11 Декабря 2018 г.     0.00 ()     0.00 ()

Дальний Восток. 2013 – год спортивных прорывов

В «большом» спортивном мире все, на первый взгляд, идет своим чередом. Существуют чемпионаты мира по кольцевым гонкам, ралли, картингу, мотокроссу, дрифту и так далее – всех интересных дисциплин не перечислить. Участники мировых серий, естественно, не берутся «из воздуха», а проходят путь от национальных и региональных соревнований. Для приморского спорта 2013 год, с чем соглашаются почти все из опрошенных нами представителей оргкомитетов и федераций, стал по-настоящему выдающимся.

Наряду с традиционными соревнованиями, такими как марафон «Русское ралли», мы стали свидетелями и совершенно невероятных событий. В этом году российские дрифтеры впервые смогли помериться мастерством с родоначальниками дисциплины гонщиками из Японии. Более того, существует вероятность, что уже в ближайший год-другой знаменитая на весь мир японская дрифт-серия D1 проведёт свой выездной этап на трассе «Приморское кольцо».

Ещё одним неординарным событием 2013 года стал поистине громкий успех нашего земляка Марка Шульжицкого, который стал призёром престижной автомобильной гонки на выносливость «24 часа Дубая». Кольцевик, картингист, победитель российской Nissan GT Academy сумел блеснуть незаурядным талантом и получить редчайшую возможность выступать в заводской команде Nissan на протяжении всего 2013 года.

Долгожданным событием стало открытие на территории спортивно-технического комплекса «Приморское кольцо» картинговой трассы, которая отвечает мировым стандартам и может принимать соревнования уровня Чемпионата мира.

Что касается классического ралли, то в Приморье наблюдается довольно негативная тенденция – не хватает качественных грунтовых дорог. Часть «наезженных» участков покрывается асфальтом, другая же приходит в весьма плачевное состояние, что не позволяет проводить гонки. В 2013 году на территории Приморского края состоялся один этап Чемпионата Дальнего Востока, ралли «Тихий Океан 2013», а на следующий сезон гонок запланировано две. Есть вероятность, что в ближайшие годы на базе спортивно-технического комплекса Primring появится особая закольцованная трасса для ралли-кросса, где спортсмены смогут выступать на тех же самых автомобилей, но при поддержке большего числа зрителей и без слишком серьезных затрат.

Грядет первый Гран-при России, который состоится в октябре 2014 года в Сочи. Первоначально планировалось, что в качестве маршалов на эту гонку будут приглашены в том числе и представители Приморской автомобильной федерации – одного из наиболее продуктивных подразделений РАФ. Но команда промоутеров национального этапа «Королевы автоспорта» решила поступить иначе и примерно за год до проведения Гран-При набрать людей в буквальном смысле с улицы и обучить их, невзирая на отсутствие опыта. К счастью, об этой ситуации узнало руководство «Формулы-1» во главе с Берни Экклстоуном, и Российскую автомобильную федерацию все-таки пригласили принять участие в организации самых престижных на планете соревнований. А это значит, что дальневосточники обязательно отправятся в Сочи, но это уже совсем другая история.

Дальний Восток. Год спортивных прорывовМаксим Наумец, председатель Приморской автомобильной федерации:
- Для нас, как для представителей Российской автомобильной федерации, 2013 год выдался весьма продуктивным, можно сказать, одним из лучших за все время организации автомобильных соревнований в Приморском крае. Наверное, главным событием ушедшего сезона можно назвать открытие картинговой трассы в рамках проекта спортивно-технического комплекса «Приморское кольцо». Новая трасса, безусловно, является одной из лучших в России и единственной за Уралом, на которой есть возможность проводить соревнования в ранге Чемпионата мира. В этом году там уже прошли этапы чемпионата Приморского края, а так же несколько мастер классов с участием ведущих картингистов из Японии.
В 2013 году приморскому дрэгрейсингу исполнилось 12 лет, и в ушедшем гоночном сезоне специалистам нашей федерации удалось буквально возродить соревнования краевого уровня на знаменитом на всю страну и ближнее зарубежье аэродроме «Майхэ» вблизи Штыково. Состоялось четыре этапа соревнований, которые показали высокий интерес и участников, и зрителей именно к масштабным гонкам со всей соответствующей инфраструктурой.
Если вернуться к картингу, то готов сообщить ожидаемую новость: начиная с весны 2014 года, на трассе «Приморского кольца» заработает картинговый прокат с техникой известного французского производителя Sodi Kart. Эта марка интересна не только самими машинами, но и своим подходом к выбору партнеров и организацией единственного в своем роде чемпионата мира для любителей. Мы планируем создать здесь систему как классического проката для получения новичками соответствующего опыта, так и проведения любительских соревнований – традиционных картинговых заездов с относительно небольшим числом кругов и полноценных гонок на выносливость. За техникой будут следить профессиональные механики, будет создан отдельный регламент проведения наших серий. Прокатный картинг – это в том числе и действенный способ завоевания лояльности жителей края, которые в дальнейшем могут стать увлеченными фанатами технических видов спорта, отдать детей в соответствующие секции или даже самим начать заниматься гонками. К слову, как только на «Приморском кольце» будет создана необходимая инфраструктура, у федерации появится возможность создать картинговую школу с возможностью хранения личной техники и приглашения ведущих специалистов своего дела.

