18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Ford. История века

… И отец поставил на нем крест как на продолжателе семейного дела – способного паренька влекла техника. Хотя он самостоятельно построил паровой трактор, его пытливый ум вступил в противоречие с крестьянским укладом, и в 1891 году Генри Форд становится инженером компании Edison Illuminating в Детройте, а через два года – главным инженером.

Создание Ford Mоtor
В свободное время молодой инженер занимался двигателями внутреннего сгорания. Вскоре он поставил двигатель на раму с четырьмя велосипедными колесами. Получился квадроцикл – по сути, первый автомобиль Ford. Тогдашний работодатель Форда, знаменитый Эдисон, считал это забавой без коммерческого будущего, но не препятствовал экспериментам. А вот группа финансистов Детройта сочла квадроцикл достойным внимания, и в 1899 году образовала Detroit Automobile Co., где Форд стал акционером и главным инженером. Поначалу Форд увлекся спортивным направлением, даже замахнулся на абсолютный рекорд скорости, но акционеры-прагматики напомнили, что давали деньги не на спорт, а на создание полноценной дорожной машины. Форд обиделся. На этой волне в 1903 году была создана новая акционерная компания Ford Mоtor Co., из ворот которой выехал первый Ford А. Активами компании Ford Motor были инструменты, станки, инструкции, чертежи, патенты, несколько моделей и 28 000 долларов наличными, предоставленными 12 инвесторами.

2 - История марки Ford.jpg

«Жестянка Лиззи»
Форд сформулировал идею будущего бестселлера: «…Автомобили надо делать все одинаковые и все одинаково». Но 11 из 12 главных акционеров видели перспективу в производстве дорогих машин. Понадобилось пять лет, чтобы выдавить не понимавших собственной выгоды пайщиков и сконцентрироваться на производстве единственной, но обреченной на успех машины. До 1908 года перебрали большинство букв алфавита и дошли до Т. В первый же год производства этой модели были побиты все рекорды продаж, а в 1923 году каждый второй автомобиль в Америке делался на заводах «Форд Мотор». До конца двадцатых годов на заводах Форда выпускали исключительно «Жестянку Лиззи», как прозвали в народе модель «Т». Она не являлась самой совершенной: отсутствовал стартер (появился лишь в 1926-м), не было тормозов в современном понимании – педаль тормоза посредством ремня затормаживала вращение вала КПП. Сэкономили на бензонасосе: топливо поступало самотеком из бака под сиденьем, и на крутые подъемы приходилось взбираться задним ходом. Но модель «Т» была очень выносливой и простой в эксплуатации и ремонте. Недаром эти авто получили распространение в войсках. Русская армия в Первую мировую войну закупила партию «Фордов Т», и много таких машин досталось Красной Армии. Одна из них верой и правдой служила легендарному В.И. Чапаеву. За рулем «Жестянки Лиззи», переоборудованной в санитарный фургон, колесил по фронтовым дорогам и Эрнест Хемингуэй.

Исторический прецедент
Но была одна проблема. Незадолго до описываемых событий Джордж Селден запатентовал «дорожные самодвижущиеся повозки» с двигателями внутреннего сгорания и организовал синдикат для лицензирования избранных производителей и взыскания отчислений от каждой «безлошадной повозки», построенной или проданной в Америке. Едва появились первые «фордики», Селден подал в суд. Другие автомобильные компании платили Селдену, предпочитая не связываться с его синдикатом. Но Генри Форд считал, что такой патент имеет тот же смысл, как авторское право на табуретку. За восемь лет тяжб он отспорил свое право производить и продавать «безлошадные повозки». А благодаря царствовавшему в США прецедентному праву освободил остальных автопромышленников от необходимости платить Селдену.

Это интересно! Ford Motor Company, пионер во введении конвейера, первой же среди крупных корпораций и отказалась от него, так как современные рабочие с большей отдачей делают работу, в которой есть элемент самостоятельного творчества.

4 - История марки Ford.jpg

Кто что изобрёл?
Форд был умелым организатором, ловко использовал талант и энергию людей, работавших с ним. Г. Уиллс играл ведущую роль в разработке конструкции машины. Инженеры И. Соренсен, В. Кнудсен, Ч. Флендерс продумали систему массового производства. Идею собирать автомобили на конвейере выдвинул К. Эвери – специалист по оборудованию и станкам. Вместе с инженером У. Кланном он пришел к выводу, что «монтаж на ходу» значительно ускорит и удешевит производство. Форд быстро понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Он сформулировал два принципа: заставлять рабочего делать не больше одного шага и не допускать, чтобы при работе приходилось наклоняться. 1 апреля 1913 года Форд запустил конвейер, и в первый же год его работы было сделано 300 000 «Жестянок Лиззи». В лучшие времена в год выпускалось по два миллиона модели «Т» по цене 260 долларов. Последний Ford T покинул завод, имея порядковый номер 15 007 031.

