18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

История Audi. Немецкая латынь

Механики Иоганн Винкельхофер и Ричард Йенике в феврале 1885 года под торговой маркой Wanderer начали выпуск велосипедов собственной, оригинальной конструкции, которые стали очень популярными. В результате повсеместной моторизации в 1902 появились первые мотоциклы «Вандерер», а модели 1908 года уже мало чем напоминали образцы с педальным приводом. В 1913 состоялся дебют первого автомобиля марки – Wanderer type 3 / II. Для «раскрутки» малолитражки использовали довольно необычный рекламный ход: когда в Берлинской опере играли популярную оперетту, каждый раз во время исполнения хита тех лет – песни «Куколка, ты свет моих очей», машину выкатывали на сцену. В результате публике запомнился миниатюрный автомобиль, за которым на долгих 14 лет закрепилось прозвище «куколка».

В 1886 году молодой инженер Август Хорьх устроился на завод Карла Бенца, где почти сразу возглавил отдел разработок, но консерватизм руководства стал причиной ухода престижной с должности. Талантливый механик нашёл группу инвесторов, и в 1889 начала действовать Horch & Co. Руководство завода выбрало своей сферой деятельности создание престижных автомобилей, о которых сегодня бы сказали как о бизнес-классе. Ранние лимузины оснащались рядными 4- и 6-цилиндровыми двигателями, а вместо привычного для тех лет цепного привода использовали карданный вал.

Horch 855.jpg
Horch 855

Машины Хорьха выделялись среди представителей класса массой нововведений, и кредиторы опасались краха компании, в итоге отца-основателя фирмы просто выставили за дверь. Но тот не растерялся – были найдены новые компаньоны, и в 1910 была основана другая фирма, в названии которой вновь присутствовала фамилия Horch. Суд постановил изменить «имя» компании. Акционеры собрались в доме одного из них, чтобы найти решение вопроса. Они спорили так громко, что мешали гимназисту – сыну хозяина дома, учить латынь. Он случайно перевёл фамилию Хорьх, созвучную немецкому «слушать», на древний язык – и получилось слово audi, с радостью принятое всеми. Автомобили «Ауди» относились к среднему классу, и одними из первых инженеры завода обратились к аэродинамике, что стало неплохим поводом для повышения сбыта.

DKW F1.jpg
Конвейер DKW в начале 30-х годов

Наконец, последнее звено в цепи из четырёх колец – фирма DKW, которая после Первой Мировой наладила производство мотоциклов, став общенациональным лидером в этой области. А ведь само название предприятия дословно означает «Автомобили на паровом ходу»! Связано это с хозяином завода Юргеном Расмуссеном и его попытками создания такого сложного и нерентабельного производства. Первый мотоцикл от «ДКВ» появился в 1922 году, его моторчик объёмом 18 куб.см развивал мощность в 0,1 л.с., но именно такие ранние модели помогли фирме выжить и закрепиться на рынке.

В конце двадцатых годов каждая из фирм уже имела конвейерное производство и свой завоёванный сегмент рынка, но Германия была затронута мировым финансовым кризисом. Доходы «Хорьха» от автомобилей высшего класса росли, средства вкладывались в освоение ещё более дорогих машин. Пауль Даймлер перешёл на это предприятие и создал линейку рядных 8-цилиндровых двигателей, равных которым не было у конкурентов, в результате много клиентов ушло от Mercedes и Maybach (последняя распалась отчасти и из-за этого). Работавшая в сегменте среднего класса «Ауди» оказалась на грани банкротства, и в 1928 году «ДКВ» приобрела концерн, получив автозавод с не менее громким именем, чем собственное «мотоциклетное». Презентация первого в мире автомобиля с передним приводом – DKW F1 – состоялась в 1931. Модель с 2-цилиндровым мотоциклетным двигателем надолго стала самой дешёвой в Германии. Доходы «Вандерера» находились на высоте, потому что население «спасало» быстро теряющие цену деньги, покупая малолитражные модели.

