Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Главное – начать
Не останавливаясь на достигнутом, талантливый и предприимчивый Уильям Лайонс решил попробовать себя в новом направлении и занялся автомобильными кузовами. Первым достижением в этой области была разработка кузова автомобиля Austin 7, благодаря которому компания Уильяма Лайонса получила заказ на изготовление его 500 экземпляров. Полученные средства и возросшая репутация позволили компании Swallow Sidecar утвердиться на рынке дизайна кузовов, делая их в дальнейшем для моделей Fiat, Morris, Swift, Standart and Wolseley. Благодаря изменению направления деятельности изменилось и название – The Swallow Sidecar I Coachbuilding Co.

Модель неописуемой красоты

В июле 1931 года рекламные плакаты кричали: «Ждите! SS прибывает! Две новых двухместных модели неописуемой красоты! SS – новое имя нового автомобиля собирается взволновать сердца публики и автомобильных рынков! Это нечто совершенно новое! Другое! Улучшенное!» Так двухместные модели SSI и SSII оказались долгожданной сенсацией на Лондонском автосалоне 1931 года. Автомобиль SSI, шасси и дизайн кузова которого полностью разработаны Лайонсом, был признан самым спортивным из всех моделей Swallow. Реальная цена в 310 фунтов оказалась намного скромнее предрекаемых прессой 1000 фунтов. Тем самым на первый план выдвинулась уникальная способность Лайонса сочетать в одной модели цену и качество. Автомобиль SSI впоследствии стал прототипом модели SSI Tourer с открытым верхом, которую называют первым по-настоящему спортивным автомобилем компании.

Это интересно! В гонке «24 часа Ле Мана» Jaguar впервые участвовал в 1950 году. В тройку лидеров фирма не попала – через 21 час у шедшего первым Jaguar сломалось сцепление. Для снижения веса взяли новую раму, в двигатель XK серийной модели внесли изменения. Три Jaguar XK120C закончили к «Ле Ману» 1951 года. Все авто С-Type со старта ушли в лидеры, но лишь одному удалось занять первое место. В 1952 году кузов сделали более обтекаемым. Времени на тесты не хватило, и машины сошли из-за перегрева. В 1953 году секретным оружием Jaguar стали дисковые тормоза, до того использовавшиеся лишь на самолетах. Они позволяли тормозить позже конкурентов, и Jaguar стал чемпионом, а также занял второе и четвертое места. Всего Jaguar в гонке «24-часа Ле Мана» приходил первым семь раз в 19510м, 1952-м, 1955-м, 1956-м, 1957-м, 1988-м и 1990 годах.

«Ягуар» вместо SS

Уильям Уолмслей не разделял амбициозные планы своего партнера и в конце 1934 года вышел из состава Swallow Sidecar Company. Лайонс стал уделять внимание улучшению механических характеристик своих автомобилей и обратился к Гарри Веслейку – выдающемуся техническому консультанту, специализирующемуся на цилиндрических головках. Лайонс сформировал технический отдел и назначил главным инженером молодого Уильяма Хейнеса, который за последующие 35 лет сыграл одну из важнейших ролей в компании.

В 1935 году «Ягуар» представил автомобиль со спортивным салоном. Уильям Хейнес работал, чтобы произвести нечто совершенно новое. Это ему удалось – модельный ряд оказался настолько отличным от предыдущих моделей, что требовалось новое название. Имя «Ягуар» было идеальным выбором: кошачье изящество и элегантность в сочетании с мощью и проворством очень удачно подходило этим автомобилям. За несколько дней до открытия автосалона 1935 года Лайонс устроил завтрак для прессы в гостинице Mayfair в Лондоне, чтобы познакомить публику с новой моделью Jaguar SS. Собравшиеся предположили среднюю цену автомобиля в 612 фунтов, но фактически она оказалась всего 395 фунтов.

Фирменный стиль многих автомобилей того времени большей частью определяла «носовая фигура», украшавшая пробку заливной горловины радиатора. Глава отдела рекламы и сбыта фирмы Ранкин набросал эскиз прыгающей кошки и показал его скульптору Гордону Кросби… Так появилась фигурка ягуара, а в 1945 году аббревиатура SS полностью исчезла из названия компании, поскольку вызывала нежелательные ассоциации с преступной нацистской организацией.

Назло скептикам

Теперь «Ягуар» имел потрясающий новый двигатель, которого не было еще ни у одного спортивного автомобиля, на превосходном новом шасси. Было решено произвести небольшое количество спортивных автомобилей, разрекламировать их и, возможно, добиться небольших успехов в соревнованиях. Уильям Лайонс за несколько месяцев до открытия автосалона 1948 года должен был спроектировать подходящий кузов. Результат поразил всех. Jaguar XK120 имел все шансы стать одним из самых лучших спортивных автомобилей своего времени. В соответствии с репутацией «Ягуара», он имел непревзойденный комфорт и стоил всего в 998 фунтов. Основным аргументом этой модели была скорость, которая сделала его самым быстрым автомобилем в мире.

Было немало скептиков, которые отказывались в это верить. Чтобы переубедить их, компания «Ягуар» арендовала секцию гоночной трассы в Бельгии, где на глазах прессы XK120 развил скорость 126 миль (203 км) в час. Потом автомобиль увеличил скорость до 133 миль (214 км) в час. И после этого водитель проехал мимо пораженных зрителей на скорости 10 миль (16 км) в час.

Заказы посыпались на «Ягуар», и стало понятно, что запланированными изначально несколькими сотнями автомобилей удовлетворить спрос невозможно. Заказы еще увеличились после дебюта Jaguar XK120 на гонках в Сильверстоуне. В 1956 королева Елизавета II за заслуги в развитии автомобилестроения возвела Уильяма Лайонса в рыцарское достоинство.

