16 Октября 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам

В период с 14 по 18 августа на акватории острова Русский под эгидой Международной федерации водномоторного спорта (UIM) прошли соревнования мирового масштаба – чемпионат по ралли-рейдам на аквабайках Russky Offshore 2013.

Участникам из разных стран, в числе которых благодаря географическому фактору собралось немало дальневосточников, предстояло пройти маршрут протяженностью порядка 1000 километров.

А одним из наиболее важных факторов победы в мировом чемпионате стала не только скорость, но и физическая выносливость и надежность техники. Предлагаем вашему вниманию дневник чемпионата, официальным изданием которого и стал дальневосточный журнал AG.

Исходные данные
Владивосток становится площадкой для проведения чемпионата мира по ралли-рейдам уже второй год подряд: в прошлый раз на Шаморе сошлись лучшие гонщики из 7 стран мира, которым предстояло пройти рекордную для подобных состязаний дистанцию в 1 500 километров в непростых дальневосточных погодных условиях.

Всего для участия в нынешнем чемпионате Russky Offshore 2013 заявилось 35 спортсменов из 22 команд под флагами 10 стран, но не каждый из них оказался готов к старту первого этапа. Таким образом, 14 августа покорять островную акваторию вышли 19 аквабайков, некоторые из которых управлялись одиночками, а некоторые – командами, где пилоты периодически менялись.

Кстати, на этот раз организаторы чемпионата учредили специальный приз для того спортсмена, который решится пройти все 1 000 км дистанции самостоятельно и покажет максимально возможный результат – это неофициальный титул Iron Man и авторский перстень из платины с бриллиантами.

День первый. 14 августа.
Первый день гонки запомнился долгим отсутствием ушедших на первый круг спортсменов. Установленные на гидроциклах радио-маяки позволяли отслеживать местоположение каждого гонщика: информация выводилась не только на мониторы судейских лэптопов, но и на общедоступные плазменные экраны. На них гонщик отображался в виде точки с бортовым номером. В какой-то момент большинство точек на экране стали останавливаться или, хаотично двигаясь, направились в сторону открытого моря… На лицах судей появилась озабоченность: все, кто хоть мало-мальски разбираются в навигации, поняли, что гонщики теряют нужное направление и не знают в какую сторону двигаться.

Как позже стало известно, причиной этого стал сильный туман, который заволок побережье острова Русский со стороны открытого моря. Видимость упала до 100 метров и менее. Для тех, кто озаботился установкой на гидроцикл GPS-навигации, туман помехой не был. Популярная система позиционирования позволяет пилоту видеть свое местонахождение на электронной карте, а также имеет возможность прокладывать маршрут. Однако, те, кто не предусмотрел ухудшения видимости, были вынуждены сбавить скорость, и, теряя время, держаться в непосредственной близости от берега.

Больше всех не повезло Юрию Рябко, который имел не только один из лучших в своем роде гидроциклов, но и GPS. Вырвавшись в лидеры и зайдя в туман, он прыгнул на волне – и после жесткого приводнения разбил забралом шлема закрепленный на руле корпус навигатора.

Рядом никого не было, и ему пришлось двигаться в густом тумане наугад. Не имея понятия, в каком направлении идти, он довольно долгое время плутал в море, пока не израсходовал все горючее в баке. Уже после первых тревожных известий в море отправились несколько катеров спасателей, которые с помощью сотовой связи и радио-маяков нашли не только его, но и вставшего из-за поломки мотора финна Сэмми Пайолина.

Впрочем, они хотя бы остались целы, а вот Юрию Кульбабскому пришлось гораздо хуже. При падении с гидроцикла, он вывихнул плечо, и в дальнейшем был вынужден отказать от участия в чемпионате.

У всех, кто подходил к берегу бухты Аякс для дозаправки, были одни и те же эмоции: туман спутал всем карты и заставил многих из них изрядно поплутать.

«Ехать просто невозможно, видимость нулевая, приходится идти вдоль побережья и заходить во все бухты», - жаловались те, кто не поставил на байк GPS.

Что поделаешь, сами виноваты. Это ралли-рейд. Погодные условия для всех равные. Следовало приготовиться ко всем природным коллизиям, как это сделал победитель первого этапа француз Жан Бруно Пасторелло. Он и еще несколько российских гонщиков, которые в итоге заняли места со второго по пятое, были готовы вести гонку при любой видимости и, ориентируясь с помощью GPS, практически безошибочно, прошли все 120 км дистанции.

Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам

Уже после завершения этапа, я отправился на катере собирать расставленных по берегу трассы иностранных операторов. Все они, как один, находились в плохом настроении. За весь день – ни одного кадра. Единственным, кому удалось в этот день выполнить свою задачу, стал закрепленный за вертолетом турецкий оператор Али.

То, как в нашей команде оказался вертолет, отдельная история. Его присутствие, не то что помогало, а просто спасало положение. Какими бы средствами ни располагал организатор, поставить везде и всюду операторов невозможно, и только вертолет с опытными пилотом, оператором и фотографом может снять самые захватывающие моменты гонки!

Пилот вертолета, Феликс Санников, присоединился к нам за сутки до начала чемпионата. К своему участию в этой «авантюре» он подготовился весьма основательно. Не имея опыта работы с «камераменами», он тем не менее, ни разу нас не подвел, дебютировав в этом качестве настолько великолепно, словно занимался этим всю свою жизнь.

Уже на третий день съемки он научился висеть на высоте нескольких метров над водой, рядом с несущимся по воде гидроциклом и теперь наверняка знает о съемке с вертолета больше, чем я - глава российской официальной съёмочной группы чемпионата.

На протяжении всех дней, в его экипаж входили оператор Али и фотограф Александр Урзов. Эта сплоченная команда вытянула на себе всю работу, снабжая всех желающих эффектными видео- и фото- материалами. Вначале, провожая их в полет, я конечно волновался, но скоро понял, что команда «небесного ока» справляется со своими задачами профессионально и без риска для жизни. Если сам по себе полет в воздухе можно считать безопасной затеей.

В середине дня на берег вернулся катер с журналистами, которых мы отправили оценить гонку собственными глазами. Предполагалось, что в море они проведут не более часа, но в итоге, их прогулка затянулась почти на три часа. Когда поступили сообщения о потере нескольких гонщиков, они выполняли задачи поисковой команды, действиями которой управляли организаторы с берега.

Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам

«Вы, наверное, меня теперь ненавидите?»,- спросил я у своих коллег, пока их катер швартовался к пирсу. «Борисов, мы тебя любим»,- услышал в ответ.

Лес поднятых рук с большим пальцем вверх, меня успокоил и ободрил. Все-таки не зря мы придумали такой аттракцион, тем более что видеоматериалы журналистов с этой лодки оказались и в самом деле одними из самых интересных новостей с гонки.

В первый день соревнований я взял с собой на пляж свою 12-ти летнюю дочь Катю. Весь день она выполняла роль моего личного секретаря. Поила, кормила, исполняла мелкие поручения и даже вела статистику последовательности заходов гонщиков на пит-стоп.

Уже после финиша она обратила внимание, что днем катер спасателей, причаливая к пирсу, тянул за собой на стропе гидроцикл. По ее словам, гонщика в катере не было, и её волновала его судьба. К этому времени сам я уже перестал бояться за тех, кто потерялся. Их всех нашли, и они уже давно сидели на берегу под своими шатрами в полной безопасности.

Поэтому циничная шутка, казалась мне лучшей разрядкой, накопившейся за день психологической нагрузки. «Этот гонщик упал в воду и его перекусила надвое акула!»,-выражение моего лица было настолько серьезным, что дочь верила каждому моему слову, -Спасатели привезли на берег его обе половины и передали медикам». Закрыв лицо ладонями, она стала причитать и охать. Ее потрясению не было придела.

«Как же такое могло случиться? Откуда здесь акулы? Ты никогда раньше не говорил, что там, где проходят гонки, есть акулы». «Я просто не хотел тебя волновать, поэтому не рассказывал. Это случается. Потому нас и считают настоящими бесстрашными смельчаками».

«И что дальше? Гонка продолжится или как?»

«Медики сказали, что сумеют сшить обе половины и волноваться за его здоровье не стоит!»

После этих слов, я был пойман на обмане. Екатерине хоть и 12 лет, но, похоже, она уже имеет представление о возможностях нашей медицины. Пришлось сознаваться, что перекусанный надвое гонщик – плод моего больного воображения и я лишь хотел закончить наш совместный рабочий день шуткой.

Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам

День второй. 15 августа.
Второй и третий день гонки были похожи друг на друга: отличная видимость и гладкая вода, сгоревшее под лучами яркого солнца лицо и рутинные действия,которые положено делать специалисту в моей должности. Впрочем, было и другое, произведшее на меня впечатление, не меньшее, чем «потерявшиеся в тумане»!

Во второй день гонки, двигаясь вначале на машине по незнакомой мне дороге, я совершенно неожиданно оказался на самой кромке берега и в этот момент, буквально в нескольких метрах перед капотом машины мимо меня пронеслась стая ревущих и брызгающихся водой гидроциклов. У меня было такое ощущение, что если протянуть руку, то можно дотянуться до гонщиков – так близко они шли от берега.

Переведя дух, я вышел из машины и, тут же был встречен пожилой парочкой, которая облюбовала это место для принятия солнечных ванн. «Вчера, их было 16, а сегодня на два меньше, -сообщила мне женщина, – Мы здесь уже несколько дней и, наверное, это какие-то соревнования проходят».

Рядом с ней, в кресле, сидел тяжело больной мужчина. По его состоянию было видно, что скорее всего, он неизлечимо болен, и они просто хотят провести отведенное ему время вместе на природе. В его глазах горел огонь азарта. Думаю, в этот момент, он точно забыл о всех невзгодах и снова почувствовал себя здоровым и сильным.

Во время работы, я сосредотачиваюсь на работе и стараюсь избегать праздных бесед, за что нередко слыву заносчивым типом, но эти двое меня просто покорили. Поэтому, подсев к ним, я подробно рассказал о чемпионате, и мы даже порассуждали о шансах того или иного пилота на титул.

В конце беседы я спросил, а не мешают ли им отдыхать нарезающие круги вокруг острова аквабайкеры? На что женщина ответила, что тех четырех раз, которые они проезжают мимо, ей мало и пусть они хоть целый день здесь носятся!

На следующий день я приехал сюда снова. Они были на том же месте, где и днём ранее. Мы поздоровались как старые знакомые. Женщина сообщила, что гонщики проехали свой первый круг, первым идет номер 8, а за ним, всего в ста метрах, гонщик под номером 37.

Времени в этот раз у меня было в обрез, поэтому, пожелав им всего доброго и напомнив, что гонка продлится еще два дня, я отправился на противоположную часть острова.

С тех пор прошло уже две недели. Несколько раз, когда была солнечная погода, я приезжал на это место, в надежде увидеть их вновь и передать видеозапись созданной нами программы. Мне хочется, чтобы у них осталась зримая память об этой гонке, но пока их там я больше не встречал.

Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам

День третий. 16 августа.
Своеобразный «экватор» чемпионата Russky Offshore 2013 предполагал и очередную перемену погоды: спасатели заранее объявили о возможности резкого ухудшения условий в Приморье из-за мощного тайфуна, который движется на регион из юго-восточной части Китая. Поэтому многие участники заранее приготовились «атаковать» на третьем этапе по максимуму для того, чтобы заработать наибольшее число очков и постараться вырваться в лидеры соревнований. Покорять 200-километровый участок общей дистанции аквабайкеры с мировыми именами и их менее опытные соперники вновь отправились с самого утра, поэтому новостей о результатах третьего этапа чемпионата мира по ралли-рейдам пришлось ждать относительно недолго.

Жан Бруно Пасторелло лидирует с небольшим отрывом от Алексея Чернухи. Разрыв между ними от 150 до 200 метров, что на дистанции 120 км – сущие пустяки.

На одном из кругов, в районе Маяка, Kawasaki Пасторелло глохнет и останавливается. Чернуха, видя проблемы соперника, подъезжает к нему, и они вместе пытаются исправить неполадку. Шедший следом португалец из команды Samuka Racing проносится мимо и, в итоге, выигрывает третий этап. Алексей покидает место остановки только после того, как его это просит сделать Жан Бруно. В этот день Чернуха становится вторым, а знаменитый французский фаворит этой гонки Пасторелло, которому не повезло и годом ранее, возвращается на берег с помощью спасателей.

Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам

День четвертый. 17 августа.
Утром вокруг Русского снова туман. Судьи принимают решение провести гонку по альтернативному маршруту, который пролегает по Амурскому заливу вдоль материковой части Владивостока. Гонщики должны доходить до острова Коврижка и, огибая его, возвращаться в бухту Аякс.

Казалось бы, ничего сложного, но в этот день волны были настолько высоки и непредсказуемы, что после гонки спортсмены буквально валились с ног, и даже закаленный многолетним участием в ралли-рейдах Жан Бруно Пасторелло после финиша просил насевших на него журналистов дать ему время, чтобы прийти в себя.

На финише полной дистанции четвертого этапа был зафиксирован самый значительный отрыв между 1-м и 2-м местами. Жан Бруно показал все, на что он был способен. И, пусть его карьера подходит к концу и сам он уже, вероятно, задумывается о выходе на покой, но по-прежнему является великим из величайших. И нет на воде человека, способного на тот же подвиг, что и он.

После этого этапа нескольким гонщикам приходится выйти из состязания, которое для них превратилось в истязания. Пластиковые корпуса их байков словно избиты железным молотом. Передвигаясь по пляжу, многие из них хромают и корчатся от боли в ушибленных суставах. В их покрасневших от морской соли глазах читается накопившаяся усталость.

Этот тяжелейший этап отнял слишком много сил, чтобы обсуждать его подробности, и ни какие утешения не позволят им смириться с участью сошедшего.

Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам

С днища Kawasaki Пасторелло оторвался верхний слой покрытия, так называемый гелькоут, который обнажил стекловолокно и может стать причиной протечки корпуса. Француз и его команда механиков находятся в растерянности: такое случается впервые за последние три года и, находясь вне своей базы, они не смогут отремонтировать свой аквабайк самостоятельно.

Исправить положение берется арсеньевец Евгений Колячкин, который не только выполнит взятое на себя обещание - отремонтировать гидроцикл французов к началу пятого этапа, но и ранее отдал им шикарный внедорожник Hummer, на котором Жан Бруно и его механики рассекали по Владивостоку все те дни, что там были.

День пятый. 18 августа.
Последний день гонки. Шансы на титул имеют три претендента - Пасторелло, Чернуха и троица португальцев из Samuka Racing. Но лишь только Алексей Чернуха претендует на звание «Железного Человека», которое придумал и воплотил в жизнь Президент Федерации водно-моторного спорта Приморского края Юрий Рябко. Платиновый перстень с бриллиантами достанется тому гонщику, который пройдет всю дистанцию без единого схода. К последнему дню Алексей Чернуха оставался единственным, кто набирал очки на всех этапах и проезжал их полную дистанцию.

Солнце и приятный ветерок – что еще нужно для того, чтобы провести весь день на пляже? С утра нас посетил губернатор, а набережная ДВФУ, где проходят старты и финиши этапов, радуют меня большим количеством зрителей. Если ранее я разрывался между десятью делами сразу, то первую половину этого этапа решил провести, наблюдая исключительно за событиями гонки.

Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам

Заканчивается первый из четырех кругов вокруг острова Русский. Чернуха и Пасторелло прошли эти сорок километров, словно связанные невидимой нитью, то есть, в непосредственной близости друг от друга. Чернуха оказывается возле своих механиков первым. Слаженная работа его помощников позволяет отчалить от берега на десяток секунд быстрее, чем это сделал 15-ти кратный чемпион.

Однако, покинув берег, Чернуха замирает на месте. Его гидроцикл Kawasaki Ultra заглох – и все попытки завестись не приносят результата…

Пасторелло проезжает мимо, но, отдалившись от соперника на 20 метров, понимает, что с тем происходит что-то неладное. Обернувшись, он видит, что Алексей стоит на месте. В тоже время свой пит-стоп завершает команда Samuka Racing. Проблемы Алексея их сильно обрадовали, они громко кричат и подбадривают своего гонщика. Пасторелло крутит головой, оценивая ситуацию: Алексей стоит, а Samuka отходит от берега и вот-вот поравняется с самим Жаном Бруно. Он понимает, что промедление отбросит его на второе место. Португальцы совсем рядом, но после резкого нажатия рычага газа, Жан Бруно срывается не от берега, как все ожидают, а в сторону приморского спортсмена.

