Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


При слове «Италия» на ум приходят дизайнерские решения и итальянский стиль, задающий мировые стандарты. Когда большинство легковых моделей имело несущую раму, в Европе существовало множество кузовных ателье, занимавшихся созданием впечатляющих автомобилей на базе заводских машин. А вот у компании Alfa Romeo в наличии был полный цикл производства автомобилей, поэтому красивейшие кузова – двух- и четырехдверные, кабриолеты и родстеры – не стали штучным товаром, а предлагались всем клиентам вместе с мощными шасси.

Основание Alfa Romeo связано больше с Францией, чем с Италией: недалеко от Неаполя француз Александр Даррак и его итальянские компаньоны организовали сборочное производство – филиал парижского завода. Сборка двух моделей с одно- и двухцилиндровыми двигателями мощностью 10 и 14 л.с. соответственно на заводе SAID – Societa Anonima Italiana Darracq («Открытая итальянская компания Даррака») – началась в 1906 году. Но эти автомобили не пользовались популярностью, и глава итальянского филиала Уго Стелла решил реорганизовать завод для выпуска оригинальных конструкций. Договор с французским компаньоном расторгли, оборудование перевезли в местечко Портелло недалеко от Милана, а предприятие переименовали в ALFA (Anonima Lombarda Fabbrica Automobili) – Ломбардское акционерное общество по выпуску автомобилей.

В 1910 году Уго Стелла пригласил на должность главного конструктора ранее работавшего на «Фиате» Джузеппе Мерози, который вскоре создал две первые спортивные модели – открытую пятиместную ALFA 24CV с двигателем мощностью в 42 л.с. и ее упрощенную версию 12CV с мотором в 22 л.с. «Старшая» модификация могла достигать скорости в 100 км/ч, уже этот показатель неплохо притягивал покупателей. Кроме постройки стандартных моделей, предприимчивые итальянцы фактически сразу освоили мелкосерийное производство гоночных автомобилей, и на престижных соревнованиях в Модене в 1912 году успешно выступала машина, построенная на основе ALFA 12CV. Но началась Первая мировая война, и производство конкурентоспособных автомобилей приостановили. Прежние владельцы продали компанию Николо Ромео, который тут же переименовал ее в Alfa Romeo. Название не только символизировало перемены в управлении и политике предприятия, оно стало запоминающимся.

Некоторое время из-за финансовых трудностей, связанных с войной, обновление модельного ряда было невозможно, но специалисты во главе с Мерози продолжали разработку современных машин. В 1920 году один из перспективных образцов – Torpedo 20-30CV – был утвержден для серийного выпуска. Этот пятиместный автомобиль стал первым из тех, что носят на решетке радиатора эмблему Alfa Romeo в виде красного креста и змеи, проглатывающей человека, – эти символы принадлежат миланскому муниципалитету и напоминают о средневековых Крестовых походах. Тогда же начали выпускать и настоящий шедевр – Alfa Romeo RL, который на автомобильной выставке в Лондоне окрестили «маленьким Rolls-Royce». Машину выпускали до 1927 года, тираж составил 2631 экземпляр, что стало неплохим показателем для представительской модели. В 1923-м из «Фиата» приходит еще один знаменитый конструктор – Витторио Яно, прославившийся созданием гоночных автомобилей. В том же году появляется Alfa Romeo P2 – двухместный болид с рядным 8-цилиндровым мотором, после удачного дебюта на национальных соревнованиях принявший участие в первом чемпионате мира, на котором итальянская команда стала победителем. Это заметно отразилось на репутации производителя – «Альфа Ромео» узнали по всей Европе именно как производителя спортивных и представительских автомобилей.

Alfa Romeo 6C 2500

С 1927 года инженеры компании начали работу над дизельными двигателями для грузовиков и авиационными моторами. Вскоре был налажен выпуск грузовых моделей. Росли объемы экспорта в европейские страны, и в 1932 году была создана единая дилерская и сервисная сеть в Англии, Франции, Бельгии, Австрии, Швеции, Испании, Венгрии и Чехословакии. В годы правления Бенито Муссолини многие предприятия в Италии были национализированы, не ушло от этого и «Альфа Ромео». Для управления подобными заводами был создан IRI – Институт промышленной реконструкции, а директором автозавода назначили грамотного и понимающего Уго Гоббато. Практически все производственные мощности были модернизированы. Кроме производства грузовиков наладили выпуск автобусов, модельный ряд спортивных машин также постепенно меняется. Талантливый Витторио Яно уходит в компанию Lancia, и новым главным конструктором Alfa Romeo становится Орацио Сатта Пулига. В 1939-м он начинает работу над моделью 6С 2500, которая так и не успела стать серийной до начала Второй мировой. Политика ударила и по спортивным достижениям заводской команды Alfa, созданной в 1938-м: например, Муссолини запретил гонщикам участвовать в чемпионате мира того же года по шоссейно-кольцевым гонкам, который проводился во Франции.

Alfa Romeo 6C 2500 CM Special

Вторая мировая война нанесла большой урон предприятиям «Альфа Ромео»: завод в Портелло, где был налажен выпуск авиамоторов и армейских грузовиков, был значительно поврежден после налетов авиации союзников, в меньшей степени пострадал почти достроенный завод в Помильяно Д’Арко. Потому для восстановления легкового производства потребовалось время. Руководство компании приняло решение об изготовлении аэродинамических кузовов и установке их на довоенное шасси Alfa Romeo 6C 2500, оставшееся без изменений. Автомобиль, кроме индекса, получил название Freccia d’Oro – «Золотая стрела», существовала и версия, посвященная победе заводского гонщика Клементе Биондетти в легендарной гонке Mille Miglia 1947 года. На Парижском автосалоне 1950 года дебютировали сразу две модели «Альфа» – «159», которая строилась на заметно доработанном шасси «Золотой стрелы», но внешне была очень похожа на предшественницу, и Alfa Romeo 1900 Berlina, модель, разошедшаяся довольно большим тиражом. Двухместная машина оснащалось 1,9-литровым мотором мощностью 90 л.с., позволявшим разгоняться до 150 км/ч. Через два года дебютировали Alfa Romeo 1900 Coupe и 1900 Spider (кузов для последнего разработало легендарное ателье Pinifarina).

