Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Серийное производство Mercedes-Benz Gelaendewagen стартовало в австрийском Граце в 1979-м и продолжается – разумеется, с внушительным списком доработок – до сих пор. В ушедшем году «гелик» отметил юбилей.

Мы привыкли видеть Gelaendewagen (да простит нас производитель за написание «имени» машины по-английски!) и на парковках дорогих ресторанов, и в репортажах из многих горячих точек. Угловатый и роскошный джип с трехлучевой звездой на решетке радиатора сочетает и надежность со статусностью, и ремонтопригодность с обилием современных технических решений. Чего в ветеране больше – представительности или армейской выносливости – трудно сказать. Служба и гражданская жизнь идут бок о бок уже три десятилетия.

«Внедорожник» (так с немецкого переводится «Gelaendewagen») появился в связи с необходимостью заменить в армии ФРГ устаревшие джипы DKW F91. Коллектив конструкторов поставил перед собой задачу создать универсальную, проходимую машину с огромным запасом прочности. Партнером немецкого Daimler-Benz выступил австрийский альянс Steyr-Daimler-Puch, не первый год работавший с внедорожниками. Специально для организации производства компании создали совместное предприятие Gelaendefahrzeug GmbH с равными долями участия. При разработке учитывалась возможность использования автомобиля в гражданских целях. Работа над «проектом H2» (не путать с «Хаммером»!) закипела в 1972 году, а уже в 1973-м появился полноразмерный деревянный макет внедорожника. Были утверждены основные технические решения и согласована компоновка. Дизайнеры закончили работу над внешностью машины. Для снижения стоимости значительную часть деталей взяли от имеющихся автомобилей Mercedes-Benz, в том числе от микроавтобусов. В 1975 году воплощенные в металле прототипы осмотрел главный акционер «Даймлера» иранский шах Пехлеви. Он дал добро на строительство в Граце на площади в 40 000 квадратных метров предприятия по производству внедорожников. Был подписан контракт на поставку вооруженным силам Ирана 20 000 автомобилей в различных кузовных исполнениях, и началась подготовка к серийному производству внедорожника.

Внедорожник образца 1979 года

Технически автомобиль, который сейчас известен как Mercedes-Benz G-Klasse, – это классический рамный внедорожник с массивными неразрезными мостами. Несущий элемент – лонжеронная стальная рама из элементов замкнутого профиля. К ней через винтовые пружины, дополненные амортизаторами, присоединены мосты, на которые посредством «раздатки» и 4-ступенчатой механической КПП передается крутящий момент бензинового или дизельного двигателя (первые бензиновые агрегаты были 4- и 6-цилиндровыми, а атмосферные дизельные – 4- или 5-цилиндровыми). Чтобы повысить комфорт, отказались от обычных для армейской техники рессор. Раздаточную коробку сделали синхронизированной, чтобы можно было переключать режимы ее работы и при невысоких скоростях движения. Было разработано четыре типа кузова – по одному «короткому» и «длинному» универсалу и кабриолету, с колесной базой 2400 и 2850 мм соответственно. Конструкторы в первую очередь думали о ремонтопригодности кузова даже в самых сложных условиях и о максимальной проходимости – угол въезда Mercedes-Benz G-Klasse составляет 36 градусов, съезда – 27 градусов. Ранние внедорожники с трехлучевой звездой по оснащенности салона были далеки от легковых авто тех лет, но все же присутствовали травмобезопасное торпедо и рулевая колонка, радиоприемник, а отделка интерьера была комбинированной – кожа соседствовала с тканью.

Салон Mercedes-Benz G-Klasse 1980 года

К началу 1979 года Mercedes-Benz Gelaendewagen подготовили к серийному производству. Но исламская революция в Иране отстранила от власти шаха Пехлеви, и он покинул страну. Бундесвер счел внедорожник слишком дорогим, и автомобиль решили продвигать на рынке. 5 февраля 1979 года Mercedes-Benz Gelaendewagen представили публике на гонке «Поль Ришар» на юге Франции. За презентацией последовали такие положительные отзывы представителей прессы, на какие создатели не рассчитывали.

