18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Нильс Болин. Безопасность как смысл жизни

Талантливый конструктор считал его своим лучшим творением и в своих воспоминаниях признавался, что испытывал огромную радость всякий раз, когда собеседники рассказывали, как ремень безопасности спас их жизнь и жизни их близких.

Нильс Ивар Болин родился 17 июля 1920 года в городе Хернесанд, одном из крупнейших на востоке Швеции. В 19 лет будущий изобретатель окончил колледж родного города, став бакалавром машиностроения. В течение нескольких лет Болин трудился в небольших частных фирмах, где заработал достойную репутацию, а в 1942 году его пригласили в авиастроительную компанию Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB AB). Нильс Болин переехал в Стокгольм, стал конструктором и начал работать над катапультируемыми креслами и системами удержания пилотов.

Авиация вообще и опыт работы Нильса Болина в компании SAAB сыграли ремням безопасности на руку. Первое упоминание о ремне относится к началу XIX века (!), когда английский изобретатель Джордж Кейли обдумывал конструкцию своего летательного аппарата наподобие современных планеров. Но это была лишь теория, а первый в мире реальный ремень безопасности появился в 1885 году, когда его запатентовал американец Эдвард Клэгхорн. Правда, с современной точки зрения «приспособление для прикрепления людей к неподвижному объекту» правильнее назвать страховочным поясом (подобным устройством пользуются монтажники). В авиации ремни стали популярны только в 30-е годы XX века, но они были еще несовершенны, и одним из тех, кто стремился их доработать, был Нильс Болин. Он работал, в том числе, и над элементами экспериментального сверхзвукового самолета. Но в конце 1940-х годов SAAB переключился на создание автомобилей, и Болин стал заниматься повышением пассивной безопасности этого транспорта.

Тем временем по другую сторону Атлантики братья Кеннет и Боб Лигон запатентовали двухточечный ремень безопасности, который фиксировал тело водителя или переднего пассажира вокруг пояса. Отслеживавшая все новинки Ford Motor Co. заинтересовалась изобретением, и с 1956 года ремни конструкции Лигонов стали предлагаться покупателям ее автомобилей в качестве опции. Однако после начала массового использования двухточечных ремней проявился их главный недостаток: при резких замедлениях или ударах они могли серьезно травмировать органы брюшной полости водителя или пассажира. Отчасти с этим было связано нежелание ездоков плотно «обвязываться» поясными ремнями, но иногда ремни все же спасали человеческие жизни.

Нильс Ивар Болин демонстрирует свое легендарное изобретениеНильс Ивар Болин демонстрирует свое легендарное изобретение

Президент шведского концерна Volvo Гуннар Ингеллау всегда стремился сделать свои автомобили безопаснее, и однажды он узнал о том, что в компании-конкуренте SAAB уже много лет работает талантливый конструктор, занимающийся системами удержания людей в креслах. Имя этого конструктора – Нильс Болин. Долго его переманивать не пришлось, роль здесь сыграли гораздо больший оклад и должность первого инженера по безопасности Volvo Cars. Нильс Болин многое знал о перегрузках, которые человек испытывает в экстремальных ситуациях, и что существующие авиационные системы удержания пилота в кресле, хотя и справляются со своим назначением, слишком громоздки для автомобилистов и совсем непригодны для пассажиров. Он был знаком с ремнем безопасности американской конструкции и был стойким противником его применения. Примерно через год после начала работ Болин окончательно определился с принципом конструкции более надежного ремня. Он должен состоять из двух ремней – поясного и удерживающего грудную клетку водителя. Для упрощения одевания ремней их объединили в один, замыкающийся застежкой в области бедра. Словом, в конце 1958 года шведский изобретатель явил миру обязательный атрибут современных автомобилей – трехточечный ремень безопасности. С одним лишь отличием от изделий наших дней.