DKW F11.jpg
Коллектив DKW и малолитражная F1

В июне 1932 основной кредитор всех четырёх предприятий – Саксонский муниципальный банк – подтолкнул владельцев заводов к объединению, так родился «Автомобильный союз» – Auto Union, символом которого стала знакомая нам эмблема. Концерн мог предложить потребителям практически всё: от мотоцикла с одноцилиндровым моторчиком до спортивного авто с рядным 12-цилиндровым двигателем. Автоспорт стал одним из важных факторов в вопросе завоевания клиентов. Часто «дуэли» между детищами Auto Union и Mercedes-Benz проходили на легендарных трассах Афус и Нюрбургринг, где болиды достигали отметки в 400 км/ч. После войны в Советский Союз вывезли (а позже передали в музей Audi) единственную сохранившуюся легендарную «Серебряную стрелу» – Auto Union type C/D 1939 года – автомобиль, созданный для гонок в горах и имевший V-образный 16-цилиндровый мотор.

Auto-Union-Type-C-Type-D.jpg
Auto Union Type C

В 1940 году производство гражданских моделей концерна было остановлено руководством фашистской Германии. Из-за дефицита сырья выпуск становился сложным делом. Кроме того, всем заводам поручили изготовление нового штабного автомобиля Horch 901 1941 года, который имел и армейское обозначение – Kfz. 15.

Саксонские предприятия являлись стратегическими объектами, и союзники практически полностью уничтожили их бомбардировками. После Второй Мировой войны Саксония оказалась в Советской оккупационной зоне, а в 1948 году компания Auto Union была вычеркнута из торгового реестра в связи с закрытием. Руководство концерна и некоторые сотрудники переехали на Запад, где вначале основали Central Depot for Auto Union Spare Parts – центральный склад запчастей (позже и их производство для выпущенных ранее моделей). 3 Сентября 1949 года в городе Даунбе была зарегистрирована Auto Union GmbH, а в конце того же года с конвейера завода в Ингольштадте стали сходить мотоциклы DKW довоенных проектов и скоростные грузовички F89. В период восстановления Германии мотоциклетная техника была самой популярной. Спрос привел к открытию нового завода в Дюссельдорфе, а в 1950 на рынок вышел первый послевоенный легковой автомобиль концерна – DKW F89 P Master Class, выпускавшийся с четырьмя типами кузовов.

DKW F89.jpg
Универсал DKW F89

1953 стал годом дебюта нового F91, также с двухтактным мотором, уже не 2-х, а 3-цилиндровым. В середине 50-х годов произошёл спад на рынке мототехники. Фирма продала отделение, работавшее в этой сфере, молодой компании 2-Wheel Cycle Union, но это не спасло Auto Union от нехватки средств, что негативно сказывалось на развитии автомобильного отдела. Тогда финансист Фридрих Флик предложил концерну Daimler-Benz поучаствовать в управлении заводами: сделка состоялась в апреле 1958, инвесторы получают в управление 88% капитала «Автомобильного союза». Первый же совместный проект – малолитражный DKW Junior – оказался очень удачным, для его производства в Ингольштадте построили новый завод.

Наибольшим успехом в Германии начала 60-х пользовались «Жуки» концерна Volkswagen, «отбирая» большую часть рынка у малолитражных DKW. Противостояние двух предприятий привело к тому, что в 1964 году компания с многолетней историей утратила независимость и вошла в состав более молодого конкурента. Неприятности словно преследуют Auto Union: двухтактные моторы перестают пользоваться спросом, что ведёт к закрытию производства собственных машин и замене их на конвейерах всё теми же «Жуками». Но, несмотря на зависимость от новых владельцев предприятия, разработки новых машин продолжались. Появилась и долгожданная линейка четырёхтактных двигателей. Менеджеры предприятия всерьёз задумались о новой торговой марке – на названия Horch и Wanderer у них не было прав, DKW получило низкую репутацию по причине провала на рынке. Некоторое время мелкосерийные машины несли обозначение Auto Union. Еще до того, как в 1965 году Совет директоров принял окончательное решение, пресса рассказывала о выборе названия «Ауди» для нового модельного ряда.

