Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


У европейцев (и не только!) к «Гольфам» разных лет выпуска теплые чувства сохраняются уже более трети века. К началу 1970-х годов легендарный Volkswagen Kafer сильно устарел, и потенциальные автолюбители далеко не всегда делали выбор в пользу немецкого «народного авто». Но «жук» по-прежнему приносил концерну основную долю прибыли, ежедневно с конвейеров автозавода в Вольфсбурге и других предприятий сходило порядка 5000 экземпляров этой модели. Golf создавался не как его наследник, а скорее как противоположность Beetle. Между тем, многие автопроизводители позиционировали свои новинки как авто, которые должны затмить славу забавного, но устаревшего «немца».
Однако в действительности выходило так, что «лженаследники» никак не могли конкурировать с VW Beetle. Если классический Volkswagen был заднеприводным, его двигатель, расположенный над задней осью, имел воздушное охлаждение, а возможности для трансформации салона практически отсутствовали, то Volkswagen новой эпохи был его противоположностью. Концепцию, положившую начало golf-класса, предложил тогдашний председатель правления VW Рудольф Лейдинг. С его подачи машина, ставшая впоследствии легендарной, стала переднеприводной и получила кузов типа хетчбэк. Силовой агрегат располагался спереди поперечно и имел водяное охлаждение. Уже на стадии проектирования создатели позаботились о наличии целой гаммы силовых агрегатов и типов трансмиссии. Покупатель мог выбрать один из пяти бензиновых моторов (объем от 1,1 л до 1,8 л, мощность от 60-ти до 112 л.с.) и 1,6-литровый 55-сильный дизель, а в зависимости от двигателя – либо механическую КПП (предлагались как 4-, так и 5-ступенчатые), либо 3-ступенчатый автомат. У Golf и Beetle была общей разве что колесная база, но любовь автомобилистов новинка отчасти заслужила благодаря удобному кузову хетчбэк, который мог быть 3- или 5-дверным. Угловатый, но в то же время динамичный и запоминающийся силуэт создал великий итальянец Жоржетто Джуджаро. Его находка – излишне широкая задняя стойка кузова – используется и на современных VW Golf.

Эта неказистая с виду машинка и стала родоначальником Golf-класса

В разработку «Гольфа» первого поколения было вложено около 230 миллионов немецких марок, модель пошла в серийное производство в мае 1974-го. Примерно через год компактный хетчбэк поступил в продажу в Соединенных Штатах, но уже как Volkswagen Rabbit. Кроме немецкого завода в Вольфсбурге, Golf первого поколения производился в Мексике, США и Южной Африке (кстати, на последнем предприятии выпуск машины закончился менее пяти лет назад). Golf имел базовый и люксовый варианты исполнения. Таким большим набором опций, какой был у «Гольфа», могли похвастаться немногие конкуренты. В списке дополнительных деталей значились стеклоочиститель и омыватель заднего стекла, люк в крыше, легкосплавные колесные диски и запирающаяся пробка бензобака.

Родоначальником спортивных авто по цене обычных малолитражек стал разгонявшийся с места до 100 км/ч всего за 9,1 секунды VW Golf GTI, увидевший свет осенью 1975 года на Франкфуртском автосалоне. Отличить «заряженную» модификацию с двигателем объемом 1,6 л и мощностью в 110 сил от обычного Golf можно было по пластиковым накладкам над колесными арками, черным рамкам дверей, спортивным сиденьям и рулю Recaro. Годом позже публике был представлен Golf Diesel GTI, оснащенный турбодизелем объемом 1,5 л и мощностью в 50 л.с. Кстати, о дизельных двигателях. Разразившийся топливный кризис вывел экономичные модели на первые места в рейтингах продаж. Некоторое время мировой рекорд топливной экономичности принадлежал VW Rabbit с 1,5-литровым дизелем (эта модификация в Штатах появилась в 1977 году). Проведенный по методике EPA тест показал отличный результат – при наличии в баке одного галлона горючего (3,79 л) «американизированный» Golf по шоссе проезжал до 50 миль (80,4 км), а в городском потоке – до 40 миль (64,4 км). Еще одна интересная и популярная модификация Golf первого поколения появилась в 1979 году, это был кабриолет, производимый немецким кузовным ателье Karmann. Открытая модификация хетчбэка заметно отличалась от базовой версии – позади передних сидений нашлось место для поперечной дуги, защищавшей ездоков в случае опрокидывания, а стойки крыши и рамки стекол в дверях исчезли.

