18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Pininfarina. Делая мир ярче

«Покорённый автомобилем»
Джованни Баттиста Фарина родился 2 ноября 1893 года в Турине. В 18 лет он устроился на работу к своему старшему брату Джованни, владельцу мастерской Stabilimenti Farina, собиравшей учебные самолеты Aviatic. Баттиста занялся разработкой новых моделей, а в годы Первой мировой взял под контроль строительство крылатых машин. Фарина был очарован полетами и возможностями для создания новых самолетов. Но, посетив Соединенные Штаты и познакомившись с Генри Фордом, он заинтересовался автомобилям. Автопромышленник приглашал итальянца к себе на работу, но Фарина решил вернуться на родину, чтобы наладить свое дело.

Джованни Баттиста Фарина, основатель ателье
Джованни Баттиста Фарина, основатель ателье

Фарина говорил, что автомобиль его покорил. В гонке Aosta-Gran San Bernardo 1921 года будущий основатель дизайн-студии занял первое место на собственном автомобиле, установив рекорд, державшийся 11 лет. В 1930 году Баттиста оставил Stabilimenti Farina и организовал собственное ателье. Название было составлено из фамилии основателя и полученного им на первой работе прозвища «pinin» – по-итальянски «младший брат». Опираясь на принципы Форда, Фарина решил наладить массовое производство автомобилей. Их кузова должны кардинально отличаться от заводских, чтобы предприятие могло получить множество клиентов. Фарина собрал специалистов, закупил оборудование и наладил производство в Корсо Трапани. Предприятие выпускало до восьми машин в день. Carrozzeria Pinin Farina обзавелась даже одной из первых в Италии аэродинамических труб – здесь соединилась тяга Баттисты к авиации и автомобилям. Первыми заказчиками были частные лица, но вскоре появились и контракты с автопроизводителями.

Alfa Romeo 8C 2300 Spider

Ранние годы
В 1929 году Энцо Феррари учредил гоночную команду Scuderia Ferrari. Пока у промышленника не было собственной машины, основной маркой для выступлений он выбрал Alfa Romeo. В 1933 году руководство «Альфы» размещает на студии Carrozzeria Pinin Farina заказ на изготовление кузовов для новейшей модели 8C 2300. В те годы она считалась одной из мощнейших – с 2,4 литра объема наддувного двигателя «сняли» 140 л.с. Это шасси стало базой для первой «заводской» работы мастеров Фарины. Победы в Ле-Мане, на Targa Florio и Mille Miglia принесли славу как пилотам, так и авторам болида.

Lancia Aprilia 1937

В феврале 1937-го компания Lancia выпускает один из первых в мире массовых автомобилей, при разработке которого учитывалась аэродинамика, – седан Aprilia с нехарактерной для тех лет покатой задней стенкой. Авторами внешнего вида машины с кузовом, названным The berlinetta aerodinamica, были Баттиста Фарина и ученые из Политехнического института Турина. Коэффициент лобового сопротивления обтекаемой Lancia Aprilia составил достойные 0,47 единицы. В 1939 году начавшаяся Вторая мировая прервала выпуск популярной модели. Возобновили его в 1946-м. Всего было выпущено 20 000 экземпляров Aprilia с серийными кузовами, а кроме них построили еще около 7500 машин с кузовами ручной работы. Многие из них – в Carrozzeria Pinin Farina.

Возрождение
Казалось бы, разрушенная Европа не готова воспринимать автомобили вообще, а штучные – тем более. Но жители Апеннин сдаваться не собирались – в 1946 году инженер и промышленник Пьеро Дусио занялся производством болидов для кольцевых гонок и основал компанию Cisitalia.

Cisitalia 202 GT 1947

В 1947 году коллектив Carrozzeria Pinin Farina во главе с Баттистой создал передовую для своего времени Cisitalia 202 GT. Ее кузов был построен по понтонной схеме, лобовое и заднее стекла выполнены цельногнутыми, а бамперы не имели «клыков». Впервые публика увидела двухдверное купе на выставке Villa d’Este Gold Cup, а вскоре модель показали на Парижском автошоу 1947 года. На итальянцев, как и прежде, стали равняться кузовостроители мира. До 1952 года Pinin Farina выпустила всего 170 экземпляров купе, но уже в 1951-м Cisitalia 202 GT выставили в Музее современного искусства в Нью-Йорке как «один из восьми автомобилей эпохи, достойных подражания».

