18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Mitsubishi Motors. Гордость самураев

Бизнес-бусидо
Когда в 70-е годы XIX в. Япония вышла из самоизоляции, предприниматель Ятаро Ивасаки основал небольшое пароходное предприятие. В 1875 г. оно получило имя Mitsubishi Mail Steamship Company («Почтовая пароходная компания Mitsubishi»). Название «Mitsubishi» происходит из слияния слов «Мицу» – «три» и «Хиси» – «алмаз». Кстати, произношения «Мицубиси» и «Мицубиши» не совсем точны, однако в России приняты эти варианты.

2 - Ятаро Ивасаки.jpgЯтаро Ивасаки родился в бедной самурайской семье. Подростком устроился в судовладельческую торговую компанию, принадлежавшую самурайскому клану Тоса. В 35 лет Ивасаки арендовал у работодателя три парохода и создал собственную фирму. Сохранив теплые чувства к клану Тоса, он использовал в эмблеме своей компании их геральдику. На семейном гербе Ивасаки значились три ромба один над другим, а на гербе Тоса – дубовые листья. Ятаро взял дубовый лист в качестве основы. Так появились три ромба в форме трилистника. Эмблема символизировала три принципа: ответственность перед обществом, честность, открытость для международного сотрудничества. Естественно, в интерпретации самурайской идеологии.

20 лет спустя пост президента компании перешел к племяннику Ятаро – Хисайя. Тогда в компанию входили подразделения, занимавшиеся строительством судов, металлургией, нефтедобычей и производством двигателей внутреннего сгорания. Выпускник Пенсильванского университета, Хисайя реформировал управление компанией, объединив все подразделения в единый холдинг Mitsubishi Ltd., и стал осваивать новые рынки – открыл банковское подразделение, департаменты по торговле недвижимостью и страхованию, а также пивоваренный завод. Строительство армии и флота было главной задачей японской администрации в период захватнических войн, и самурайские холдинги, в том числе и Mitsubishi, приняли в этом активное участие.

Автомобиль для истинного самурая
Первые серийные автомобили «Мицубиси Моторс» «модель A» (1917 г.) производились авиастроительным и судостроительным отделениями компании и очень напоминали машины Форда. «Модель-А» сделала Mitsubishi в глазах японцев одним из главных автопроизводителей страны и была так высоко оценена обществом, что стала экспонатом Выставки промышленности Японии (аналог ВДНХ). В начале 1920-х годов спрос на легковые автомобили был невелик, и выпуск «модели А» прекратили. Mitsubishi же начала производство тяжелых грузовиков большой грузоподъемности и автобусов с маркой Fuso. Для нужд Токио выпускались мусоровозы и поливальные машины.

3 - Mitsubishi A.jpg

1930-е – золотое десятилетие компании. Mitsubishi внедрила новые идеи, разработки, большинство из которых были использованы в Японии впервые – прототип полноприводного пассажирского автомобиля PX33, дизельные автобусы BD46 и BD43, форкамерный дизель SHT6 и грузовик с дизельным двигателем TD45. Стремление Mitsubishi экспериментировать, искать и разрабатывать новые идеи заложило основу знаний и технологий компании, хорошо послуживших ей в будущем… Но всегда приходит НО… В налаженную жизнь компании ворвалась война…

Легенда о 44 самураях
На исходе войны глава Mitsubishi Коята Ивасаки, в отличие от многих японцев, не раз проявлял великодушие и здравый смысл, выступая с миролюбивыми заявлениями в адрес американцев и британцев. Предчувствуя исход войны, Коята продал около половины акций, и семья Ивасаки навсегда утратила абсолютный контроль над холдингом. После войны в Японии были приняты законы о запрещении монополий и концентрации чрезмерной экономической мощи в рамках одной компании – американцы надеялись предотвратить возрождение крупных концернов. В 1946 г. холдинг был разбит на 44 независимые компании, 20 из которых сохранили имя Mitsubishi. Самые крупные – Tokyo-Mitsubishi Bank, Mitsubishi Motors, Mitsubishi Electric и торговый дом Mitsubishi Corporation. Среди осколков бывшей империи Mitsubishi также компании Nikon Cameras, Kirin Breweries и Asahi Glass.