Форд беззастенчиво заимствовал все и вся, от легкой и прочной ванадиевой стали до черного японского лака, единственной краски, успевавшей высохнуть за те 93 минуты, что Model Т шла по конвейеру. Но две вещи, что придумал он сам, довели производственный процесс до совершенства. Во-первых, компания отказалась от ненадежных поставщиков, производя у себя весь «расходный материал», от руды и электроэнергии до обрабатывающих станков. Во-вторых, эта «акула капитала» сделала сотрудникам минимальной зарплату 5 долларов в день – вдвое выше средней по отрасли. Все они имели доступ к почти даровым учреждениям «соцкультбыта» – детские сады, прачечные, столовые и др. Естественно, рабочие отвечали высокой производительностью труда.

Непопулярные меры
В 1919 году Генри Форд с сыном Эдселом выкупили все акции Ford Mоtor Co. у других акционеров за 105 568 858 долларов, а Эдсел стал президентом компании. К концу 1920-х годов прибыли от Ford T заметно упали. Автомобильный рынок изменился, хотя Форд-старший отказывался верить в это. Он даже пошел на непопулярные меры, но лишь усугубил положение. Заработную плату урезали вдвое, запретили общение рабочих у конвейера, стали увольнять пожилых (из-за чего в окрестностях Дирборна возросло потребление краски для волос – сотрудники закрашивали седину). Меры не принесли желаемого результата, и завод вынуждены были закрыть на полгода. После перерыва с конвейера сошел новый Ford A, изменивший ситуацию к лучшему. По популярности он отставал от «Шевроле» и «Бьюиков», но намного превосходил Ford T.

3 - История марки Ford.jpg

Это интересно! Генри Форд позволял своим сотрудникам ездить только на автомобилях марки Ford – покупавших иные машины немедленно увольняли. Сам миллионер также ездил исключительно на машинах собственного производства. Когда все его заводы выпускали только Ford T, он не стеснялся ездить на «Жестянке Лиззи». В этот период, путешествуя по Флориде, Форд увидел на шоссе человека, пытавшегося починить шикарную машину. Решив помочь, миллионер заглянул под капот, что-то повернул – автомобиль завелся. Радостный владелец в знак благодарности предложил десять долларов. Форд отказался, сказав, что хорошо устроен. «Ах, простите, – прозвучал ответ, – всему виной ваш «Форд». Я подумал, что если человек ездит на такой машине, то десять долларов ему пригодятся». Вернувшись домой, Генри Форд купил завод по производству лимузинов «Линкольн» и ездил только на них.
Вскоре Форд опять был на ногах – в 1932 году начато массовое производство надежных V-образных 8-цилиндровых двигателей (конкуренты смогли сделать это лишь через многие годы). К 1934 году на фермах и улицах городов появились грузовики Ford с добротным двигателем, ставшие фаворитами практичных американцев.

Смерть и начало новой жизни
Вторая мировая война внесла в жизнь компании свои коррективы. За этот период Ford произвел 57 000 двигателей для самолетов и более четверти миллиона танков, противотанковых установок и другого военного оборудования. Скоропостижная смерть сына Эдсела в 1943 году оказалась ударом для Генри Форда, которому вновь пришлось встать у руля компании. В 1945 году его сменил на этом посту внук – Генри Форд II. В 1946 году Форда-старшего удостоили почетной премии за заслуги перед автопромышленностью, а Американский институт нефти вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом. Отойдя от дел, старик Форд жил в своем имении, где скончался 7 апреля 1947 года. Когда гроб с его телом опускали в могилу, автомобильное движение в Детройте было приостановлено…
Это интересно! Знаменитые «5 долларов». Такую оплату труда гарантировали всем рабочим, но на деле получить их могли не все. Форд считал себя отцом для рабочих, имеющим право поощрять одних и наказывать других. Рабочий должен был тратить деньги разумно, на содержание семьи. За это и давали премию в 2 доллара к фактической зарплате 3 доллара. Тех, кто пропивал или проигрывал деньги в азартные игры, увольняли. Эти правила сохранялись до Великой Депрессии.

Генри Форд II начал разрабатывать новую стратегию развития, и компания стала выпускать шестицилиндровые грузовики-пикапы Ford F, которые стали самыми популярными у средних и мелких бизнесменов и фермеров из-за высокой надежности, большой грузоподъемности и предельно низкой цены. В 1949 году продажи составили около 807 000 авто, прибыль возросла с 94 миллионов (за предыдущий год) до 177 миллионов долларов. В 1956 году Генри Форд II на пике стоимости акций распродает за 657 млн долларов 20-процентный контрольный пакет 250 тысячам инвесторов, превращая «фамильный бизнес» в открытую акционерную компанию.