Дальний Восток. Год спортивных прорывов

Уже практически согласован календарь соревнований под эгидой Приморской автомобильной федерации на 2014 год. Традиционно, спортивный сезон начнется с зимнего любительского ралли-спринта, и продолжится другими хорошо знакомыми болельщикам дисциплинами.

Дальний Восток. Год спортивных прорывовВасилий Ищенко, председатель оргкомитета Чемпионата Владивостока по автомобильным кольцевым гонкам:
– В 2013 году за организацию автомобильных кольцевых гонок на «Змеинке» взялась новая команда в лице клуба SleepStream при поддержке ветеранов этого вида спорта и администрации города Владивостока. В течение нескольких месяцев удалось проделать большую работу по привлечению на картодром большого числа зрителей и новых пилотов: если на старт первого этапа минувшего сезона вышло восемь автомобилей, то к финалу набралось уже 15 участников. В настоящее время ведется подготовка к новому сезону, прорабатывается усовершенствованный технический регламент и утверждается календарь соревнований. Ожидается, что в 2014-м состоятся не только шесть этапов чемпионата во Владивостоке, но и два этапа в Красноярске, при этом пилоты из одного региона будут выступать и в гостях. Кроме того, планируется привлечь энтузиастов «кольцевого» движения из Хабаровска и Благовещенска. Для того чтобы эти планы осуществить, требуется усовершенствовать регламент и изменить статус соревнований, поднять их престижность в глазах спортсменов из других регионов.
По сравнению с 2012-м, когда были разрешены двигатели объемом до 1600 «кубов» с одним распредвалом, в сезоне 2013 года выступают автомобили с двигателями до 2 литров без ограничений по типу газораспределительного механизма, что позволило привлечь новых участников, в том числе и из любительской серии Zmeinka Time Attack Challenge. Специально для повышения интереса к нашему чемпионату со стороны пилотов в ушедшем гоночном сезоне несколько автомобилей мы допустили к участию согласно минимальным требованиям по безопасности. Но уже в 2014 году все наши «боевые» машины без исключения будут полностью соответствовать приложению J Российской автомобильной федерации. На сегодняшний день уже у четырех новых пилотов из Владивостока есть твердые намерения также участвовать в нашей гоночной серии, а это значит, что определенные результаты в работе организаторов уже видны.

Дальний Восток. Год спортивных прорывов

Что касается прошедшего чемпионата в спортивном плане, то в числе лидеров остались как опытные команды «Оверс» и «Филток-2», так и относительно молодой коллектив 2V Motorsport, в составе которого выступаю и я сам. Нам удалось «построить» весьма сильные автомобили, настроить их, и теперь многие соперники обращаются за советами, хотят выглядеть на трассе так же сильно. Еще одним из важных факторов интересной борьбы на трассе стало введение так называемой монорезины (а в нашем чемпионате эта роль отведена комплектам Federal Z201), которая во многом уравнивает шансы гонщиков и оптимизирует настройки техники. Ведется работа над картодромом «Змеинка», спортсмены тренируются и показывают все лучшие результаты. Лидерами 2013 года стали Андрей Воробьев и его команда «Оверс», но уже в следующем сезоне расклад сил на трассе может здорово поменяться, и в любом случае очередной Чемпионат Владивостока по автомобильным кольцевым гонкам станет интереснее и зрелищнее предыдущего.

Дальний Восток. Год спортивных прорывовДмитрий Семенюк, организатор Russian Drift Series Восток:
– Чемпионат 2013 года для лиги RDS Восток стал четвертым, а следующий сезон будет для нашей команды юбилейным. Уже есть определенные решения по поводу организации соревнований и судейства, часть из которых связана с недавней поездкой российской делегации в Японию на этап престижнейшего в мире чемпионата D1 Gran Prix. Там, под руководством известных пилотов коллектива Drift Team Orange (эта команда основала собственные школы дрифта в Стране восходящего солнца и Италии. – Прим. авт.), я прошел курс судейства и получил немало полезных знаний, которые помогут в развитии профессионального дрифта на Дальнем Востоке.

