30 Апреля 2017 г.    $ 56.98 (+0.01)    € 62.04 (-0.12)

Opel. Доступная «молния»

В конце девятнадцатого века на Берлинском автосалоне братья Опель, наследники Адама Опеля, основателя фабрики швейных машин и велосипедов, впервые увидели самоходные экипажи и решили наладить выпуск автомобилей. Свою деятельность на новой стезе братья начали с покупки фабрики Лутцмана, где стали собирать в 1898 году свой первый автомобиль – экипаж конструкции Лутцмана. С этого момента идет отсчет истории автомобилей Opel.

Адам ОпельНа первом одноцилиндровом Lutzman Opel был установлен горизонтальный мотор, заводившийся вручную. Конструкция была слабой, продавалась плохо, и финансовые бреши приходилось ликвидировать за счет доходов от продаж велосипедов и швейных машин. Выпуск лутцмановских автомобилей решили прекратить. Но неудача не остановила братьев. Они заключили контракт с французским автомобильным заводом Darracq, и в 1902 году появился Opel Darracq, полностью собранный в Германии. Дела фирмы пошли в гору, и братья снова начали разработку собственных моделей автомобилей. Для рекламы автомобили Opel постоянно участвуют в соревнованиях. В 1907 году заводской пилот выиграл чемпионат Германии по ралли на Кубок Кайзера, и компания становится официальным поставщиком автомобилей ко двору Вильгельма II.

Опели сделали ставку на массового потребителя. В 1909 году компания выпустила свой первый бестселлер – легендарный Opel 4/8 PS, из-за большой популярности у врачей получивший прозвище Doktorwagen. Авто, не уступавшее одноклассникам в качестве и оснащении, предлагалось за 3950 марок – вдвое дешевле аналогов конкурентов. «Опель» стали популярны в Германии, но пожар 1911 года уничтожил их фабрику, и братья были вынуждены установить современное оборудование… что дало преимущества перед конкурентами!

В соответствии с требованиями времени компания осваивает производство авиационных двигателей и тракторов, а в 1913 начинает выпуск грузовиков. Перед началом Первой мировой войны с переходом на американский график посменной и круглосуточной работы «Опель» становится крупнейшим автопроизводителем Германии.

После войны немецкая экономика балансировала на грани коллапса. В разоренной Германии автомобиль снова стал недоступной роскошью. В 1920 году Opel разработали было несколько версий нового авто, но претворению планов в жизнь мешала инфляция. Чтобы преодолеть кризис, группу инженеров компании отправили в США перенимать опыт. Вскоре завод Opel стал действительно передовым: станки заменили современным оборудованием с электроприводом с клеймом «Made in USA», но главное – установили первый и единственный на тот момент в Германии сборочный конвейер.

Opel Laubfrosch
Opel 4/12 PS Laubfrosch

На новый двухместный автомобиль4/12 PS (кстати, настолько похожий на недавно выпущенный Citroen 5CV, что французы подали в суд) Opel возлагал особые надежды. Надо сказать, они оправдались. Об официальном названии вскоре забыли – автомобили этой модели красили в зеленый цвет, и машину в народе прозвали «лягушонок». К 1927 году выпуск «лягушат» достиг 39 000 штук. Чуть позже дилеры Opel впервые в Германии начинают отпускать населению машины в кредит и оформлять на них страховку. За выдающийся вклад в развитие промышленности указом правительства Германии Вильгельму и Фридриху Опелям (из пяти братьев лишь двое дожили до этой чести) присвоили дворянский титул «фон».

Приближался мировой экономический кризис. В 1925 году Opel обратился за покровительством к General Motors. Было подписано официальное соглашение – и в 1929 году фирма стала филиалом американского гиганта. В 1934 году авто немецкого филиала General Motors полностью перешли на независимую переднюю подвеску. На следующий год Opel первым из германских автопроизводителей выпустил за год более ста тысяч машин.

В 1936 году на Берлинском автосалоне состоялась презентация первого немецкого серийного автомобиля с несущим стальным кузовом Opel Olympia, названного так в честь Берлинских Олимпийских игр. Малолитражка отличалась небольшим весом, улучшенной пассивной безопасностью и прекрасной аэродинамикой – впервые в истории фары были включены в кузов, а не крепились на крыльях. Но главное, новая концепция позволила изготавливать кузов отдельно от механических деталей – двигателя, трансмиссии и элементов подвески, – объединяя их лишь на конечном этапе. Так сейчас работают все автозаводы, а тогда это была революция.

В 1937 году Opel освоил выпуск нового грузовика серии Blitz – «молния». На машине устанавливался шестицилиндровый двигатель мощностью 75 л.с. Грузовик оказался настолько успешным, что его символ – кольцо, перечеркнутое зигзагом молнии, – стал новой эмблемой фирмы Opel.

4 - История Opel.jpg
Opel Kadett K38

В 1939 году фашистское руководство Германии национализировало Opel и потребовало от него производства гаубиц, военных грузовиков Blitz и деталей самолетов, по поводу чего президент General Motors иронизировал: «На нашем немецком филиале безраздельным хозяином стал Гитлер, с чем и «поздравляю» всех владельцев концерна…» В 1942 году GM отнесла Opel в разряд военных потерь, оценив их в $34 980 024. Opel стал «Образцовым национал-социалистическим предприятием». В годы войны Opel был ориентирован на выпуск оружия и военной техники.

По окончании войны большинство немецких заводов лежало в руинах. Советский Союз, пытаясь хоть как-то компенсировать свои потери, вывозил из Германии все, что было можно. Уцелевшее оборудование, техническая документация и комплектующие Opel, оказавшиеся в советской зоне оккупации, отправили на Восток, и в декабре 1946 года Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА, позже ставший АЗЛК) выпускает первый «Москвич» – двойник Opel Kadett образца 1937 года.