Ferrari 250 GT Cabriolet
Ferrari 250 GT Cabriolet

Мировая слава
1952 год для ателье Pinin Farina отмечен одним из самых известных проектов – купе Ferrari 250, появившимся на рынке спустя год. Серия «гражданских» и настоящих гоночных спорткаров с разными двигателями и вариантами колесной базы под общим индексом производилась до 1964 года, и кузова для большинства экземпляров Ferrari 250 спроектированы в ателье Фарины. К ним относится и гоночная 250 Le Mans с внешностью «заряженного» гражданского авто, прославившаяся победой в «24 часах Ле-Мана» 1965 года и выпущенная в количестве ста экземпляров для получения омологации FIA. Все Ferrari 250 с кузовами кабриолет общим числом чуть более 400 единиц также созданы мастерами Carrozzeria Pinin Farina. Журнал Motor Trend Classic назвал Ferrari 250 GT Series Cabriolet и Coupe (также работы этого ателье) «одними из лучших Ferrari всех времен».

Nash Healy 1952
Nash Healy 1952

В 1952 году Баттиста Фарина принял участие в презентации спроектированного им седана Nash Ambassador (да, маэстро работал и в классическом американском стиле!) и кабриолета и родстера Nash-Healy, которым он подготовил рестайлинг. Около 200 из 507 выпущенных экземпляров Nash-Healy собрали в Италии, а та самая презентация новинок от Nash стала первой для американских концернов, когда имя дизайнера получило известность.

В 1958 году открылся новый современный завод ателье Pinin Farina. Предприятие в Сан-Джорджио изначально размещалось на площади в 7,5 гектаров, а позже его расширили до 10,25 гектара. В таком виде в 1961 году Баттиста передал кузовное ателье сыну Серджио и зятю Ренцо Карли. Тогда же за заслуги в социальной и промышленной сферах президент Италии своим декретом разрешил дизайнеру и его потомкам сменить фамилию. Баттиста Пининфарина получил такие награды, как итальянский Орден труда и французский Орден Почетного легиона, а мэр Детройта вручил ему символический ключ от города, к которому прилагалось звание почетного жителя. Основатель Carrozzeria Pininfarina S.p.A. скончался 3 апреля 1966 года в возрасте 72 лет.

Mercedes-Benz O405G работы ателье Pininfarina в Мюнхене
Mercedes-Benz O405G работы ателье Pininfarina в Мюнхене

От кабриолетов до локомотивов
В 1966 году, вслед за седанами, купе и универсалами Fiat 124, на рынок вышел недорогой Sport Spider с посадочной формулой 2+2 с кузовом работы ателье Pininfarina и агрегатами от массовых моделей. Всего продали более чем 200 000 экземпляров красивой и недорогой машины, большей частью – в США. Как Fiat 124 Sport Spider автомобиль выпускался до 1982 года, а еще три года – как Pininfarina Spider Azzura.

Mitsubishi Colt CZC 2007

Nissan стал первым японским производителем, который обратился к Pininfarina и разместил заказ на новое поколение Bluebird. Разработанная итальянцами серия «510» выпускалась с 1967 года в Японии, а по лицензии производилась на Тайване. Это поколение Nissan Bluebird – самое известное в США. Mitsubishi Pajero и Pajero Pinin 1999 модельного года также спроектированы студией Pininfarina. К другим известным проектам современности относятся Chevrolet Lacetti и Ferrari Enzo 2002 года, Maserati Quattroporte, Peugeot 1007 и купе-кабриолеты Ford Focus и Mitsubishi Colt.

Tata Prima

Но не только над автомобилями трудятся более 3000 сотрудников Carrozzeria Pininfarina S.p.A., работающих по всей Европе, в Марокко и Китае. Из-под их «пера» вышли локомотивы, железнодорожные вагоны и поезда метрополитена, работающие в Старом Свете, сочлененные автобусы Mercedes-Benz, трамваи для Цюриха, здания отелей, винные бутылки и электроплиты премиум-класса. Это не желание утвердиться в самых разных областях деятельности. Это полет мысли настоящих творцов.