Начиная с 2014 года мы сделаем оцениваемые участки на трассах короче и сложнее – этот шаг позволит избежать случайных побед, когда откровенно слабый соперник «объезжает» сильного пилота, а в следующем раунде соревнований вполне обоснованно не справляется с оппонентом. Конечно, в новых условиях новичкам будет сложнее, но ведь и задача организаторов Russian Drift Series заключается в развитии именно профессионального спорта, в практике и результатах для тех гонщиков, которые хотят выступать на соревнованиях национального и международного уровня. Замечу, что наши уик-энды должны стать и более интересными для зрителей: помимо самих соревнований, болельщики смогут приобщиться к дрифту благодаря фирменной атрибутике, тематическим конкурсам и шоу, в частности тюнинговым выставкам.

Дальний Восток. Год спортивных прорывов

В сезоне 2013 года этапы RDS Восток проходили на двух площадках: на хорошо знакомой болельщикам «Заимке Плюснина» в Хабаровске и на совершенно новой трассе комплекса «Приморское кольцо» в пригороде Владивостока и Артема. Появилось несколько новых участников, и впервые за историю чемпионата нам удалось дважды провести парные заезды по схеме топ-32. Уже третий год подряд чемпионом стал Илья Федоров, который постоянно оттачивает свое мастерство и, несомненно, заслужил право выступить в японском чемпионате D1 в ноябре по приглашению организаторов. Зато сменились серебряный и бронзовый призеры чемпионата: от этапа к этапу улучшал свои результаты Олег Денисевич из Дальнегорска, а хабаровчанину Егору Шумилкину удалось «победить» свой автомобиль Nissan 350Z. Здорово прибавили и владивостокские пилоты: Александр Булычев смог пробиться из второй десятки рейтинга сразу на четвертое место, а Денис Ри попробовал себя не только в родном регионе, но и в серии RDS Запад.

К сожалению, нашей команде не удалось повторить прошлогодний результат красноярской «Супер DRIFT Битвы», которая в 2013-м получила статус официального чемпионата России. На этот раз и мы выехали на «Красное кольцо» в расширенном составе из 14 пилотов, и соперников прибавилось – всего набралось более 70 спортсменов. Непосредственно перед гонкой многим из дальневосточников пришлось «в полях» устранять технические неполадки, что сократило время тренировок. И все-таки сразу нескольким нашим дрифтерам удалось пробиться через сито квалификации и выступить в заездах топ-16 и топ-8. Несомненно, хозяева трассы и гонщики из других лиг Russian Drift Series отлично подготовились, прямо говоря, случайных участников в парных заездах «Битвы» не было, а нам же немного не повезло. Что касается планов на следующий год, то гонка в Красноярске получит уже статус Гранд-финала RDS, и туда будут отправляться по восемь лидеров из каждой региональной серии и также участники нашего чемпионата уже за свой счет и по собственному желанию. В любом случае хочется вновь хорошо показать себя, а заодно хотелось бы увидеть в лиге RDS Восток новых зараженных дрифтом участников.

Дальний Восток. Год спортивных прорывовЕвгений Радченко, председатель Федерации автомодельного спорта Приморского края:
– В былые годы, а я говорю о советской эпохе, когда я и сам пришел в автомодельный спорт еще мальчишкой, ситуация с детским техническим творчеством выглядела куда более перспективной. Под эгидой ДОСААФ и специализированных кружков создавались многочисленные секции, закупалось оборудование, строились площадки для тренировок и соревнований. Сейчас же положение вещей выглядит очень печальным: автомодельный спорт существует на чистом энтузиазме, у трасс и клубов меняются владельцы, и те «просят» моделистов буквально на улицу. Изменились и сами дети – современное поколение гораздо сложнее привлечь к техническому творчеству, предложить создать что-то своими руками, когда вокруг столько отвлекающих факторов: компьютеры, смартфоны, телевидение… А в итоге по собственному опыту работы видишь: студенты, поступившие на инженерные специальности, просто не умеют и не хотят работать руками.