Положение Opel улучшилось к 1950 году, когда полностью восстановили основной завод. В 1953 году объем производства превысил довоенный уровень. Представленная в том же году на Франкфуртском автосалоне модель Opel Olympia Rekord P-1 вобрала в себя мечты немецких автомобилистов тех лет о совершенном автомобиле. Двухдверная Olympia Rekord выпускалась как кабриолет, седан и универсал «Караван».

В 1958-м инженеры создали новую модель – Rekord P-2, куда более приземистую, к тому же удлинив и расширив кузов. Ее успех был сравним только с успехом «жука». Opel снова занял ведущие позиции в автомобилестроении Западной Германии. В 1962 году компания вернулась к концепции малолитражек, открыв новый завод в Бохуме для выпуска Opel Kadett A. Менее чем за четыре года число выпущенных «кадетов» второго поколения перевалило за миллион. Opel Kadett A оказался наиболее популярной моделью компании. К 1991 году всему миру их было продано около 11 млн., после чего место ветерана на рынке малолитражек заняла Astra.

5 - История Opel.jpg
Opel GT

В конце 1960-х годов производилась модель Diplomat V8. И хотя выпущено было всего полсотни таких авто, машина внесла вклад в историю компании. Эта шикарная машина с мотором Chevrolet V8 была самой быстрой из продаваемой в ФРГ, она могла достигать скорости в 200 км/час. Сегодня можно лишь догадываться, каким был расход топлива. С такими солидными авто конкурировала юркая, необычная для того периода двухместная модель Opel GT, впервые продемонстрированная на Франкфуртском автосалоне в 1965 году. Легендарный GT по праву можно считать одной из ярчайших моделей мирового автомобилестроения. Автомобиль имел ошеломляющую популярность и выпускался до 1973 года.

Opel шаг за шагом завоевывал признание и у зарубежных клиентов, в том числе по ту сторону Атлантики. В 1970 году на рынок вышли Opel Manta и Ascona А. Обе оказались весьма популярными – в первую пятилетку было продано 500 000 «мант» и 700 000 «аксон». В сентябре 1971 года Opel собрал свой 10-миллионный автомобиль. Тем временем эра GT стала подходить к завершению. В 1975 году начался выпуск модели Manta В. Осенью 1977 года дебютировали роскошный Diplomat и менее шикарный Commandore S. Необычной модификацией для знатоков была «купе-вагон» Manta SS, представленная в 1978 году, – удачный автомобиль отобрал немало клиентов у Ford. В 1981 году с конвейера сошла модернизированная Ascona C с усовершенствованными двигателями объемами 1,3 и 1,6 литра, а в 1982 году на испанском заводе компании начался выпуск микролитражек Corsa А с моторами 1,0 и 1,3 л мощностью 45-70 л.с. – за 11 лет было продано более 3 000 000 таких машин.

6 - История Opel.jpg
Opel Omega A

В 1986 году Rekord уступил пальму первенства модели Omega А. Новый автомобиль выпускался с кузовами типа седан и универсал. На него устанавливались 15 различных двигателей. Была завоевана очередная победа в конкурсе «Автомобиль года». Модель покорила покупателей плавностью хода, комфортом и экономическими характеристиками. На ее модификацию Omega Lotus устанавливался двигатель британской фирмы Lotus мощностью 300 лошадиных сил. Это был настоящий спортивный седан, и в Германии в последнее время из-за большого количества аварий, связанных с этой машиной, она продается только тем, кто имеет спортивную лицензию. Еще бы: максимальная скорость равна 280 км/час, а до 100 км/час он разгоняется за 5 секунд!

В 1990 году на автомобильном рынке появился шедевр – Opel Calibra. Автомобиль выпускался в переднеприводной и полноприводной модификациях. В ограниченном количестве выпускалась модель Calibra 4x4 turbo мощностью 204 л.с. Calibra оказалась настолько удачной, что выпускалась девять лет в Германии и на заводе в Финляндии. В тот же год компания впервые в своей истории начала выпуск внедорожника – модель Frontera. Он был создан на базе японского джипа Isuzu Rodeo и не отличался особым техническим совершенством, хотя выглядел мощным. Компания постоянно испытывала проблемы со сборкой данной модели. К концу года на базе существовавшего японского пикапа сконструировали модель Opel Campo. В 1992 году в городе Айзенах вступил в действие ультрасовременный завод Opel, действующий по принципу «lean production» («обедненного производства») – максимальной рационализации технологических процессов, позволяющей делать больше с меньшими затратами труда и времени.

7 - История Opel.jpg
Opel Tigra

В 1994 году появился автомобиль нового класса – Tigra. Мощное и легкое спортивное авто с непривычным видом пришлось по душе прежде всего молодежи. B 1999 году Opel стал четвертым среди западноевропейских производителей легковых автомобилей. А с появлением нового поколения модели Corsa и стабильно высоким спросом на семейство Astra имеются надежды на более высокое место.

К 2002 году на девяти производственных и сборочных предприятиях Opel в шести странах Западной и Центральной Европы было выпущено около 1,6 млн. пассажирских и коммерческих автомобилей. Сегодня за пределами Европы автомобили Opel и автомобили, произведенные по технологиям Opel, выпускаются на 13 заводах. Продукция Opel продается под различными торговыми марками примерно в 170 странах, расположенных на пяти континентах. Философия автомобилей Opel – доступный автомобиль с немецким качеством – проходит красной нитью через всю историю марки. Эта доктрина остается неизменной по сей день. Она последовательно воплощалась на всех этапах развития компании, начиная с производства швейных машин.