Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Несмотря на все трудности, связанные то с экономикой за пределами нашей страны, то очередными «закручиваниями гаек» посредством законодательства, российский автомобильный рынок уверенно движется вверх. По прогнозам некоторых экспертов, уже через пару-тройку лет наша страна станет крупнейшим во всей Европе потребителем новых авто. «Коренные» отечественные производители и зарубежные концерны прекрасно понимают положение вещей и всячески стараются отвоевать объемы продаж побольше: строятся новые заводы, запускаются особые модели, вовсю развиваются дилерские сети и фирменные сервисы. Но эксплуатация «железных коней» – это еще и всевозможные расходники, запчасти, аксессуары и, конечно же, шины. И здесь зарубежные производители тоже вступают в борьбу за покупателей все активнее. В частности, финский концерн Nokian Tyres нынешним летом открыл свой второй завод в России, и представитель журнала AG получил возможность побывать на этом предприятии.

Но прежде чем переходить к презентации нового завода, который, как и первое предприятие Nokian в России, расположен в городе Всеволожске Ленинградской области, расскажем о самом финском концерне. Трудно поверить, но первые шины этой марки в нашей, тогда еще практически закрытой от внешнего мира, стране появились в продаже в далеком 1964 году, а с переходом отечественной экономики на рыночные рельсы сотрудничество с финскими партнерами стало развиваться наиболее активными темпами. И вправду, климатические условия у нас и наших западных соседей довольно похожи, а именно специалисты Nokian Tyres (сама компания была основана еще в 1898 году) первыми запустили в производство специальные зимние шины, названные Kelirengas. Было это в далеком 1934-м, а в прошлом году известная многим линейка Nokian Hakkapeliitta отпраздновала свое 75-летие. Между тем финны производят не только зимнюю резину, делая в последние годы акцент еще и на летней продукции.

По итогам первого полугодия по всему миру дистрибьюторы Nokian Tyres продали шин на 798 миллионов евро, при этом большинству покупателей такой продукции требовалась резина для легковушек и легкого коммерческого транспорта. На Россию из всего этого объема пришлось 327,9 миллиона евро, что позволило самим финнам обозначить себя как явного лидера премиум-сегмента шинного рынка нашей страны. Итак, руководство концерна, понимая всю значимость и перспективы рынков России и стран СНГ, взяло курс не только на продажи, но и на производство покрышек внутри шестой части суши.

Первый отечественный завод Nokian был запущен осенью 2005 года, и построить его финны решили в особой экономической зоне под Санкт-Петербургом, дав Всеволожску порядка 1000 дополнительных рабочих мест. На тот момент предприятие полного цикла стало самым современным в своем роде в Европе, и большинство операций по изготовлению продукции там выполняется автоматизированно. Изначально завод обладал восемью конвейерными линиями мощностью 1 миллион шин в год каждая, а в минувшем году в строй вступили еще две более технологичные линии мощностью 1,5 миллиона покрышек в год.

Тогда же Ким Гран, президент Nokian Tyres, объявил о начале строительства неподалеку нового завода проектной мощностью порядка 6 миллионов легковых шин в год – на сегодняшний день предприятие уже запущено, а к 2014-му оно уже выйдет на максимальную мощность. Как и на головном заводе, там налажено производство полного цикла: во Всеволожск поступают натуральный и синтетический каучук, элементы корда и усилители боковин, а выходят с конвейера уже полностью готовые шины, отвечающие всем стандартам финской компании.

Как и во всем мире, на новом предприятии «жизнь» будущей покрышки начинается со склада сырья, и основными компонентами для нее становятся каучук, сажа, различные масла и смолы, сера, экологические наполнители и многое другое. Далее исходный материал превращают в профилированную резиновую ленту, которую разрезают на заготовки в зависимости от нужного типоразмера будущих шин. На этом же этапе готовится корд, который и станет служить скелетом будущего изделия. А затем на сборочных станках все исходные элементы складываются слой за слоем в определенной последовательности и получают форму готового изделия. Получившаяся в результате «сырая» шина готова к финальной стадии производства – вулканизации. Во время этой операции при большой температуре и под воздействием воды или пара компоненты шины «свариваются» между собой, а давление пресс-формы позволяет выделить на наружной поверхности изделия нужный протектор. Наконец, готовые шины проходят через обязательный двухступенчатый контроль, который состоит из оценки их визуального состояния и проверки основных параметров на стенде, и только после этого продукция – в данном случае с логотипом Nokian – считается готовой к реализации и отправляется на заводской склад.

По словам Андрея Пантюхова, генерального директора Nokian Tyres в России, уже сегодня продукция двух отечественных заводов концерна продается не только в нашей стране, но также и в Казахстане, на Украине, в Центральной и Западной Европе и даже в Скандинавии. Всего рынков сбыта насчитывается 38. Как мы уже успели убедиться, современные шины – это не просто «нечто черное и круглое», а высокотехнологичный продукт, который могут успешно делать и в России.