Audi_100_1973.JPG
Audi 100 Coupe

Фактически секретно, в тайне от руководства «Фольксвагена», под началом главы Auto Union Людвига Крауса и конструктора Рудольфа Ляйдинга была подготовлена к серийному производству новейшая Audi 100, машина среднего класса, отличавшаяся современной начинкой и прекрасным дизайном. Её представили совету директоров «народного концерна», члены которого дали согласие на серийный выпуск новинки. Через год после этого, в 1969, «Автомобильный союз» и NSU Motor Work AG, работавшая над совершенствованием роторно-поршневых двигателей, вступили в альянс для проведения легальных разработок и исследований. Разразившийся через несколько лет нефтяной кризис стал причиной резкого спада в автомобильной промышленности Германии, но специалисты объединения одними из первых отреагировали на него, работая над повышением экономичности перспективных моделей. В 1979 году фирма NSU распалась, а её производственные мощности вошли в состав компании-партнёра.

Audi Quattro 1981.jpg
Audi Quattro

В 1980 году руководитель отдела разработок Фердинанд Пиех представил первый в мире легковой автомобиль с постоянным приводом на все колёса – Audi Quattro. Такое равномерное распределение тяги стало революцией в автомобильной промышленности – тесты, проводившиеся исследователями зимой 1976-1977 годов в Скандинавии, выявили все плюсы и минусы такой схемы, и конструкторы решили оснащать этой системой Audi 100. Все преимущества технологии как нельзя лучше выявлялись в ралли – с 1981 года Audi стали ведущими автомобилями, участвовавшими в таких состязаниях. В том же году впервые в мире на этап мирового чемпионата вышли девушки – француженки Мишель Мутон и Фабриция Понс. На следующий год этот экипаж, выступавший на Quattro, получил титул вице-чемпиона мира. За последующие 5 лет несколькими командами на «Ауди» были одержаны 23 победы на этапах WRC.

Презентация третьего поколения Audi 100 состоялась в 1982 году, и кроме строгого и в то же время стильного дизайна, инженерам удалось добиться уникального коэффициента сопротивления воздуха – CD равнялся 0,3! О модели заговорили как об очень динамичной. Производитель задумался о продвижении технологии Quattro на рынок машин классом выше, бизнес-седанов, и это вызвало огромный успех – постоянный полный привод был более близок лимузину, чем передний или задний, а в те годы использовать дорогие джипы в качестве представительских авто было не принято. В начале 80-х годов в лабораториях Ингольштадта был разработан дизель с турбонаддувом, который благодаря своей экономичности и плавности хода занял место под капотом легковых автомобилей, чего ранее не было – моторы этого типа устанавливались только на грузовики. В 1985 компания Audi NSU Auto Union AG была переименована в Audi AG, и с тех пор концерн и бренд имеют одинаковое имя. В 1993 разработали уникальную алюминиевую пространственную раму (Audi Space Frame, ASF), благодаря которой кузова стали легче примерно на 40% по сравнению со стальными аналогами. В 1994 произошла смена почти всего модельного ряда, начавшаяся с Audi A8, имевшего полностью алюминиевый кузов.

Audi-RS4_2005.jpg
Audi RS4 2005

С 1993 года началось создание Audi Group. Первым этапом стало образование Audi Hungaria Motor Kft – полностью зависимого филиала в Венгрии, в 1997 заработала Audi Do Brazil, а на следующий год были поглощены британская Cosworth Technology Ltd и итальянская Automobili Lamborghini. Наконец, в 2004 независимость потерял испанский SEAT, модельный ряд которого поменяли практически немедленно. Когда-то концерн Auto Union уделял огромное внимание автоспорту, и сейчас компания не отстаёт в этом плане от предшественника, вспомним хотя бы уникальную разработку Quattro, сделавшую продукцию фирмы очень популярной. Нынешние руководители чтят традиции. Примером этому служит аббревиатура TT, давшая название уже двум поколениям спорткаров, на самом деле означавшая Tourist Trophies – мотогонки, проходившие до начала 60-х в Англии, где первые места нередко занимали члены команды DKW.