подножек (их, в отсутствие штатных, несложно установить и самостоятельно), резервный бензобак, и станет понятно, что лучший круизер сложно себе представить. Кстати, если появятся желающие прокатиться (а они обязательно появятся, проверено), на заднем сиденье они смогут почувствовать себя очень комфортно. При том что ухудшения динамики или управляемости мотоциклом водителю при наличии «второго номера» почувствовать не придется.

Правда, для максимального эффекта знатоки рекомендуют установить пассажирскую спинку. Но можно и без нее. А что на пересеченной местности или в лесу? Тоже неплохо. В отличие от «одноклассников», короткая база «Вираго» позволяет проходить крутые повороты без обязательного «одерживания» и переключения на пониженную передачу. А при некоторой подготовке водителя мотоцикл совсем «по-эндуровски» демонстрирует способность к эффектному управляемому заносу. Правда, на очень неровных участках подвеска начинает жить своей жизнью, но не настолько, чтобы можно было опасаться потери контроля над «злой волшебницей». Подвески конструктивно архаичны и не приспособлены для активного драйва – в Virago многое от классики, потому стиль езды следует выбирать соответственно – неторопливый и солидный.

2 - Обзор Yamaha Virago.JPG

Прежде, чем ей довериться
Понятно, мотоцикл с таким именем не может быть лишен недостатков изначально. Правда, ни один из них не может служить причиной махнуть на него рукой и переключить свое внимание на кого-то другого. Но знать, что там у «Ведьмы» не как у всех, пожалуй, стоит.

Первое, что отмечают все счастливчики-«ведьмовладельцы», – несоответствие тормозов способностям и ходовым качествам «Вираго». Увы, но передний однопоршневой дисковый тормоз не в состоянии справиться с байком на скорости свыше 120 км/ч. И в этом случае без активного использования заднего, барабанного, не обойтись. Который, в отличие от переднего, достаточно цепок, чтобы не позволить «свалиться» в юз широкому заднему колесу вне зависимости от дорожного покрытия и его состояния. Второй (скорее даже первый) неприятный сюрприз, с которым может столкнуться обладатель «Вираго» – некоторые особенности двигателя: не крутит стартер (неисправность характерна даже для новых мотоциклов) и отсутствует ограничитель максимальных оборотов.

Если со стартером можно совладать даже в гаражных условиях (лучше все же в специализированном мотосервисе), то со вторым «косяком» нужно быть осторожнее – можно «перекрутить» мотор и загнуть клапаны, не съезжая с места. Того же эффекта «перекрута» можно добиться в попытке избавиться от перебоев в работе двигателя, вызванных… неисправностью свечей – той детали, на которой не стоит экономить в «Вираго», двигатели которых чрезвычайно чувствительны к качеству свечей. Их лучше менять при малейшем подозрении. В любом случае, свечи (даже самые дорогие) дешевле, чем самый недорогой новый двигатель.

Трансмиссия «Ямахи» традиционно надежная. А чему ломаться-то в карданной передаче?! Не стоит только забывать регулярно проверять и менять масло в редукторе. Последствия «сушняка» для этого узла могут быть, без преувеличения, губительными. Отдельного доброго слова заслуживает рама. У «Вираго» она – эталон прочности. Даже после серьезнейшей аварии, когда все остальное – металлолом, рама остается абсолютно прямой. Все дело в удачном включении двигателя в силовую схему мощной хребтовой конструкции. Это решение, кстати, обеспечивает чопперу очень хорошую управляемость. Главная беда Virago – в обилии хромированного алюминия в отделке. Ржавеет! И, что особенно обидно, в нашем климате в первые же годы эксплуатации. А для чоппера внешняя сторона вопроса нередко даже важнее его внутреннего содержания.

Охота на «Ведьму»
Надо признать, что, несмотря на почтенный возраст (двадцать лет в строю), «Вираго» по-прежнему любим и популярен – усилия японских дизайнеров увенчались успехом. Двухколесная «Ведьма» получилась на редкость оригинальной, прочной и резвой. У байка неповторимый внешний облик. Высокие показатели устойчивости против разного рода негативных влияний среды и «третьих лиц». Он крепок и стремителен, прост в управлении и надежен в эксплуатации. Добавьте сюда же обилие запчастей (двадцать лет на дорогах!), знание всех «болячек», невысокую стоимость самого аппарата, и станет понятно – «Вираго» просто находка для того, кто ищет байк для себя любимого. Не стоит ждать от него чудес (несмотря на сказочное название), но и разочарований тоже не предвидится. Рабочая лошадка для тех, кто обладает хорошим вкусом и понимает толк в качественной технике. Или тех, кто стремится обзавестись этими способностями. «Ведьма» поможет. Она ведь, в конце концов, волшебница. И, как выясняется, совсем не злая.