27 Июня 2017 г.    $ 59.00 (-0.66)    € 66.08 (-0.60)

Джон Бойд Данлоп. Изобретатель колеса

Родившийся 5 февраля 1840 года Джон Бойд Данлоп был шотландцем по национальности и происходил из семьи фермеров, которую можно было бы назвать средним классом. Родительский дом находился в Дрегхорне, что в Северном Эршире, в том месте, где сельское хозяйство играло ведущую роль. Поэтому Данлоп и решил посвятить свою жизнь вопросам медицинской помощи животным. В возрасте 19 лет он окончил ветеринарный колледж в Эдинбурге, став хирургом. В родной местности будущий изобретатель пневматических шин проработал около десяти лет, прежде чем решился организовать собственную практику в новом для себя районе Великобритании. Для организации собственной клиники для животных и получения большого числа клиентов Джон решил перебраться в ирландский Белфаст. Случилось это в 1867 году. По долгу службы ветеринарному врачу очень часто приходилось преодолевать большие расстояния, и эту задачу довольно успешно помогал решать велосипед, массовый выпуск которых как раз и начался в 1867 году. В те времена очень серьезными минусами велосипедных колес с натянутыми на обод полосками каучука были практически полное отсутствие комфорта и высокий уровень шума. Нельзя сказать, что Данлоп часто задумывался над решением этих проблем – мысль о создании шины, заполняемой воздухом, пришла к шотландцу совершенно случайно.

Прежде чем рассказать о самом появлении пневматической шины, следует обратиться к эволюции колеса, одним из важнейших этапов в которой и стало изобретение Джона Бойда Данлопа. С англичанами связано очень много моментов, позволивших автомобильной резине стать такой, какая она есть сейчас. В 1823 году Чарльз Макинтош предложил пропитывать жидким каучуком льняную ткань, таким образом та становилась влаго- и воздухонепроницаемой. Вскоре подобной тканью стали оборачивать ободья повозок и еще немногочисленных велосипедов, что заметно увеличило комфорт от езды по дорогам всех типов. А 10 декабря 1845 года Роберт Уильям Томпсон получает патент на «усовершенствованные колеса для повозок и других движущихся объектов». Но его конструкция – по сути пневматическая шина – оказалась слишком дорогой и недолговечной. Ведь в изобретении Томпсона, в отличие от более позднего творения Данлопа, для заполнения воздухом использовались несколько слоев пропитанной каучуком парусины, а не одна резиновая камера.

Пневматическая шина в современном понимании этого слова появилась в 1887 году. Джон Бойд Данлоп, к тому времени уже ставший отцом сына и дочери, поливал газон из каучукового шланга, одновременно наблюдая за тем, как его сын катается на трехколесном велосипеде. Внезапно в голову шотландскому ветеринару пришла мысль: а почему бы не заменить резиновые ленты на колесах на накачанный воздухом шланг? Изобретатель тут же принялся за работу. Он отрезал кусок шланга нужной длины, скрепил между собой его концы и установил ниппель от футбольного мяча. Для того чтобы соединить получившуюся камеру с ободом велосипедного колеса, Данлоп использовал парусину, ставшую прообразом современных покрышек. Вскоре весь трехколесный детский велосипед был доработан, и десятилетний сын изобретателя совершил пробную поездку. Прежде чем подать заявку на получение патента, Данлоп переосмыслил свою идею и стал делать камеры не из готовых шлангов, а из длинных полосок каучука, склеивая их между собой.

Сын Джона Данлопа, "подсказавший" своему отцу идею пневматической шины
Сын Джона Данлопа, "подсказавший" своему отцу идею пневматической шины

7 декабря 1888 года Джон Бойд Данлоп получил британский патент на пневматическую шину, конструкция которой отличалась от той, что ранее предлагал Томпсон. Двумя годами позднее изобретение шотландца было зарегистрировано и в Соединенных Штатах. А в 1889 году в продажу поступил первый в мире серийный велосипед с пневматическими шинами.

В том же году новинка получила очень хорошую рекламу – в Белфасте проводились гонки на велосипедах, победу в которых одержал спортсмен, чей транспорт был «обут» в новейшие пневматические шины. Полезным изобретением заинтересовался председатель ирландского общества велосипедистов предприниматель Уильям Харви дю Крос, тут же разыскавший Данлопа и предложивший ему организовать совместное предприятие. Первая фабрика по производству пневматических шин для велосипедов была создана там же, в Белфасте, а в 1890 году был открыт второй завод в Бирмингеме. Строго говоря, Данлоп, имя которого в настоящее время превратилось в торговую марку покрышек, не был абсолютным новатором. Просто он, оказавшись, как говорят сейчас, в нужном месте в нужное время, сумел довести конструкцию пневматических каучуковых шин до приемлемого уровня и наладить их массовый выпуск.

Этим воспользовались наследники Томпсона, которые утверждали, что на самом деле патент шотландца не является законным и что изобретатель воспользовался идеей своего предшественника для получения выгоды. Только в 1890 году закончились правовые тяжбы Данлопа по поводу авторских прав, но доводы его противников суд не принял во внимание. Впрочем, патент 1888 года оставался единственным в своем роде только пять дней, по прошествии которых авторское свидетельство на съемную пневматическую шину получил другой англичанин – Чарльз Уэлч. Вскоре этот патент был выкуплен Данлопом и его компаньоном. Но самому Джону Бойду Данлопу дела фирмы, названной его именем, были не столь важны, как Уильяму Харви дю Кросу, изобретатель по-прежнему больше интересовался собственной фермой и сельским хозяйством. Это и послужило причиной того, что в 1896 году Данлоп продал компаньону свой патент, получив взамен 1500 акций компании. Дю Крос стал обладателем не только патента на пневматическую шину, но и прав на использование фамилии «изобретателя колеса» и его изображения как торговых марок. Данлоп вместе с семейством перебрался в Дублин, где занялся виноградарством, а источником к существованию для него стала прибыль от цементного завода, совладельцем которого шотландский ветеринар стал после продажи акций Dunlop Rubber Company. Изобретатель пневматической шины умер в Дублине 23 октября 1921 года, в то время, когда весь мир уже активно использовал пневматическую шину на автомобилях.

Джон Бойд Данлоп - изобретатель пневматических шин
Джон Бойд Данлоп - изобретатель пневматических шин

Когда Данлоп уже отошел от дел компании, новые владельцы предприятия стали скупать каучуковые плантации в британских колониях в Юго-Восточной Азии, расширялась и география производства пневматических шин. Непосредственно к концерну, названному именем шотландского ветеринара, относится открытие первого японского завода автомобильных покрышек в Кобэ в 1913 году. А первая в мире шина, разработанная специально для автомобилей, появилась в 1895-м и была создана французами из компании Michelin. Конечно, не исключено, что кто-то будет оспаривать приоритет Джона Бойда Данлопа в изобретении пневматических шин, но невозможно отрицать, что этот человек сумел найти технологии достойное применение, развязав руки всем последователям.

Резюме. Пневматическая шина – неотъемлемый атрибут современных автомобилей и мотоциклов – появилась, казалось бы, совершенно случайно, в то время, когда об этих видах транспорта слышали лишь единицы. Появились бы камеры и покрышки, если бы не герой нашего материала? Безусловно! Тем не менее, хотя его вклад в историю заключается только в одном изобретении, об этом человеке стоит помнить. Как помнят Джона Бойда Данлопа в Северной Ирландии, выпуская банкноты в 10 фунтов стерлингов с его изображением.