Alfa Romeo Giulietta Spider

В связи с увеличившимся спросом на спортивные автомобили в 1950-х компания переводит выпуск своих моделей на конвейер. Покупателям, кроме хорошей динамики и стиля, всегда был нужен достойный комфорт. Специалисты Alfa Romeo создали машину, совместившую лучшие качества спортивной и классической пассажирской, – Giulietta Sprint. Она была представлена на автосалоне в Турине в 1954 году. Уже базовая версия имела огромный успех на рынке, но появились и модификации с другими типами кузовов – Giulietta Spider и Giulietta Berlina. Эта популярная модель вместе с Alfa Romeo 1900 успешно участвует в гонках в классах Gran Turismo и Turismo соответственно. В 1958 году компания вступает в альянс с французским Renault и участвует в разработке компактной и доступной Dauphine, которая встала на конвейер в 1959-м и выпускалась на предприятиях обоих концернов. Тогда же было принято решение об организации сборки модели «2000» в Мексике, «Джульетты» и фургона Romeo в Южной Африке и Испании.

В 1960-м начинается реорганизация: завод в Помильяно Д’Арко расширяется, под Миланом строится новое производство, а в Арезе начинается строительство нового мощного комплекса. С этого года и до 1974-го концерном руководит Джузеппе Лураги. Он принимает решение о выпуске на каждом из заводов определенных моделей: различные версии Alfa Romeo Giulietta производятся в Портелло, а продукцией комплекса в Помильяно Д’Арко становятся малолитражные Renault R4 и французские дизельные двигатели. В 1964 году создается подразделение Alfa Romeo Autodelta, занимающееся выпуском заказных модификаций на базе серийных моделей, а также изготовление гоночных вариантов. Первым творением подразделения стала Giulia GTA (Gran Turismo Alleggerita) 1965, отличавшаяся от серийной «Джулии» 1962 года облегченным кузовом. Машина успешно показала себя в шоссейно-кольцевых гонках, а в 1967-м на автосалоне в Монреале большим успехом у публики пользовалось купе Alfa Romeo Montreal с V-образным 8-цилиндровым мотором объемом 2,6 литра.

Alfa Romeo 145

Семидесятые годы были вновь отмечены спортивными успехами: Giulia GTA стала единственным в мире автомобилем, на котором 7 раз подряд (с 1970-го по 1976-й) выигрывалась 24-часовая гонка в Ле Мане, а в 1975-м и 1977-м Alfa Romeo 33 TT 12 приносит заводской команде первенство марки в мировом чемпионате. Этторе Масаччези стал новым главой акционерного общества. Дела у «Альфы» шли очень плохо – массовые немецкие, французские и японские модели вытесняли ее продукцию с рынка, и одним из первых шагов нового руководителя стала реорганизация производства для поддержания концерна на плаву. В 1983 году начался выпуск малолитражки Arna, созданной в альянсе с «Ниссаном», о чем и говорит название машины – Alfa Romeo Nissan Autoveicoli – ARNA. Модель была построена на агрегатах March, производилась 2 года, но не смогла вернуть концерну былой славы, и Alfa Romeo вошла в состав своего главного конкурента – Fiat. Это случилось в 1986 году. Правда, новые владельцы предприятий согласились на сохранение фирменных черт марки вместо организации сборки собственных моделей.

Alfa Romeo 156

Вскоре положение компании начало резко улучшаться: завод в Помильяно Д’Арко освоил хэтчбек «145» – самый доступный в линейке и популярный благодаря дизайну по всей Европе, лифтбек «146», а также седан «155», получивший буквально армию поклонников из-за своих динамических характеристик (машину сняли с конвейера лишь в 1998-м). В то же время предприятие в Арезе ставит на конвейер новые GTA и Spider. Дебют сверхпопулярной Alfa Romeo 156 состоялся в 1997 году. Его востребованность связана с привлекательным дизайном в сочетании с хорошей динамикой (в 1998-м ему был присвоен титул «Автомобиль года»). Годом позже у любителей экстравагантных седанов бизнес-класса появляется возможность купить очень интересную модель «166». На автосалоне во Франкфурте концерн представил «заряженные» версии базовых автомобилей – Alfa Romeo 156 GTA и Sportwagon GTA, продолжающие традиции легендарной «Джулии Спринт». «Автомобилем 2001 года» был назван самый спортивный представитель гольф-класса – Alfa Romeo 147, вскоре получивший еще более динамичную модификацию GTA.

Настоящим воплощением традиций марки стало купе GT 2003 года, разработанное совместно с кузовным ателье Bertone, но эта машина не отличается большими объемами продаж, равно как и новый Spider, выпуск которого начался тогда же. Его интересный дизайн и V-образная «шестерка» мощностью в 220 л.с. позволяют обладателю «Альфы» покрасоваться перед водителями соседних машин на светофоре и тут же умчаться вдаль, оставляя в головах прохожих мысли вроде «ну вот, даже не успел присмотреться»…