Впрочем, энтузиасты автомодельного спорта у нас еще остались, и молодое пополнение в наши секции приходит регулярно. Здесь многое зависит не только от детей, но и от родителей: именно в семьях, которые хотят привить ребенку не только потребительские, но и созидательные качества, и растут будущие инженеры и дизайнеры. Начав заниматься моделизмом в девять лет, к моменту окончания школы молодой моделист получает множество навыков, которые пригодятся в жизни. Это и знание электротехники, и умение работать на станках, и осознание важности командной работы.

В целом по Приморскому краю в соревнованиях, организованных нашей федерацией, принимает участие порядка 200 человек. Некоторые из них считают моделирование самым настоящим спортом, другие же относятся к соревнованиям исключительно как к хобби. Здесь сразу заметен разный подход: можно просто купить готовую интересующую модель и по возможности доработать ее опять же серийными компонентами, а можно создать «машину мечты» самостоятельно, с использованием минимума заводских деталей.

Несмотря на мнение многих окружающих, продолжает пользоваться популярностью кордовый моделизм, когда участники собираются на специальной площадке (кордодроме) и запускают свою технику по кругу, проверяя ее надежность и скорость. В свое время кордовые модели были единственными доступными, но с появлением радиоуправляемой техники и с началом проведения более зрелищных соревнований на ней старый класс начал терять популярность. Что касается радиоуправляемых моделей, то в Приморье проводятся соревнования в шоссейно-кольцевых классах, зимний ралли-кросс, внедорожные кольцевые гонки и трофи-рейды в миниатюре, а также в последнее время набирают популярность такие дисциплины, как RC-дрифт и RC-драгрейсинг.

Дальний Восток. Год спортивных прорывов

В 2013 году впервые за многие годы приморские спортсмены – Алексей Ульяновский и Владислав Киселев – смогли принять участие в чемпионате и первенстве России по автомодельному спорту в классе кордовых моделей. Из-за проблем с финансированием спортсменам пришлось самим оплачивать дорогу и проживание в Ярославле, но все-таки обмен опытом с моделистами из других регионов состоялся. Мы поняли, куда следует стремиться, и уже готовимся к зимним федеральным соревнованиям по автомодельному спорту в классе кордовых моделей аэросаней. Эти состязания состоятся в середине февраля 2014 года в Тюмени.

Дальний Восток. Год спортивных прорывовДмитрий Борисов, пресс-секретарь Федерации водно-моторного спорта Приморского края:
- В прошедшем сезоне Приморье приняло у себя уже второй подряд Чемпионат мира по ралли-рейду на аквабайках. Местом проведения гонки стала морская акватория вокруг острова Русский. Для проведения соревнований такого масштаба требуется сделать массу работы. Получить разрешительные документы, привлечь иностранных спортсменов и помочь им и их технике оказаться в России. Придумать интересные, но вместе с тем безопасные маршруты. Наладить снабжение техники горючим и запчастями, сделать соревнования привлекательными для зрителей, и не только в спортивном плане. В этот раз участниками Чемпионата мира стали спортсмены из 9 стран. Их могло быть еще больше, но затруднения с получением виз и сложности с перевозкой техники отпугивают некоторых иностранцев. В период проведения чемпионата кампус ДВФУ посетили не менее 20 000 тысяч человек. Причем, они могли наблюдать не только за борьбой спортсменов, но и посещать все возможные культурные события: концерты, выставки и различные спортивные состязания, которые проходили в рамках фестиваля «Лето на Русском 2013».

Успешное проведение соревнований и сопутствующих ему событий способствовало тому, что в 2014 году остров Русский снова примет у себя Чемпионат Мира по ралли-рейдам и фестиваль искусств «Лето на Русском 2014». Очередная гонка пройдет под названием Russky Gran Prix.

Что касается выступлений наших спортсменов на международной арене, то сезон еще далек от своего завершения. В период осень-зима в США и Таиланде проходят три престижных гонки участие в которых традиционно принимают владивостокские гонщики.

Дальний Восток. Год спортивных прорывов

В первых числах декабря им предстоит бороться за «Кубок короля Таиланда». Это весьма статусный чемпионат по кольцевым гонкам с внушительным призовым фондом, но на этот раз организаторы впервые в истории решили провести еще и ралли-рейд. Кстати, одним из авторов данной идеи выступил председатель нашей федерации, Юрий Рябко. В конце февраля он так же примет участие в 300-т мильной гонки Mark Hahn на озере Хавасу (США, штат Аризона) которая собирает сильнейших гонщиков дисциплины ралли-рейд со всех уголков планеты. В прошлом году он едва не выиграл эту гонку. Надеюсь, юбилейный десятый ралли-рейд ему покорится.