18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Чарльз Франклин Кеттеринг. Творец мечты

Стартер и топливо. Казалось бы, очень далекие друг от друга понятия, и в то, что к их появлению приложил руку один и тот же человек, верится с трудом. Такое под силу только по-настоящему талантливому человеку и инженеру от бога. Каким и был Чарльз Франклин Кеттеринг, появившийся на свет 29 августа 1876 года в семье фермера. Его семья жила близ Лаудонвилла, штат Огайо. Начальное образование молодой человек получил в сельской школе, причем у него с детства возникали неудобства из-за проблем со зрением. Аттестат зрелости Чарльз Кеттеринг получил в средней школе Лаудонвилла, после окончания которой отправился работать сельским учителем, передавая свои знания другим. Но тяга к знаниям не покидала молодого человека, и как только появилась возможность – летом 1896 года – он поступил в колледж Вустера в родном Огайо. Однако проблемы со зрением не позволили Кеттерингу закончить учебное заведение, и ему пришлось вернуться в сельскую школу. Тем не менее, спустя два года Чарльз поступает в Инженерное училище. Но и здесь из-за проблем со здоровьем он проучился меньше года. Настойчивый молодой человек все равно перебирается в город, где начинает работать механиком на телефонной станции, а в 1904 году все же становится обладателем диплома инженера.

Получив высшее образование, Кеттеринг устраивается на работу в компанию National Cash Register (NCR) в Дейтоне, которая выпускает кассовые аппараты. Здесь он становится специалистом отдела изобретений. Главным достижением этого периода его деятельности можно назвать создание электрического мотора для привода секции кассового аппарата для банкнот и монет. Другая полезная инновация изобретателя – счетная машина для купюр. Эти устройства и поныне используются каждый день, а в начале прошлого века они стали настоящим прорывом в технике. Руководство NCR отметило работу Кеттеринга, назначив его директором отдела изобретений.

Cadillac Model 30 
Cadillac Model 30 стал первым в мире автомобилем, оснащенным электростартером

В 1909 году Чарльз Франклин Кеттеринг и его товарищ по работе Эдвард Дидз решили заняться производством электрооборудования для автомобилей, которые тогда получили статус весьма перспективных и прибыльных. Они оставили NCR и основали собственную компанию Dayton Engineering Laboratories (позже она была переименована в Delco). За короткий срок Кеттеринг разработал концепцию батарейного зажигания – альтернативу дорогому зажиганию от магнето. Тем не менее, консервативные автопроизводители не спешили воспользоваться этим изобретением. Обратиться к нему их заставил трагический случай. Однажды друг основателя концерна Cadillac Генри Лиланда, автомобильный инженер Брайан Картер, заводил свою машину единственным возможным тогда способом – пусковой рукояткой. Двигатель «ожил», и рукоятка, завертевшись вместе с коленвалом, тяжело травмировала инженера, который позже скончался в больнице. Только после этого Лиланд поручил Кеттерингу разработку устройства, с которым запуск мотора стал бы безопасным, а заодно и легким. Первые «штрихи» в концепции электрического стартера Чарльз сформировал еще в 1908 году, а когда появился реальный заказчик, он довел конструкцию до ума. Первый в мире серийный электростартер появился в 1912 году как стандартное оборудование для Cadillac 30, а с ним пришла и новейшая батарейная система зажигания. Запустить двигатель автомобиля теперь стало проще простого. Отныне даже хрупкие девушки смогли сами садиться за руль, не прибегая к услугам шоферов.

Об инженере заговорили в деловых кругах, его компания получила множество заказов. К важным изобретениям, созданным его командой после электрического стартера, можно отнести бензиновую электростанцию, преобразовывавшую с помощью генератора механическую энергию двигателя внутреннего сгорания в электрическую. Эта электростанция Кеттеринга стала пользоваться огромной популярностью у фермеров, живших вдали от городов, ее можно считать прародителем современных дизель-генераторов. В годы Первой мировой войны Чарльз руководил группой инженеров, занимавшихся созданием первых в мире управляемых авиабомб, которые прозвали «воздушными торпедами».

К тому времени талантливый изобретатель женился на девушке по имени Олив, и у них родился сын Юджин Вильямс, который пошел по стопам отца и стал инженером. Кеттеринг-старший интересовался не только электрическими машинами, но и обладал отменными познаниями в области химии. Под его руководством был изготовлен первый в мире высокооктановый синтетический бензин, давший моторостроителям возможность создавать мощные двигатели с высокой степенью сжатия. В 1916 году компания Delco вошла в состав United Motors (которую позже переименовали в General Motors), и Кеттеринг стал руководителем исследовательского отдела.

Чарльз продолжил работу над высокооктановым топливом. В 1921 году его команда открыла антидетонационный эффект тетраэтилсвинца, а вскоре началось его промышленное производство. Эта присадка к топливу, о ядовитости которой в начале прошлого века задумывались мало, на долгие годы стала наиболее распространенной, используемой для повышения октанового числа бензинов. А для ускорения сборки автомобилей инженеры под руководством Кеттеринга создали стойкие и быстровысыхающие краски Duco, которые применяются до сих пор. Сотрудники исследовательского отдела GM в те годы разработали тормозную систему, действующую на все колеса, стекла типа «триплекс» и многое другое. На патентах на все эти инновации стоит фамилия Кеттеринга.

Kettering 
Чарльз Кеттеринг демонстрирует преимущества электрического стартера

С 1920 по 1947 год Чарльз Франклин Кеттеринг, получивший прозвище «Босс», являлся вице-президентом по исследованиям и членом совета директоров General Motors. Но и после ухода на пенсию он продолжал оставаться научным консультантом исследовательского отдела концерна.

Но Чарльз Кеттеринг проявил себя не только как инженер. В 1927 он основал фонд своего имени, деятельность которого была направлена на поддержку и развитие американской системы образования. Кеттеринг считал, что знания должны быть доступны каждому, и всячески боролся за равноправие учащихся, в том числе и тех, чье здоровье было ослаблено. Также при поддержке изобретателя был основан Институт исследований рака. Об обширности интересов изобретателя говорит то, что он являлся и председателем американского Национального географического общества, и главой фонда Томаса Эдисона.

После ухода из GM, Чарльз занимал посты директоров Национального института патентной экспертизы и Национального совета изобретателей. За всю жизнь у Кеттеринга накопилось порядка трехсот авторских свидетельств на различные устройства, причем, многие из них, как те же электростартер и аппарат для пересчета банкнот, практически в неизменном виде применяются и в наши дни. Чарльз Франклин Кеттеринг скончался в ставшем родным для него Дейтоне 25 ноября 1958 года. Изобретателю было 82 года. Фонд его имени действует до сих пор, а мы ежедневно пользуемся его изобретениями.

Резюме. Девизом Чарльза Франклина Кеттеринга стала фраза «С умелыми руками и светлым умом будущее станет даже более величественным, чем самая невероятная фантастическая история, которую только можно написать». Изобретатель и бизнесмен всегда тянулся к знаниям из самых разных областей. Результатом работ Кеттеринга стали вещи, которые в свое время оказались настоящим прорывом в технике. Его инновации позволили людям взглянуть на многое по-новому: например, стали бы женщины водить автомобили не хуже мужчин, не будь электрического стартера?