18 Июня 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

«ЗАЗ-965». Малый класс большой страны

IMG_8016.jpg

Каким бы аскетичным и малопривлекательным для наших современников ни казался представитель первого поколения «Запорожцев», в годы своей молодости этот микролитражный автомобиль был самым настоящим достижением автопрома Страны Советов. До того как органы Госплана СССР потребовали освоить в 1959-1965 годах «четырехместный микролитражный автомобиль с сухой массой около 600 кг и двигателем мощностью 20-25 л. с.», в огромной стране с ее множеством НИИ работы над подобной техникой велись лишь в порядке инициативы. Тогда руководство автомобильной отрасли приняло решение создать народный автомобиль Страны Советов с чистого листа и поручило это задание конструкторам Московского завода малолитражных автомобилей.

IMG_8141.jpg

Несмотря на целый ряд существовавших не только в формате чертежей довольно интересных с конструкторской точки зрения прототипов (сейчас мы бы назвали их концептами), инженеры завода, более известного как «Москвич», взялись за дело в первую очередь с точки зрения массового производства. В тогдашних реалиях шестой части суши такие задания «сверху» обычно сводились к прямым указаниям «изучить зарубежный опыт», то есть скопировать иномарку того же класса. Вот и при работе над будущим «Запорожцем» в качестве «техзадания» московские конструкторы получили «Автомобиль 1955 года», итальянский FIAT 600. Компактный автомобиль с кузовом типа фастбэк работы шеф-дизайнера концерна Данте Джакозы, открывающимися против хода движения дверями, багажником перед салоном и установленным над задней осью и по соседству с ведущими колесами 633-кубовым двигателем мощностью 21 л. с. (15,5 кВт) стал едва ли не лучшей машиной, которую можно было пожелать советскому автопрому. Дело в том, что FIAT 600 был одним из самых простых в производстве и обслуживании «народных» автомобилей в мире. Для его выпуска отечественным заводам не пришлось бы закупать никаких лицензий на производство невиданных ранее деталей (скажем, шарниров равных угловых скоростей), а классическая компоновка для микролитражки не годилась, и заднемоторная заднеприводная конструкция была одним из самых оптимальных для своего времени решений.

IMG_8152.jpg

Уже на первом этапе проектирования московские конструкторы, в первую очередь для увеличения пространства в салоне, отказались от кузова типа фастбэк и превратили будущий «Запорожец» в седан (дверей у автомобиля две, но при полноценном заднем «диване» он имеет полное право так называться), пристроив к обтекаемому итальянскому кузову характерный выступающий моторный отсек. Также в очертания отечественной микролитражки внесли ряд изменений (в первую очередь, за счет менее украшенного хромированными элементами передка и отсутствия выштамповок в стиле ретро на задних крыльях), сделавших экспериментальный «Москвич-444» намного «моложе» зарубежного прообраза. Еще одно различие между автомобилями – передняя подвеска: задние оси и FIAT-600, и «Москвича-444» опирались на пружины и амортизаторы, а вот передняя у «итальянца» – на поперечную рессору, а у советского образца – на торсионы.

IMG_8095.jpg

В 1958 году прототип народного автомобиля Страны Советов выставили на всеобщее обозрение на ВДНХ, такой шаг руководства Министерства автомобильной промышленности означал старт подготовки к серийному производству машины. Но конвейеры московского завода были полностью загружены, и чиновникам в срочном порядке пришлось решать вопрос со сборочной площадкой. Вскоре началось перепрофилирование комбайнового завода «Коммунар» в Запорожье и завода легких дизелей в Мелитополе. Казалось, машина вот-вот встанет на конвейер. Но в конструкции не было главного – двигателя.

IMG_8116.jpg

Объем моторного отсека «Запорожца» вынудил советских конструкторов искать нестандартные решения. На ранние прототипы МЗМА-444 устанавливался даже мотор мотоциклетного типа мощностью 22 л. с. (16 кВт), но его отмели практически сразу. Специалисты из Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) подготовили несколько вариантов 2- и 4-цилиндровых «оппозитников», но те были слишком сложными для самостоятельного обслуживания простыми советскими автомобилистами. И инженеры НАМИ пошли путем итальянцев – создали V-образный 746-кубовый двигатель МеМЗ-965В с распредвалом в развале блока цилиндров. Правда, этот мотор имел не водяное, а воздушное охлаждение, но разработчики посчитали, что обслуживать двигатель в таком исполнении в гаражных условиях будет проще. Позже этот 23-сильный (17-кВт) мотор назовут одним из самых слабых мест «Запорожца», но силовой агрегат был прост в эксплуатации и ремонте, и наладить его производство в Мелитополе в срок оказалось не сложно. «В довесок» к мотору была разработана и 4-ступенчатая механическая КПП, которая выполнялась в едином с двигателем блоке.

