Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Пожалуй, ни одна компания не сыграла столь заметную роль в истории своей страны, как «Фиат» в истории Италии. Корпорация выпускает легковые, спортивные автомобили, грузовики, промышленную и сельскохозяйственную технику, а также владеет предприятиями, которые занимаются выпуском аэрокосмической продукции. На сегодняшний день «Фиат» входит в число ведущих автомобильных концернов мира.

Синьор Джованни Аньелли

Джованни Аньелли был одним из инвесторов, кто в 1899 году решил основать свое предприятие по производству автомобилей, а в 1902-м он становится его управляющим. Уставной капитал компании в самом начале ее основания составлял 800 тысяч лир. Удивительно, но уже за первое десятилетие его удалось поднять до 14 миллионов, и все благодаря невероятной энергии Джованни. Будучи отставным офицером, он установил жесткий армейский режим. В это время на предприятии воцаряются строжайшая дисциплина и порядок. Военная карьера Аньелли определила и основное стратегическое направление компании. Он всегда и во всем стремился быть первым. Посетив США, ознакомившись с принципами «фордовского» конвейера, он первым в Европе установил конвейерное производство. Любовь итальянского бизнесмена к прогрессу позволила значительно расширить производство и начать выпускать еще и трамваи, автобусы, смазочные материалы, судовые и авиационные двигатели. Аньелли понимал, что за автомобилестроением стоит будущее. Даже начало Первой мировой войны не смогло остановить производство. Наоборот, основные усилия были направлены на оснащение итальянских вооруженных сил. Однако гражданские автомобили также не остались без внимания. В 1916 году был открыт новый автомобильный завод, построенный по американскому образцу и ставший крупнейшим в Европе.

Это интересно! Компания «Фиат» была основана 11 июля 1899 года и за короткий период времени превратилась в крупнейшее промышленное предприятие Италии. В самом названии Fiat (Fabbrica Italiana Automobili Torino) – «Итальянская автомобильная фабрика в Турине» – скрыт и другой смысл, т.к. латинское слово «fiat» переводится как «да будет». Можно с уверенностью сказать, что название оказалось пророческим.

Как известно, развитие любой копании не бывает безупречным. В 1919-1920 годы «Фиат» пережил ряд мощных забастовок, лидерами которых были коммунисты Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Производство было практически разрушено. Только с приходом к власти Муссолини Аньелли возвращается к руководству.

В 1935 году Джованни пережил тяжелейшую потерю – смерть единственного сына. Все его дальнейшие усилия были направлены на воспитание внуков, Джованни и Умберто, которые сыграли немалую роль в будущей истории «Фиата». Зачастую из-за политических убеждений человека перестают принимать в обществе. Так случилось и с Аньелли, который активно поддерживал режим Муссолини. В 1945 году его вынудили оставить пост президента «Фиат», а вскоре семидесятилетний Джованни умер. Правда, на этом история семьи Аньелли в судьбе «Фиата» не закончилась.

Путь к процветанию

После смерти Джованни Аньелли руководство компанией перешло его преемнику Витторио Валлетта, занимавшему пост президента два десятилетия. Послевоенное время стало тяжелейшей эпохой в истории компании. В 1966 году председателем «Фиата» становится внук его основателя Джованни Аньелли-младший. Благодаря инициативному Джанни корпорации удалось осуществить ряд проектов, которые позволили компании укрепиться на мировом рынке. Именно тогда «Фиат» подписал соглашение с Советским Союзом о строительстве Волжского автомобильного завода ВАЗ в городе Ставрополе-на-Волге. Позже город был переименован советским руководством, наверное, с долей иронии, в Тольятти (в честь человека чуть не погубившего «Фиат»). К концу 1970-х годов «Фиат» превращается в холдинг, объединяющий самостоятельные компании. Появляются «Фиат Дорожно-строительная техника», «Фиат Инжиниринг» и «Ивеко». В 1979 году образовывается Fiat Auto, куда входят марки Fiat, Lancia, Autobianchi и Ferrari. Позже к ним добавились Alfa Romeo и Maserati. В 1970-х и 1980-х «Фиат» становится абсолютным монополистом на итальянском автомобильном рынке.