Португалец провожает Пасторелло долгим удивленным взглядом, а в тоже время, сам француз подъезжает к Алексею и делает вокруг того несколько кругов. Он кричит ему что-то на родном языке, Чернуха отвечает на русском. Они пристально смотрят в глаза друг другу, и Алексей на понятном всем языке жестов объясняет Пасторелло, чтобы тот продолжал борьбу и не ждал его.

Только после этого жеста Жан Бруно бросается в погоню за ушедшим далеко вперёд соперником. Алексей Чернуха, наконец-то заведя свой гидроцикл, уходит на второй круг, пусть и с опозданием в 30 секунд.

Эмоции накрывают меня с головой. Реально едва сдерживаю себя, чтобы не разрыдаться. Вот вам и самый брутальный пресс-секретарь, как назвала меня одна известная российская журналистка. В этот день Алексей Чернуха мог стать первым русским, одержавшим победу на соревнованиях столь высоко статуса, но, пожалуй, не это заставило меня столь близко принять к сердцу увиденное. Просто я получил потрясающий пример того, каким должен быть спорт. Сдружившиеся за пять дней Чернуха и Пасторелло показали всем нам, что нет ничего выше чести и репутации.

Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам

После финиша победе Samuka Racing, радовались только в самой португальской команде.

Героями дня стали все-таки занявшие второе место Чернуха и пересекший линию финиша пятым Пасторелло. Того запаса очков, что имел француз, хватило ему для завоевания шестнадцатого чемпионского титула. В свою очередь, Алексей Чернуха, пройдя все 1 000 км дистанции, не только занял общее второе место, но и был награждён званием «Железного Человека».

Эта гонка способна покориться исключительно тому, кто силен духом. Тому, кто не привык себя жалеть и не ждет сочувствия. Кто готов выдержать боль и физические страдания. Стойко перенести поражения. Подняться даже, если вокруг все говорят, что делать этого не стоит. Отдай все, что у тебя есть, и не жди, что взамен обрушится известность и слава. Все, что ты получишь – это право сказать самому себе: взялся и довел до конца, не отступил и не сдался!

Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам  Russky Offshore 2013. Дневник чемпионата по ралли-рейдам
Жан Бруно Пасторелло и Алексей Чернуха – друзья и соперники

Это интересно!
В дни проведения чемпионата мира на островной части Владивостока было на что посмотреть не только поклонникам технических видов спорта: в это время состоялся и фестиваль «Лето на Русском». Частью этого события стали и выставки разных направлений.
Кроме художников свои работы дальневосточникам смогли продемонстрировать и скульпторы: в частности, металлические творения знаменитого голландца Джошуа Пеннингса, который «по совместительству» стал и автором уникального кубка победителя по заказу федерации водномоторного спорта Приморского края.

Это интересно!
Соревнования Russky Offshore 2013 отвечают всем мировым стандартам безопасности. К примеру, на всех гидроциклах участников установлены GPS-треккеры, позволяющие послать сигнал бедствия и определяющие в реальном времени с точностью до нескольких десятков метров, местонахождение гонщика.
За безопасностью участников гонки следят не только с многочисленных судейских катеров, расставленных на пути их следования, но и с вертолета, который, имея на борту наблюдателей, может патрулировать весь маршрут. Одним из самых действенных средств спасения попавших в беду гонщиков стала быстроходная моторная лодка (RIB), скорость которой может достигать 105 километров в час.
В случае возникновения внештатной ситуации, она быстрее всех может прибыть в нужную точку, принять на борт спортсмена и отбуксировать к берегу неисправный аквабайк.

Итоги чемпионата мира по ралли-рейдам на аквабайках
Russky Offshore 2013, пятерка лучших:

- I – Team France - Жан-Бруно Пасторелло (Франция, аквабайк Kawasaki), 88 очков;
- II – Team Russia - Алексей Чернуха (Россия, аквабайк Kawasaki), 83 очка;
- III – Samuka Racing - Трута / Кертинхел / Филипе (Португалия, аквабайк Kawasaki), 70 очков;
- IV – Team Russia - Александр Шишов / Игорь Черных (Россия, аквабайк Yamaha), 65 очков;
- V – Vick Team - Грейнжер / Томас (Гваделупа, аквабайк Kawasaki), 49 очков.

Официальный видеоролик чемпионата Russky Offshore 2013