На «гелик» начали принимать заказы от частных европейских автолюбителей. Однако объем продаж оказался намного ниже запланированного, и создание автомобиля себя не окупало. Трехлучевая звезда у большинства современников раннего G-Klasse с внедорожником ассоциировалась слабо, потому на рынки Австрии, Швейцарии и стран Восточной Европы автомобиль поставлялся под маркой Puch. Лишь в 2000 году, когда слово «Gelaendewagen» стало прочно ассоциироваться с великолепной проходимостью, большим запасом прочности и надежностью, единственной торговой маркой для модели стал Mercedes-Benz.

В 1980 году к модельному ряду прибавился фургон. Он не отличался от пассажирских модификаций технической частью, но был рассчитан только на двоих и оборудован изолированным от кабины грузовым отсеком и без остекления. Появились опции. Ими стали блокировки всех дифференциалов и гидроусилитель руля. Через год на Gelaendewagen наконец-то обратили внимание военные. Сначала поступил заказ от австрийской армии, а затем – от немецкой полиции. Позже – от вооруженных сил Аргентины, Индонезии и Норвегии. В 1982 году Peugeot получил лицензию на производство внедорожника. Главное условие, которое поставили немцы, – запрет на реализацию машины на рынке. Армейский Peugeot P4 от «мерседесовского» варианта отличается прямоугольными фарами, а под его капотом разместился французский дизель.

Это интересно! В 1980 году по заказу Ватикана для папы римского Иоанна Павла II построили автомобиль на основе длиннобазного Gelaendewagen 230GE. За водительским и передним пассажирским сиденьями установили прозрачный бронированный пластиковый «купол», в котором понтифик мог ездить как сидя, так и стоя. Машину дополнили позолоченными колесными дисками, эмблемой Mercedes-Benz, молдингами и дверными ручками. Автомобиль стал первым внедорожником в гараже папы римского.

Военные не требовали от внедорожника «легкового» комфорта, но появлением новых опций и стандартного оборудования в 1981 году Gelaendewagen обязан «распробовавшему» автомобиль рынку. Машины с 6-цилиндровым бензиновым двигателем объемом 2,8 литра (156 л.с., или 115 кВт) и версии с 5-цилиндровым 3-литровым дизелем (88 л.с., или 65 кВт), помимо «механики», стало возможно заказать с «автоматом», а две створки на задних дверях универсалов уступили место единственной распашной двери. Запасное колесо переместилось наружу (за исключением фургона), а список опций расширился за счет люка в крыше, лебедки, резервного топливного бака и жесткого пластикового верха для кузова типа кабриолет. Цветовую гамму «гражданских» джипов расширили с 5-ти до 22 вариантов окраски. В 1982 году бензиновые двигатели получили систему распределенного впрыска топлива, тогда же интерьер приобрел изменения, сделавшие его практически «легковым».

Это интересно! Из просто практичного и утилитарного в культовый Gelaendewagen начал превращаться в 1983 году, когда на подготовленном для ралли-рейдов внедорожнике (на основе модификации 280GE) экипаж в составе Джеки Икса и Клода Брассье первым пересек финишную черту марафона Париж – Дакар. В престижной гонке машины участвовали и в 1982-м, и в 1984 годах, но тогда заводские экипажи до подиума не добрались.

В 1985 году фургон исчез из модельного ряда, а блокировки дифференциалов вошли в базовую комплектацию. Годом позже был произведен 50-тысячный экземпляр автомобиля. В 1987-м 2,4-литровый дизель заменили новым, 2,5-литровым (84 л.с., или 62 кВт), который предлагался с 5-ступенчатой «механикой». Еще годом позже 3-литровый бензиновый мотор уступил место другому, такого же объема, но более экологичному.

