18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Land Rover. Путешествие длиной в 60 лет

Пустыни, жирафы, баобабы, фляжки из кокосов, и, конечно же, Land Rover – вот что приходит на ум, когда думаешь об Африке в послевоенные годы. Британские внедорожники стали настоящим символом автомобилизации Черного континента. Да и не только. 60 лет назад на планете уже практически не осталось мест, куда не ступала нога человека. Но места, по которым не проезжал ни один автомобиль, конечно были. Все изменилось с появлением джипа. Не американского «Виллиса», не немецкого «Гелендевагена», а английского «Ленд Ровера» – такого же неказистого, простого, ремонтопригодного, но по-своему уникального.

История Land Rover
Прототип Land Rover Series I. Рулевое колесо расположено по центру кузова

Компания Land Rover является дочерним предприятием английской Rover Group, ведущей свою историю, как и многие другие автопроизводители, с выпуска велосипедов. Но основанная в 1884 году Rover Safety Cycles все-таки особенная – именно ее сотрудники и создали велосипед в том виде, в котором мы его знаем. В довоенной производственной программе Rover не было ни одного внедорожника. Во время Второй Мировой войны британской армией массово закупались Willys MB и Ford GPW. Отслужившие машины продавались англичанам с огромным успехом, это и подметили братья Спенсер и Морис Уилкс – одни из руководителей Rover. Инициатором создания британского аналога американских внедорожников выступил Морис, он же и придумал название для этого автомобиля – Land Rover.

История Land Rover
Land Rover Series I без проблем проходил по склонам с уклоном до 30 градусов.
Постановочный кадр

После войны английские предприятия нуждались как в заказах, так и в сырье. В то же время проблем с нехваткой рабочей силы и отсутствием средств в государственной казне не было. Британское правительство делало все, чтобы восстановить экономику, в том числе и передавало предпринимателям государственные заводы. Так, Rover Group получила бывшее секретное оборонное предприятие в городе Солихалл, известное среди военных как «Завод метеоров» – когда-то на нем собирались авиационные двигатели. Некоторое время предприятие выпускало только довоенные легковушки, но вскоре появился наш герой – внедорожник Land Rover. Просто Land Rover, а не Range Rover, не Discovery и даже не Defender.

История Land Rover
Сборка внедорожников на заводе в Солихалле

Проект стартовал в 1947 году. Казалось бы, что может быть проще, чем взять прототип (в данном случае им выступил Willys MB), доработать его и запустить в производство? Но перед специалистами из Rover возникла «стена» – отсутствие сырья и фунтов стерлингов для запуска машины в производство. В те годы британское правительство было вынуждено ввести квоты на сталь – металл, из которого изготавливались практически все автомобильные кузова. Но поставленные в тупик конструкторы нашли гениальный выход – они использовали для изготовления кузова своего внедорожника алюминий. После окончания Второй Мировой войны «авиационные» сплавы уже не были нужны в таких количествах, как несколькими годами ранее, кроме того, они обрабатываются гораздо легче стали, и самое главное, не подвержены коррозии. Несущим элементом для классического джипа Land Rover послужила классическая же стальная рама. Не мудрствуя лукаво, создатели внедорожника стали закупать краску для кузовов из старых запасов на заводе, на котором в годы войны собирались истребители. В итоге – экономия, снижение массы и защита от ржавчины. Как говорится, все гениальное просто.

Действительно, автомобильный мир встретил праворульный внедорожник с эмблемой в виде зеленого овала с вписанной надписью «Land Rover» на ура – создатели предполагали, что джип станет машиной для бедных, но его стали покупать люди из самых разных слоев населения, заказывали его и государственные структуры, и частные предприятия. Премьера «Лэнд Ровера» состоялась 30 апреля 1948 года в ходе автосалона в Амстердаме – машину, которая считается постоянным спутником путешественников, исследователей и колонизаторов, создали всего за год. Внедорожники Land Rover первой серии быстро стали синонимами надежности и простоты конструкции, «подготовив почву» для продвижения на рынок более комфортабельных машин.