Изрядно потрепанная и из самурая превратившаяся в своеобразного ронина, Mitsubishi заново училась жить. В конце 1940-х она начала выпускать мотороллеры, а затем автобусы, грузовики и пикапы. Вскоре появился Mizushima – небольшое, надежное и недорогое трехколесное транспортное средство, идеально подходящее для перевозки людей и грузов на короткие расстояния. Появление его ознаменовало новый этап развития компании. В то же время родился первый мотороллер Mitsubishi – Silver Pigeon. И снова акцент был сделан на практичность и экономичность – Silver Pigeon стоял в начале бума частного автотранспорта в Японии.

1 - Mitsubishi G4M.jpg

В 1950 г. Mitsubishi Heavy Industries разделили на три региональные компании, каждая из которых была вовлечена в автомобильный бизнес. Это объясняет разнообразный и частично перекрывающий друг друга модельный ряд Mitsubishi. Тем временем грузовики и пикапы Mitsubishi выпускаются в полной гамме, но на европейский рынок попадают лишь легкие и средние грузовики.

Эпоха расцвета
После окончания американской оккупации в 1952 г. контроль над бывшими монополиями в Японии ослаб. Некоторым компаниям, ранее входившим в холдинг Mitsubishi, удалось воссоединиться. Вновь слились три компании, на которые была разбита Mitsubishi Heavy Industry. Прочие осколки былой империи образовали своего рода содружество Mitsubishi Group. Эта структура гораздо менее централизованна, нежели довоенный холдинг. В ней нет головной компании, что не мешает президентам фирм согласовывать основные направления деятельности. Неформальный совет президентов получил название «Пятничный клуб», члены которого – руководители 28 компаний Mitsubishi Group. Они встречаются «без галстуков» за ланчем во вторую пятницу каждого месяца. «Пятничный клуб» не имеет юридической силы и официально занимается вопросами благотворительности, определением общей философии группы. Фактически он сглаживает острые углы, когда интересы компаний пересекаются на рынке. Компании группы сохраняют «родственность», поскольку имеют общих акционеров: акции «большой» Mitsubishi после войны были распределены между ее сотрудниками и с тех пор почти полвека передаются от отца к сыну.

В 1950-е компания наладила экспорт в Европу легких и средних грузовиков. В 1962 г. появилась Мinica – первый четырехместный автомобиль компакт-класса. Созданная на шасси Mitsubishi 360, Minica оснащалась двухтактным двигателем с воздушным охлаждением и рабочим объемом 359 куб.см. Далее миру представили легендарный впоследствии Colt 600. В 1969 г. Mitsubishi выходит на рынок автомобилей более высокого класса. Седан Colt Galant – основатель семейства качественных и престижных авто, одержавших множество побед в раллийных соревнованиях и неоднократно получавших призы «Автомобиль года».

К концу 1960-х Mitsubishi завоевывает репутацию производителя высококачественных автомобилей с широчайшей модельной гаммой, который активно развивается и внедряет последние технологии и разработки в автомобилестроении. В 1970 г. автомобильное отделение Mitsubishi Heavy Industries Ltd. становится независимым и получает название Mitsubishi Motors Corporation (MMC). Mitsubishi Motors с оптимизмом вновь рожденной компании и унаследованным инженерным опытом вошла в 1970-е годы.