IMG_7961.jpg

В январе 1960 года в Запорожье было изготовлено три опытных образца микролитражки «ЗАЗ-965», которая от экспериментального «Москвича-444» поздних серий отличалась как технически, так и в оформлении кузова и интерьера. Первая и вторая машина накатали по полигонам порядка 5000 км каждая, а третья – около 14 000 км. С 7-го по 25 июля все три опытных образца «Запорожца» успешно «отчитались» перед участниками межведомственной комиссии. Наконец, «ЗАЗ-965» был доставлен на Красную площадь, где в нем прокатили Никиту Сергеевича Хрущева («Запорожец» стал последним в нашей истории автомобилем, прошедшим госприемку в таком формате). Генеральному секретарю и отцу «оттепели» автомобиль понравился – это был зеленый свет для запуска конвейера. Первая партия «Запорожцев» сошла с конвейера 22 ноября 1960-го, а до конца того же года завод выпустил около полутора тысяч экземпляров своего «первенца».

IMG_7952.jpg

На наших снимках один из многочисленных экземпляров базового «ЗАЗ-965», автомобиль 1964 года выпуска. Передний свес у крохотного кузова практически отсутствует, а задний свес совсем небольшой. Да и при кажущейся компактности и наличии 13-дюймовых колес «Запорожец» не отличается малым дорожным просветом: клиренсу в 175 мм позавидуют и многие современные кроссоверы! Для лучшего охлаждения двигателя в задней части боковин кузова имеются крупные воздухозаборники, а горловина топливного бака, как и сама емкость для бензина А-72, находится под крышкой багажника, по соседству с аккумулятором. Наружными зеркалами заднего вида самые первые «Запорожцы» не комплектовались. Кстати, лобовое и заднее стекла на «ЗАЗ-965» взаимозаменяемы, равно как и окна позади дверей.

IMG_7981.jpg

Оказавшись в салоне «Запорожца», понимаешь, что такое по-настоящему бюджетный автомобиль. Если в «Волгах» и «Москвичах» в штатную комплектацию входили часы и радиоприемник, то здесь нет даже пепельницы, а вместо подлокотников для закрывания дверей изнутри служат кожаные ремни. Да и бардачка в этой машине нет! Между тем на любом из кресел легко поместится человек комплекции выше средней. Для доступа на полноценный задний диван необходимо откинуть вперед нужное переднее кресло целиком, а не сложить его спинку, как мы привыкли. Двигатель «Запорожца» имеет воздушное охлаждение, потому салонную «печку» сделали автономной бензиновой, и такое решение позже распространилось практически на все модели завода. Органы управления в «ЗАЗ-965» расположены вполне по-современному, однако для включения сигналов поворота водителю приходится тянуться за тумблером, находящимся правее и выше ключа зажигания, в центре торпедо. А знакомая представителям старшего поколения рукоятка «подсоса», воздушной заслонки карбюратора, вообще расположена на центральном тоннеле компактного кузова. Словом, нюансов в «Запорожце» хватает. Но не стоит забывать, что для советских конструкторов автомобиль был первым опытом по созданию серийной микролитражки современного европейского A-класса.

IMG_8081.jpg

Двухдверный седан постоянно модернизировался – менялись форма поворотников, заводская эмблема, появлялись хромированные молдинги по бокам кузова и рулевое колесо с утопленной ступицей. Выпускался он также в исполнениях для инвалидов, которым выдавался бесплатно. Существовала и почтовая модификация «Запорожца», модель «965С» с ящиком для писем вместо второго ряда сидений и… правосторонним расположением руля!

IMG_7970.jpg

Первенца завода в 1962-1964 годах (неразбериху в датах связывают с дефицитом новых двигателей, некоторое время машины выпускались параллельно) сменил усовершенствованный «ЗАЗ-965А», поначалу получивший 887-кубовый двигатель «МеМЗ-966» мощностью 27 л. с. (20 кВт), а затем – 30-сильный (22-киловаттный) мотор модели «966А». Производство «Запорожцев» первого поколения было завершено в 1969 году, к тому моменту народный автомобиль Страны Советов был растиражирован в количестве 322 106 экземпляров.

IMG_8113.jpg

Ровно полвека тому назад, в 1960 году, Госплан СССР установил на «ЗАЗ-965» отпускную цену в 18 000 дореформенных рублей – исходя из динамики официального курса доллара к рублю с учетом нынешних реалий в современной «инвалюте» получается 2938 долларов! На самом же деле каждый сохранившийся до наших дней экземпляр этого народного авто бесценен, и видели бы вы, какие эмоции он вызывает у проезжающих и проходящих мимо!

Технические характеристики «ЗАЗ-965»
Двигатель: V-образный 4-цилиндровый 8-клапанный карбюраторный, 746 куб. см
Максимальная мощность: 23 л. с. (17 кВт) при 4000 об./мин.
Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП
Привод: задний
Количество дверей/мест: 2/5
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 3330х1395х1450 мм
Колесная база: 2023 мм
Дорожный просвет: 175 мм
Снаряженная масса: 650 кг
Емкость топливного бака: 30 л