Mercedes-Benz G500 Edition 30, «юбилейная» серия 2009 года

Это интересно! В 1989 году, к десятилетию модели, выпустили юбилейную серию Gelaendewagen 230GE Classic тиражом всего в 300 экземпляров. Кузова этих внедорожников окрашивали черным или синим металликом, также внешний вид был дополнен хромированными подножками и кенгурином. Спустя десять лет построили еще одну юбилейную модификацию – G500 Classic, оснащенную V-образным 8-цилиндровым двигателем. Наконец, с июля по август 2009 года по предварительным заказам выпускалась серия G500 Edition 30, которую от обычных Gelaendewagen можно отличить по цвету кузова («платиновый черный»), 18-дюймовым литым дискам, деревянным вставкам в интерьере и особой кожаной обивке салона.

Gelaendewagen в тюнинге от ателье AMG, 1987 год

В конце 1989 года на Франкфуртском автосалоне состоялся дебют Mercedes-Benz Gelaendewagen серии W463, «гражданского» автомобиля. Разработка этого джипа, ставшего заметно привлекательнее для частных лиц, началась двумя годами ранее. От утилитарного базового W460 машину отличали постоянный полный привод, салон в лучших «легковых» традициях и доступность всевозможных опций. А в апреле 1991 года и менее престижное семейство W460 обновили, присвоив внедорожникам обозначение W461. Десять лет такие авто продавались свободно, а в 2001-м их прекратили поставлять на «гражданский» рынок. Только в этой серии имелся пикап с колесной базой в 2850 мм. С начала 1990-х годов в греческих Салониках выпускается и иная армейская модификация «гелика» – серия W462, которая в свободную продажу также не поступает.

Модельный ряд G-Klasse серии W460

Если какие-то новшества появлялись на легковых «Мерседесах», им тут же находилось место и в G-Klasse. В 1995 году в стандартное оборудование для «гражданской» серии W463 вошли дисковые тормоза на всех колесах, центральный замок и иммобилайзер. Годом позже к ним добавились круиз-контроль и омыватели фар. 1996 год отмечен и появлением электрогидравлического механизма для складывания и подъема мягкого верха в версиях W463 Cabrio. В 1997 году в связи с низким спросом (всего два процента от общего объема продаж) прекращен выпуск бензиновых утилитарных W461. В 1998-м в Мюнхене представили версию Gelaendewagen с 300-сильным (221-киловаттным) V8, обозначенную как G500. С этим мотором «король внедорожников» преодолел отметку в 200 км/ч. Вся серия W463 как опцию получила кондиционер.

Это интересно! К настоящему моменту в австрийском Граце произведено порядка 200 000 экземпляров внедорожника. Сейчас ежегодно собирается по 4-6 тысяч «геликов». Автомобили «рождаются» на стапелях, и благодаря огромной доле ручного труда качество остается одним из главных козырей G-Klasse. До сих пор около половины производимых внедорожников выпускают по заказу силовых ведомств – Gelaendewagen стоит на вооружении порядка 20 стран мира.

В сентябре 2000 года на Парижском автосалоне показали обновленный Gelaendewagen. Внешне внедорожник всех времен и народов практически не изменился – еще бы, угловатый джип с архаичными круглыми фарами сейчас представляет собой настоящий бренд. А вот интерьер претерпел кардинальные изменения. Другой стала и гамма силовых агрегатов (отныне доступны бензиновые моторы мощностью 215-296 л.с., или 159-218 кВт, и 250-сильный, или 184-киловаттный, дизель). Автоматические коробки передач получили функцию ручного выбора передач Tiptronic, а «в базе» теперь доступны датчики дождя и света. В 2008 «гелик» подвергся небольшому рестайлингу, тогда же обновили V8 объемом 5,5 литра.

Последний факт говорит о том, что Mercedes-Benz Gelaendewagen еще несколько лет не сойдет со сцены. Значит, титул «короля внедорожников» останется за ним. Обычно возраст в 30 лет для автомобиля – признак его архаичности. Но в данном случае ни о чем подобном нельзя даже задуматься. Над G-Klasse время не властно. Классическому внедорожнику место не только в воинских подразделениях, но и в гаражах самых продвинутых и успешных персон.