5 - Mitsubishi Colt 600.jpg

Так началась непрекращающаяся по сей день хроника побед компании: Galant 16GLS побеждает в абсолютном зачете седьмого ралли «Южный крест»; на следующий год в этих состязаниях побеждает Lancer 1600GSR. В конце десятилетия журнал Мotor Fan присуждает автомобилю Mitsubishi Colt 1400 GLX титул «Автомобиль года» в Японии, а журнал «Pickup, Van & 4WD» – Mitsubhshi L200 звание «Пикап года в Америке». Важное направление в развитии Mitsubhshi как мирового автопроизводителя – спонсорство значимых международных мероприятий. Одним из первых автомобилей, «выступавших» на Олимпийских играх, был Mitsubishi Pajero – джип, олицетворяющий успех Mitsubishi. Pajero – настоящий внедорожник, сочетающий первоклассные динамические и технические характеристики, высокий уровень комфорта и удачный дизайн, – разительно отличался от полноприводных авто того времени. Он удостоился наград во множестве стран мира и даже назван внедорожником года в Британии.

В 1984 г. Mitsubishi Galant завоевывает приз Германии «Золотой руль». Этой же награды удостаиваются популярные в Европе и России Mitsubishi Colt и Lancer. Репутация Mitsubishi как производителя высококачественных надежных автомобилей, воплотивших последние достижения науки и техники, распространилась во всем мире. 1990-е стали десятилетием новых сенсаций. С мая 1992-го выпускается универсал Libero. В начале десятилетия на европейский рынок поступили модель Space Wagon/Grandis и Mitsubishi Eclipce, мощный спортивный автомобиль Golf-класса. Чуть позже – Space Gear (Delica – название для японского рынка), минивэн на базе модели Pajero. Модификация повышенной проходимости Space Gear 4WD была сконструирована на шасси внедорожника. В 1995 г. Mitsubishi производит свой первый автомобиль в Европе: с конвейера завода в Голландии – совместного предприятия «Мицубиси Моторс», «Вольво» и правительства Голландии – сходит Сarisma. Тогда же начинается производство седана и универсала Sigma в Австралии и пикапа L200 в Таиланде.

В 1996 г. был разработан революционный двигатель Мitsubishi GDI (Gasoline Direct Injection) – первый массовый двигатель с непосредственным впрыском бензина в цилиндры, сочетающий экономичность, приближающуюся к дизелю, и мощность бензинового мотора. К концу 1997 г. двигатель Мitsubishi GDI установили на автомобилях Galant, Pajero, Diamante, Challenger (Montero Sport), Chariot (Space Wagon), RVR (Space Runner) для внутреннего рынка Японии и Carisma – для европейского. Была произведена для реализации на европейском рынке и модель минивэна Space Star. А Mitsubishi Colt 2001 модельного года предлагается в трех комплектациях: Base, Comfort и Elegance. Новое поколение пикапов L200 было представлено в 2000 г. Отдельно стоит отметить L200 Strada – версию, разработанную специально для России на базе L200 GLS.

6 - Mitsubishi Galant.jpg

Mitsubishi и сегодня верна своему духу первооткрывателей автомобилей начала ХХ в. – всегда на острие прогресса. Mitsubishi Motors – один из крупнейших мировых производителей, выпускающий в среднем более полутора миллионов автомобилей в 32 странах мира, представляющий широчайшую модельную гамму от мини-автомобилей до тяжелых грузовиков, автобусов и специальных коммерческих авто.

Три соблазна самурая
Среди всего многообразия авто от Mitsubishi бал правят три модели: Colt, Lancer и Pajero. Для любителей автомобилей Mitsubishi сложилась интересная ситуация. Потенциального покупателя поставили перед непростым выбором: либо Lancer, либо Colt. Думается, что те, кто планировал приобрести Lancer, так и поступят, а вот Colt будут покупать люди, ценящие не столько функциональность, сколько стильный дизайн и оригинальный салон. Но стоит увидеть Mitsubishi Pajero – легендарный роскошный внедорожник с просторным комфортабельным салоном и незаурядной технической начинкой, как снова все планы путаются… Кажется, многоликость такой мудрой и в то же время современной Японии сосредоточена в этой монументальной тройке, которая так и норовит искусить вас. В этом искушении качеством и выбором – философия Mitsubishi, для которой во главе угла всегда были новаторство и высокое качество – ценности, первостепенные для компании и сегодня, когда она является четвертым по величине производителем автомобилей в Японии.