18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Итоги года в «Формуле-1». Самый непредсказуемый

Во второй половине ноября, на бразильском автодроме «Интерлагос», состоялся заключительный этап сезона 2012 года в чемпионате «Формула-1», на котором и решилась судьба чемпионского титула. Минувший год для участников и болельщиков «Королевы автоспорта» стал не только удивительно захватывающим – в частности, на первых семи этапах первые места занимали семь разных пилотов – но и максимально напряженным, ведь в этом сезоне прошло рекордное количество Гран-при, целых 20 этапов.

Предстартовый брифинг
Шестьдесят третий сезон в истории «Формулы-1» охватил все континенты кроме Африки и Антарктиды – к уже знакомым по предыдущим годам Гран-при после пятилетнего перерыва добавилась гонка в Соединенных Штатах, к датам которой и приурочили открытие автодрома в техасском Остине. Правда, из-за массовых волнений в Бахрейне и Канаде этапы чемпионата в этих странах едва не оказались под угрозой срыва, и календарь сезона несколько раз корректировался, что вызвало серьезный негатив со стороны команд и болельщиков.

Итоги года в «Формуле-1». Самый непредсказуемый

По сравнению с изменениями в спортивном и техническом регламентах прошлых лет, в 2012 году FIA не стала подвергать формульные «конюшни» серьезным тратам на освоение новых технологий, а пилоты смогли соревноваться практически по-старому. В частности, был ужесточен запрет на изменение траектории при защите позиции, появилось ограничение на срезку шикан и покидание траектории на прогревочных кругах. Касательно техники, были запрещены выдувные диффузоры и предсезонные тесты без прохождения обязательных краш-тестов (так, российская команда Marussia F1 не пожелала разбивать о барьер ни одно драгоценное шасси, и первую обкатку ее новые болиды прошли только на Гран-при Австралии, спустя месяц после остальных). Также была ограничена высота переднего обтекателя, критичная с точки зрения вероятности «взлета» болида при фронтальном столкновении. Так машины сезона 2012 года и получили характерную «ступеньку» на переднем обтекателе и стали менее привлекательными, чем их предшественницы.

Итоги года в «Формуле-1». Самый непредсказуемый

Понеслась!
Стартовав 18 марта в мельбурнском «Альберт-Парке», чемпионат 2012 года сразу же стал приносить болельщикам массу неожиданностей. К пяти обладателям титулов, продолжавшим карьеру в 2011 (а это Себастьян Феттель из Red Bull Racing, Михаэль Шумахер из Mercedes AMG, Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон из McLaren и Фернандо Алонсо из Ferrari), добавился еще один экс-чемпион мира, финн Кими Райкконен, вставший «под знамена» команды Lotus F1. Удивительно, но впервые за всю историю «Большого цирка» в первых семи гонках победили семь разных пилотов, да и вторые места каждый раз занимали разные гонщики. Былое техническое превосходство болидов Red Bull, казалось, упущено навсегда, а вот соперники действующих обладателей Кубка конструкторов наоборот выжали из своих машин многое. Так, на Гран-при Китая первым смог стать Нико Росберг из Mercedes AMG, а победителем из Гран-при Испании вышел Пастор Мальдонадо, представитель Williams.

Тот же венесуэлец Мальдонадо и француз Роман Грожан из Lotus F1 по прошествии буквально половины сезона стали в паддоке настоящими «антигероями»: оказалось, что оба пилота в силах не только ехать быстро, но и эффектно выбивать с трассы именитых соперников, становясь причинами даже массовых аварий и сходов с дистанции. И если Пастору ко второй половине чемпионата все-таки удалось взять себя в руки, то Роман ошибался слишком часто и с завидным постоянством платил за свои ошибки потерей мест на старте и «разбором полетов» у комиссаров гонок.

Итоги года в «Формуле-1». Самый непредсказуемый

На долгое время лидером сезона стал испанец Фернандо Алонсо. Отчасти, благодаря своему мастерству, а отчасти – из-за вечных проблем соперников. Например, пилотов Red Bull постоянно преследовали неполадки с генераторами, а Льюис Хэмилтон чаще остальных страдал из-за аварий. Но со временем пилоты австрийской «конюшни» стали все активнее продвигаться вперед, и даже старт Себастьяна Феттеля с пит-лейна на Гран-при Абу-Даби (действующего чемпиона исключили из протокола квалификации из-за недостатка топлива для контрольной пробы) не омрачил уверенное продвижение немца вверх по турнирной таблице.

В итоге, Феттель и Уэббер обеспечили своему коллективу лидерство в командном первенстве за один этап до финиша сезона, в США, но судьба чемпионского титула оставалась неясной вплоть до клетчатого флага Гран-при Бразилии. Навязать реальную борьбу двукратному чемпиону мира мог только его «коллега» по количеству побед, Алонсо, а вот обладатель «бронзы» был известен уже заранее, и им стал Кими Райкконен. Этап на Интерлагосе прошел на фоне мокрой трассы и дважды выезжавшего на трек пейс-кара, но попавший в «замес» сразу после старта Себастьян постепенно прибавлял и обходил одного соперника за другим, и к финишу седьмой позиции немцу для победы над идущим вторым Фернандо оказалось достаточно.

Итоги года в «Формуле-1». Самый непредсказуемый

Отдельного упоминания заслуживают и выступления Виталия Петрова. Россиянин, перед самым стартом сезона буквально чудом получивший место в отстающей «конюшне» Caterham F1, должен был доказать превосходство над более опытным финном Хейкки Ковалайненом, а в паре они в свою очередь намеревались обойти в командном зачете также российскую команду Marussia. Как и действующий чемпион, Виталий прибавлял от гонки к гонке, ехал ощутимо стабильнее, чем прежде в команде Lotus, и в итоге стал 19-м в личном первенстве, а на том же Интерлагосе финишировал на одиннадцатой позиции, успешно выполнив обе поставленные перед ним задачи.