Болину, как и никому другому, удалось совместить в своем изобретении два чрезвычайно важных качества – удобство пользования и функциональность. Вот и сам Нильс говорил, что его проект ремня стал таким востребованным лишь потому, что он оставался довольно комфортным, повышая безопасность пользователей. Но первые трехточечные ремни были статическими, то есть они не подтягивались с помощью катушки, аккуратно облегая тело водителя или пассажира. Каждый человек должен был настраивать ремень под свои параметры определенным образом: между грудью и лямкой должны с трудом проходить два пальца. Но это ограничивало подвижность водителей, и они стали пренебрегать безопасностью, растягивая ремни, чтобы те не сковывали движение. Когда в 1959 году в продаже появились первые Volvo P120 Amazon и PV 544, оснащенные ремнями безопасности, этот недостаток проявился. Вскоре инженеры Volvo во главе с Нильсом Болином (в том году он возглавил Департамент автомобильной безопасности шведского концерна) нашли выход из положения, создав инерционный ремень. Длина его лямок стала гораздо большей, но она регулировалась автоматически с помощью катушки, которая при резком ускорении (скажем, при ударе или экстренном торможении) заклинивалась специальным фиксатором. Итак, современный ремень безопасности готов!

Трудно передать чувства изобретателя, совершившего такой прорыв в автомобилестроении. Вот что Нильс Болин говорил в своих воспоминаниях: «Летчики прекрасно знают об опасности своей профессии, поэтому они готовы надеть на себя все что угодно, лишь бы остаться в безопасности в случае экстремальной ситуации. Рядовые же водители не станут терпеть неудобства даже в течение одной минуты. Я рад, что мое изобретение было оценено и принято обществом, ведь никакими правительственными программами или давлением со стороны автопроизводителей такого эффекта добиться невозможно».

До 1963 года трехточечные ремни безопасности устанавливались только на те Volvo, которые предназначались для внутреннего шведского рынка, а далее – на абсолютно все экземпляры. Тогда же Volvo Cars решила позволить всем мировым автопроизводителям выпускать изобретение Болина без всяких выплат за использование патента. После внедрения на конвейере Volvo ремней безопасности Нильс Болин стал заниматься исследованиями причин автокатастроф и искать методы по их предотвращению. В 1967 году он выступил с докладом на тему «Анализ 28 000 дорожно-транспортных происшествий, нацеленный на сохранение жизней автомобилистов» в ходе 11-й Международной конференции по предотвращению автокатастроф. Среди экспертов сообщение Болина вызвало немало удивления: оказалось, что в 75 процентах случаев аварий автомобилисты остаются живы или вообще не получают травм, для этого нужно всего лишь пристегнуться трехточечным ремнем безопасности! Вскоре Национальное бюро США по безопасности на дорогах обязало всех автопроизводителей страны оборудовать ремнями передние сиденья новых автомобилей. Увидев реальный положительный эффект, многие другие страны последовали за Штатами.

Volvo PV544 наряду с моделью P120 Amazon стала первой в мире машиной с ремнями безопасностиVolvo PV544 наряду с моделью P120 Amazon стала первой в мире машиной с ремнями безопасности

Авторитет Нильса Болина и его опыт позволили изобретателю в 1969 году перейти на работу в Центральный научно-исследовательский департамент Volvo Cars. Позже он стал главным инженером Инновационного технического отдела концерна, работавшего на отдаленную перспективу. Для этого были все предпосылки, ведь во многом благодаря Болину автомобили Volvo долго удерживали статус самых безопасных в мире. В 1974 году Нильс получил одну из своих первых наград – премию Ральфа Избрандта, американского автопромышленника, входящего в группу основателей концерна American Motors Corporation. В 1985-м Болин ушел с поста в Volvo Cars, посчитав, что его время ушло. Вопрос средств к существованию у шведского конструктора не стоял – патент на ремень безопасности стал «свободным», но у него было несколько авторских свидетельств на разработки для авиации. Тогда же в Национальном бюро США по безопасности на дорогах Болину вручили еще одну награду. Десятью годами позже Болин получил медаль от Королевской шведской академии технических наук. Изобретатель одного из самых необходимых средств повышения автомобильной безопасности скончался 26 сентября 2002 года. На сегодняшний день трехточечный ремень безопасности конструкции Нильса Болина спас около миллиона жизней. Трудно переоценить важность изобретения талантливого инженера.

Резюме. Во многом благодаря Нильсу Ивару Болину общество всерьез задумалось над повышением безопасности на дорогах. Изобретенный им более полувека назад трехточечный ремень безопасности по сей день остается одним из главных защитников жизни и здоровья автомобилистов. И пусть о частной жизни конструктора почти ничего не известно, о его личности можно судить по его служебной деятельности. По деятельности человека, в год смерти включенного в американский Национальный зал славы изобретателей.