История Land Rover
Пикап на базе Land Rover Series I

Внешний вид Land Rover Series I получился столь оригинальным не только из-за желания создателей выпустить максимально экономичный внедорожник, но и потому, что главный дизайнер Rover Том Бартон до того работал над дизайном железнодорожных вагонов. Стальная рама английского джипа была не штампованной, а сварной, аналогичной американским военным конструкциям. На машину был установлен двигатель Rover объемом 1,6 л, сцепление и коробка передач также были заимствованы от довоенных легковых моделей. Раздаточную коробку и мосты скопировали с известных и надежных американских. Интересно, что первый прототип Land Rover Series I имел центральное расположение рулевого колеса – по мнению братьев Уилкс, с таким «тракторным» техническим решением не было бы проблем с адаптацией внедорожника для рынков разных стран. Но посмотрите, что получилось: во многих странах, куда поставлялись «Ленд Роверы», ввели левостороннее движение – таких машин в этих государствах было больше всего. В период с 1948 по 1950 год британский вездеход претерпевает ряд изменений. В частности, колесная база становится больше, появляются и длиннобазные модификации, а также меняется конструкция раздаточной коробки и мостов. Была выпущена интересная модификация с кузовом Station Wagon – угловатая передняя часть обычного по тем временам джипа сочеталась с обтекаемым закрытым кузовом (его поставляла фирма Tickford, до этого работавшая только с Aston Martin) с цельным гнутым лобовым стеклом. В 1954 году появляется десятиместная модификация с колесной базой в 107 дюймов (2 717 мм). В те годы в Европе набирали популярность дизели, и на эту тенденцию довольно быстро отреагировали специалисты из Rover Group. Британский вездеход обзавелся дизельным двигателем в 1957, моторы собирали на том же заводе в Солихалле, правда, предприятие принадлежало уже самостоятельной компании Land Rover, которая готовила к производству новую модель.

История Land Rover
Land Rover Series II

Спустя десятилетие после запуска в серию Land Rover Series I модель обновили. Внешний вид второго поколения «Ленд Ровера» стал классическим на долгие годы, его фактически в неизменном виде перенесли на Defender, производимый до сих пор. Но «Дефендер» – это уже совсем другая история. А мы вернемся в 1958 год. В то время моторостроители из Rover Group ввели интересную практику – они стали строить бензиновые и дизельные двигатели на одной платформе. Таким образом, Land Rover Series II получил силовые агрегаты объемом 2 286 куб.см. Коробка передач и задний мост обновились, в 1959 в модельном ряду появилась 12-местная (!) модификация. Наконец, в 1961 году машина приобрела одну из своих отличительных черт, сохранившуюся до сих пор на модели Defender, – фары перенесли из решетки радиатора на крылья. Тогда же обновляется гамма моторов: появляются дизель объемом 2,25 л и бензиновый двигатель объемом 2,6 л.

История Land Rover
Land Rover Series II

К началу семидесятых годов спрос на внедорожники Land Rover так и не спадал, хотя появились модели-конкуренты. Было проведено маркетинговое исследование, которое подтвердило, что потенциальные покупатели британских джипов не требуют внесения в конструкцию каких-либо кардинальных изменений. У Land Rover Series II было все, что нужно настоящему джиперу – надежность, ремонтопригодность, простота конструкции, стойкость к коррозии, и, самое главное, удивительная проходимость. По большому счету, наверное, именно «Ленд Роверу» автомобильный мир обязан появлением такого явления как джиперство, автотриал, бахи и трофи-рейды. Но рынок есть рынок, и в 1971 году стартовало производство Land Rover Series III.

История Land Rover
Интерьер Land Rover Series III

Новая машина заметно отличалась от предшественника лишь частично синхронизированной КПП, новой панелью приборов и торпедо, доработанным электрооборудованием и тормозами. В 1972 году все длиннобазные модификации внедорожника стали оснащать оригинальным задним мостом. Последнее обновление легендарный джип прошел в 1979 году – машина стала называться Land Rover Stage One. Фактически новая модель в старом кузове оснащалась V-образным бензиновым 8-цилиндровым двигателем от комфортабельного джипа Range Rover первого поколения, а также полностью синхронизированной механической коробкой передач LT-95. Формируется облик будущего Defender – решетка радиатора у Stage One была смещена вперед.

История Land Rover
Вариант Land Rover Series III для путешественников

Легендарный британский внедорожник сняли с конвейера в 1985 году. Потом были Defender, Freelander, Range Rover, Range Rover Sport и Discovery. Были победы в ралли-рейдах «Дакар», а водители-курильщики могли выиграть путешествие на британских джипах. Да уж, путешествия, приключения, исследования и азарт – едва ли не лучшие синонимы для внедорожников Land Rover. Джипов, прошедших свою дорогу длиной в 60 лет. Да, а Джеймс, о котором мы упомянули в предисловии, так и не смог расстаться с внедорожником, который стал для него настоящим другом – отставной военный забрал тот самый Land Rover на родину.

История Land Rover
"Гибрид" Land Rover второй и третьей серий