Красота, комфорт, скорость – в серию

Прототипы Е1А 1958 года и Е2А 1960 года положили начало серийному родстеру Jaguar E-Type, поразившему посетителей Женевского автосалона 1961 года. В 1971 году началась разработка третьего поколения Jaguar E-Type – 4-местной модели, впервые с автоматической коробкой передач. Двигатель V12 выполнен великолепно, именно этим E-Type V12 отличался от предшественников – он не был «сырым» спортивным автомобилем.

В 1972 году был выпущен первый автомобиль с V12 двигателем. Триумф XJ12 оказался большим, чем предшествовавшего XJ6, несмотря на то что эта модель не заменяла предыдущую, а присоединялась к ней. Это было достойным финалом сэра Уильяма Лайонса. Превосходная работа! «Ягуар» мог утверждать, что XJ12 – самый быстрый четырехместный автомобиль в мире. Максимальная скорость модели 140 миль (225 км) в час, до 60 миль (96,5 км) в час автомобиль разгонялся за 7,4 секунды. Jaguar Е-typе выпускался до 1975 года. Конец его истории положил нефтяной кризис – 12-цилиндровые двигатели оказались слишком «прожорливыми». С тех пор, увы, ни одна из спортивных моделей Jaguar не имела столь мощной ауры и такого рыночного успеха. Словно предвидя это, последние 50 экземпляров E-Type «ягуаровцы» выпустили в печальном черном цвете. Приборную доску каждой машины украшала табличка с автографом сэра Уильяма Лайонса, к тому времени окончательно оставившего фирму Jaguar – дело своей жизни.

Это интересно! Вернувшись с фронтов Первой мировой войны, молодой англичанин Уильям Уолмслей хотел катать девушек, но автомобиля у него не было, равно как и денег на него. Но был мотоцикл, голова и руки. Ради решения своей проблемы он смастерил мотоциклетную коляску – сначала себе, затем такие же приспособления сделал для своих приятелей, в том числе для обладавшего коммерческой хваткой Уильяма Лайонса. Вскоре они стали компаньонами, и на свет появилась «Ласточка» (Swallow), которая позже преобразилась в грозного «Ягуара».

Вклад в историю

В 1972 году, в возрасте 71 года, сэр Уильям Лайонс уволился из своей компании, которая к этому времени существовала уже около 50 лет и была одной из наиболее уважаемых в мире. Лайонс был одним из самых прекрасных стилистов своего времени. Большинство его проектов выдержало испытание временем и является уникальным вкладом в историю автомобилестроения двадцатого столетия.

Кризис британского автопрома

«Ягуар» с 1950-х годов близко сотрудничал с британской фирмой Daimler, чьи традиционно роскошные машины постепенно заменяются близкими по классу «Ягуарами», выпускаемыми на заводах Daimler. С 1960 г. Daimler входит в состав «Ягуар». К этому моменту британская автомобильная промышленность, достигнув зрелости, постепенно становилась жертвой собственной консервативности. Начались массовые банкротства компаний. Пытаясь сохранить свои позиции, фирмы стали объединяться. В 1968 году Jaguar вошла в состав British Leyland Motor Corporation (BLMC), заняв верхушку модельного ряда: самые дорогие Daimler (включая единственную модель Limousine, разработанную этой фирмой без помощи Jaguar), поскромнее – «Ягуар». Причем из-за «корпоративных интересов» руководство BLMC прекратило производство не менее роскошных автомобилей фирмы Wolseley, также вошедшей в корпорацию.

В 1980 году новая эра началась в «Ягуаре» с назначения председателем и управляющим директором Джона Эгана, главная цель которого состояла в том, чтобы возродить веру клиентов в британское автомобилестроение. В разгар топливного кризиса Великобритании он подписал решение выйти из BLMC, справедливо полагая, что, если начнут экономить, в первую очередь сокращению подвергнутся наиболее затратные подразделения. Топливные кризисы семидесятых сильно усложнили положение дел, и в 1981 году «Ягуар» объявил о внедрении новых эффективных цилиндрических головок для V12, созданных швейцарским инженером Майклом Мейем. Инженеры «Ягуар» пять лет потратили на усовершенствование двигателя V12. Результатом стала значительная экономия топлива, которая дала V12 и XJ-S значительное преимущество в более сознательных с топливной точки зрения восьмидесятых. В течение пяти лет Daimler/Jaguar еще «гулял сам по себе». Благо, в запасе было несколько неплохих моделей. Например, седан XJ6, выпускавшийся с 1968 года с 6-цилиндровым, а позднее – 12-цилиндровым двигателем. Или XJ-S (1975), скоростное купе с V12.

Лучший из люксов

В феврале 1985 года сэр Уильям Лайонс дождавшись возвращения своего детища к независимости, ушел из жизни. В течение пятидесяти лет он был частью «Ягуара», его роль в истории компании неизмерима. Спустя четыре года после смерти своего основателя компания «Ягуар» вошла в состав империи Форда, утратив независимость. Новые хозяева не стали радикально менять модельный ряд, а пошли по пути модернизации уже существующих машин. Прошло семь лет, и только в 1996 году в арсенале Jaguar появился новый спортивный седан S-Тype.

В ноябре 2000 года руководством компании было официально объявлено о разработке новой «самой примечательной модели в истории Jaguar – полноприводного Jaguar X-Type». Появление этого автомобиля стало символом совершенно нового будущего для компании, которая впервые получила возможность благодаря модельному ряду из 4-х автомобилей бороться за лидерство на равных условиях с другими производителями люксовых марок.