Экстерьер Golf II создавался уже специалистами Volkswagen

Golf первого поколения был очень популярен – всего выпущено 6,8 миллиона экземпляров этого авто. Но рынок диктовал свои условия – пришло время, и потребовалась совершенно новая машина. В августе 1983-го Golf II заменил собой Golf I. В этот раз проектированием кузова занимались сотрудники Volkswagen. Автомобиль стал длиннее (на 300 мм) и шире (на 55 мм). Конструкторы грамотно распорядились увеличившимися габаритами, сделав салон более просторным. Коэффициент лобового сопротивления авто 1974 модельного года составлял 0,42, а новинка имела CX , равный 0,34. Передняя подвеска по-прежнему была выполнена на стойках Макферсона, а независимые продольные рычаги сзади уступили место торсионам и цельной оси. Бензиновые силовые агрегаты теперь «питались» смесью, приготовленной не в карбюраторе, а в системе электронного впрыска. Версия Golf GTI стала более мощной – под капотом этих автомобилей располагался 1,8-литровый 16-клапанный мотор с двумя распредвалами, развивавший мощность в 123 л.с. А вот турбодизельная модификация исчезла, равно как и версия Rabbit для американского рынка. В 1988 году завод в США был закрыт (кстати, сейчас на этом предприятии выпускают японские телевизоры) – американский автопром переживал новый расцвет. Golf II не выпускался и в ЮАР, зато был открыт завод в Боснии и Герцеговине.

Версия Golf Country — настоящий внедорожник, «спрятанный» в кузове хетчбэк

Понятие «golf-класс» лучше всего связать именно со вторым поколением автомобиля – если раньше в продаже были только хетчбэки, то теперь (в 1984-м) появились и трехобъемные седаны, получившие собственное имя Jetta. А у «Гольфа» двумя годами позже появилась полноприводная версия Syncro. Но настоящим прорывом стал Golf Country, имевший прочную лонжеронную раму и понижающую передачу в раздаточной коробке – этакий внедорожник-фантом. Немцы показали всему остальному миру, как нужно строить автомобили.

Концерн Volkswagen все знали как производителя истинно народных авто – второе поколение «Гольфа» выпускалось до 1992 года, и по всему миру было продано порядка 6,3 миллиона экземпляров таких хетчбэков. Можно сказать, что эта машина не делала себе достойную репутацию, в этом была заслуга первого поколения Golf. Третью версию модели представили в августе 1991-го, таким образом, некоторое время старое и новое поколения производились параллельно. Немецкий концерн вновь не отстал от современных технологий, главным образом от тех, что касались пассивной безопасности. В конструкции новинки были использованы деформируемые зоны, дополнительные брусья в дверях и «мягкий» салонный пластик. В базовую комплектацию Golf III входил гидроусилитель рулевого управления, а в качестве опции предлагалась ABS. Новая модель вновь стала крупнее предыдущей. У Golf II были заимствованы 5-ступенчатая МКПП и 4-ступенчатый автомат, а также передняя подвеска. К несомненным плюсам для покупателей авто можно отнести предоставляемую изготовителем 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии.

Многие агрегаты Golf II перекочевали в Golf III. На фото — Jetta первой серии

Отдельно стоит сказать об отличиях «заряженных» модификаций. Для Golf GTI тормозные механизмы всех колес стали дисковыми, причем передние – вентилируемыми. В 1995 году 4-цилиндровый силовой агрегат был заменен уникальным VR6 объемом в 2,8 литра и мощностью в 172 л.с. Уникальность конструкции состояла в следующем: угол между рядами расположенных в шахматном порядке цилиндров V-образной «шестерки» сократили до 150, в результате появилась возможность установить одну головку блока вместо привычных двух.

Кабриолет на базе Golf третьего поколения появился лишь в 1995 году, это было связано с небольшими объемами продаж по сравнению с остальными модификациями автомобиля, и новинка пришлась по вкусу публике благодаря наличию подогрева заднего стекла. Седан на базе Golf III стал называться Vento, и впервые в модельном ряду Volkswagen появился компактный универсал – Golf Variant. Машина стала на 320 мм длиннее седана, а объем багажного отделения при откинутой спинке задних сидений составлял 1425 л.

Volkswagen Golf четвертого поколения

Появившийся в 1997 году Golf IV в техническом плане мало чем отличался от предшественника, но имел современный внешний вид. Если многие автомобили-конкуренты тех лет можно легко спутать между собой, то «Гольф» сохранил индивидуальность, в первую очередь, благодаря широкой задней стойке крыши и передней оптике. Новая машина стала комфортнее предыдущей – это заслуга новых систем крепления двигателя и трансмиссии, а также применения новых звукопоглощающих материалов. Гамма силовых агрегатов включала шесть бензиновых и три дизельных мотора, а в качестве опций предлагались датчик дождя и система навигации с LCD-дисплеем – большая редкость для golf-класса в конце 1990-х годов.

«Заряженная» версия GTI пятого поколения немецкого «народного» авто

Volkswagen дважды устанавливал мировой рекорд в массовости производства автомобилей. Однажды самым массовым стал Beetle, а его достижение было побито «Гольфом» третьего поколения – 21 517 415-й по счету экземпляр хетчбэка произвели в 2002 году. В 2004 году свет увидело пятое поколение легенды, построенное на новой платформе, которая также лежит в основе Audi A3 и Volkswagen Touran. А сейчас по всему миру полным ходом разворачиваются продажи новинки – Golf VI. Автомобили становятся все крупнее и комфортнее, внедряются самые современные технические решения, дополняется список опций и базового оборудования. Но, как бы то ни было, Golf есть Golf. Легенда наших дней. Еще не дописанная легенда.