Укрощение «Мустанга»
В шестидесятые годы Ford Motor Company почувствовала потребность рынка в недорогой спортивной машине, ориентированной на молодого покупателя. Ли Якокка, тогда генеральный менеджер Ford Division, один из самых выдающихся менеджеров в истории, продал новую идею Генри Форду II и скептически настроенному финансовому департаменту. Перед инженерами и экономистами поставили задачу: модель должна стоить не более 2500 долларов. Тогда к ней удастся привлечь внимание широкой массы покупателей. Специалисты с проблемой справились – ставший впоследствии знаменитым на весь мир «Мустанг» стоил 2368 долларов. За первые 100 дней было продано 100 000 машин, а продажи за год составили 418 812 автомобилей. Тонкость хода Якокки была в следующем. Покупатели, обрадованные выгодным приобретением, считали, что вполне могут немного доплатить за дополнительное оснащение. Клиенты готовы были выложить еще по 1000 долларов, чтобы привести авто в то состояние, какое им хотелось. Прибыль от индивидуальных заказов превышала потери от дешевизны «Мустангов».

5 - История марки Ford.jpg

Личная неприязнь
В 1970 году Ли Якокка стал президентом Ford Motor. В следующие семь лет его руководства ежегодная прибыль увеличилась втрое. Эти годы он был душой компании. Его любили и уважали все: от совета директоров до рабочих. Только у Генри Форда II были основания недолюбливать Якокку. Ведь он мешал деспотичному стилю правления Форда. Ли пошатнул безоговорочный авторитет Генри-младшего и перед рабочими, и перед советом директоров. И владелец компании стал добиваться увольнения ее президента. Он делал для этого все возможное в надежде, что Якокка сам подаст в отставку. В конце концов, Форд поставил ультиматум совету директоров: или он, или Якокка. Акционеры были вынуждены поддержать Форда. Форд так и не сообщил Якокке причины увольнения. Собственно, и слово «увольнение» не прозвучало. Форд его избегал и боялся, так как делал это впервые. Кроме того, Генри Форд решил изжить дух Якокки, увольняя всех, кто поддерживал с ним отношения, и каждого, кто произносил его имя.

Новшества и тенденции
Ford Motor Company постоянно стремилась к обеспечению комфорта и безопасности. Еще в пятидесятых годах на ее автомобилях впервые появились сиденья с механической регулировкой в 4-х направлениях, в качестве опции предлагались ремни безопасности. В начале 1960-х годов появляется световой люк в крыше, радиоприемники АМ/FM диапазонов, а в 1970 году Форд первым внедрил передние дисковые тормоза на серийных моделях. В 1990-х годах компанией в Кельне создается опытный перерабатывающий комбинат, где с помощью новых технологий утилизируются старые автомобили, и Ford становится первой автомобильной компанией, перерабатывающей высококачественный пластик для последующего использования при отделке новых автомобилей.

Это интересно! Ставший в шестидесятых символом Америки Ford Mustang поступил в продажу 17 апреля 1964 года. Ажиотаж вокруг него с первого дня оказался беспрецедентным. Так, в Чикаго дилер запер зал, поскольку он не мог вместить огромную толпу, собравшуюся у дверей. В Гарленде, штат Техас, пятнадцать покупателей требовали каждый себе единственный экземпляр «Мустанга», бывший тогда у дилера. Машина досталась самому упорному, переночевавшему в ней, чтобы никто другой не смог ее купить.

Новый век Фордов
Ford Motor Company вступила в новый век четвертой по величине корпорацией. Она ежегодно производит миллионы легковых автомобилей, грузовиков и тракторов, продает более 70 различных моделей Ford, Lincoln, Volvo, Jaguar, Land Rover, Aston Martin по всему миру. Сейчас компания владеет производственными, сборочными и дистрибутивными подразделениями в 30 странах мира. Империя Форда занимается также финансированием, кредитованием и страхованием автотранспортной индустрии, арендой промышленного оборудования. Ford Motor является ведущей компанией отрасли в области разработки и внедрения информационно-технологических процессов и систем, компьютеризации бизнеса и развития электронной коммерции. В октябре 2001 года у руля корпорации встал Уильям Клей Форд-младший, правнук Генри Форда-старшего. Под его руководством 355-тысячная команда Ford Motor Company встретила свое столетие. Единственная на свете фирма, прошедшая с мировым автомобилестроением весь путь, компания Форда, имеет полное право утверждать, что история века – это и ее история.

Это интересно! В 2000 году Международное жюри из 126 автомобильных журналистов, подведя итоги беспрецедентного конкурса Car of the Century («Автомобиль века»), избрало «Машиной всех времен и народов» легендарный Ford Model Т.