Это интересно! До того как Джованни Аньелли-младший пришел на «Фиат», он прославился в Италии и США как известный плейбой и покоритель сердец. Обладая хорошим чувством юмора, безупречным вкусом, он никого не мог оставить равнодушным. Миллионы молодых парней по всей Италии видели в нем кумира и образец для подражания. О романтических приключениях молодого красавца ходили целые легенды. В 1953 году Джанни женился на принцессе Марелле Караччиоло ди Кастането, но с его именем продолжали связывать известных женщин: Аниту Экберг, Памелу Харриман, Риту Хейворт и даже вдову президента США Джеки Кеннеди-Онассис.

Джанни Аньелли скончался в 2003 году. На его похоронах присутствовали 10 тысяч соотечественников и гостей, специально приехавших проводить «господина Fiat» (так часто называли Аньелли) в последний путь. Пост президента холдинга «Фиат» занял младший брат Джованни Умберто. Именно в это время компания оказалась на грани банкротства, резко снизились продажи автомобилей. К счастью, самые худшие прогнозы аналитиков о судьбе компании не оправдались, и сегодня «Фиат» постепенно начинает выбираться из кризиса.

Знаменитые автомобили «Фиат»

На протяжении своей более чем 100-летней истории концерн «Фиат» пережил немало взлетов и падений. Однако, благодаря деловому подходу к бизнесу, постоянному совершенствованию и поиску новых рынков сбыта по всему миру, «Фиат» стал историей всей итальянской экономики. Это подтверждается и неоднократными присуждениями моделям «Фиат» звания «Автомобиль года».

Джованни Аньелли одним из первых понял, что каждому автомобилю необходим свой стиль, разрабатывать который должен художник-стилист. Компания «Фиат» заявила о себе как об оригинальном производителе автомобилей моделью S61 с 10,5-литровым мотором, которая смогла победить в 1911 году на гонках Гран-при во Франции.

Компания «Фиат» в 1936 году стала разработчиком самого миниатюрного автомобиля в мире. Им стал Topolino, или «Фиат-500» с рабочим объемом 569 куб.см.

В 1966 году на Парижском автосалоне отлично зарекомендовал себя «Фиат-124». Именно эта модель была выбрана для создания нового советского автомобиля, главное преимущество которой заключалось в классической компоновке, просторном салоне и недорогой цене. Выбор пал на 124 модель еще и потому, что он был признан «Автомобилем года» в 1967 году по итогам голосования европейских специалистов. Однако «ВАЗ-2101» принципиально отличался от «Фиата-124», в общей сложности в новую модель было внесено более 800 изменений. С тех пор «Фиат» прочно вошел в жизнь советских граждан.

Это интересно! Компания «Фиат» в первую очередь прославилась своими автомобилями, но мало кто знает, что ей также принадлежат ежедневная газета «Ла Стампа», страховая компания «Торо», знаменитый футбольный клуб «Ювентус» (Турин) и важная часть энергетического концерна «Эдисон».

В 1980 году в Женеве был представлен компактный автомобиль Fiat Panda. За 20 лет производства было предложено 60 вариантов этой модели. Общее количество выпущенных машин составило 4 млн штук. Сегодня эта модель является самой дешевой в Европе. В марте 1983 года в Женеве дебютировал Fiat Uno, остававшийся самым популярным автомобилем на Апениннском полуострове более десятилетия. В 1995 году его сняли с конвейера в Италии и передали для производства в другие подразделения «Фиат», расположенные в Польше, Турции и Египте.

В 1988 году дебютировал автомобиль Fiat Tipo, которому позже было присвоено звание «Автомобиль года». Такое же звание было присвоено автомобилю Fiat Punto в 1995 году. В 1993 году была представлена модель Coupe Turbo, имевшая наиболее мощную модификацию и высокие динамические характеристики.