Награды и пробелы
Если вы давно следите за миром «Королевы автоспорта», то знаете, что к чемпионату 2012 года большинство команд «первого эшелона» сохранило свои составы, в том числе подписав и контракты с ветеранами. Практически такой же – за исключением «окончательного и бесповоротного» ухода из автоспорта семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера – расклад сил сохранится и в 2013.

Итоги года в «Формуле-1». Самый непредсказуемый

В чемпионской команде Red Bull справедливо посчитали, что стабильность – это признак мастерства, и продлили контракты и Себастьяну Феттелю, и Марку Уэбберу. Напарником испанца Фернандо Алонсо по «конюшне» Ferrari все-таки по-прежнему остался Фелипе Масса, хотя его выступления по ходу сезона вплоть до последних гонок чемпионата намекали на обратное. Из коллектива Sauber в более «сильный» McLaren на подмогу к Дженсону Батону придет Серхио Перес, а британец Льюис Хэмилтон наоборот решил перейти в экс-чемпионскую команду Mercedes AMG, оказавшись там в роли пилота-лидера по соседству с менее опытным немцем Нико Росбергом. И Жан-Эрик Вернь, и Дэн Риккардо сохранили свои места в «середнячково-первой» Scuderia Toro Rosso, а Williams подписал контракты с Пастором Мальдонадо и молодым финном Валттери Ботасом, который, несмотря на отсутствие спонсоров, активно продвигается спортивным менеджером Тото Вольфом – одним из главных акционеров команды. Но то же отсутствие финансовой поддержки сыграло злую шутку с перспективным и опытным японцем Камуи Кобаяши. Пилот Sauber F1, хоть и отставший по ходу чемпионата от своего напарника Серхио Переса, очень часто доезжал до финиша «в очках» и даже поднялся на третью ступень подиума на «домашнем» Гран-при Японии. Но, как оказалось, в наши дни гонщик высшего уровня без помощи спонсоров не нужен даже в коллективе среднего уровня – место японца на сезон 2013 года занял испанец Эстебан Гутьеррес, и даже специально организованный фанатами пилота сайт под названием Kamui Support, собравший за первые 5 дней работы 800 000 долларов, не смог изменить положение вещей.

К большому сожалению для российских болельщиков «Королевы автоспорта», открытой остается судьба и первого нашего соотечественника в «Формуле-1». Главным спонсором Виталия Петрова уже долгое время остается холдинг «Вертолеты России», но финансовой поддержки этой компании хватает только непосредственно на команду Caterham, а сам гонщик уже третий сезон подряд провел без зарплаты. Еще в середине года тревогу по этому поводу подняла Оксана Косаченко, менеджер Виталия: по ее словам, россиянин откажется от контракта с любой командой, если его труд по-прежнему не будет оплачиваться. Благое намерение, призванное привлечь спонсоров к карьере Петрова, превратилось в неуместный крик «спасите!», и в прессе тут же появились слухи о слабости российского участника Гран-при.

Итоги года в «Формуле-1». Самый непредсказуемый

Судьба Виталия, как и некоторых других гонщиков команд-середнячков и отстающих, пока остается неопределенной. Но времени для подписания контрактов у руководства «конюшен» и самих пилотов еще предостаточно.

А что дальше?
Подведя итоги сезона 2012 года, нам просто необходимо узнать, каким станет «Большой цирк» в 2013. Если в ушедшем гоночном году на старт каждого Гран-при выходило по 24 болида, то есть, представители 12 команд, то на весеннюю гонку в австралийском Мельбурне, если в силе останутся все решения начала декабря, «доедут» только 11 коллективов. Ведь испанская «конюшня» HRT, которую ее нынешние владельцы – инвестиционная группа Thesan Capital – выставили на продажу, и так и не нашла потенциальных покупателей, а потому скорее всего будет ликвидирована.

Итоги года в «Формуле-1». Самый непредсказуемый

В FIA для этой команды даже сделали исключение, «забронировав» место в паддоке на следующий сезон место, но временно не требуя стандартного для всех стартового взноса в размере 500 000 долларов. Кстати, эта сумма для коллективов, не набравших очков по итогам нынешнего чемпионата, остается стандартной, а вот их более успешные соперники обязаны перечислить в Международную автомобильную федерацию заметно более ощутимые суммы. К примеру, окончившая сезон на девятом месте Scuderia Torro Rosso перечислит в FIA 0,63 миллиона долларов, пятая по сумме баллов Mercedes-Benz AMG – 1,21 миллиона, вице-чемпионская Ferrari – 2,5 миллиона, а победившая Red Bull Racing – рекордные 3,26 миллиона долларов.

По сравнению с чемпионатами прошлых лет, завершившийся совсем недавно сезон «Большого цирка» был практически лишен «подковерной борьбы» с интригами в боксах, командной тактики на трассах и резкими изменениями в регламенте серии. И, тем не менее, 2012 год для «Формулы-1» получился зрелищным и напряженным, а в следующем сезоне лидерам, похоже, предстоит еще более серьезная борьба с «догоняющими» соперниками.

Итоги года в «Формуле-1». Самый непредсказуемый

Итоги Чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» 2012 года.
Личный зачет:

Пилот

Команда

Очки

1. Себастьян Феттель

Red Bull Racing

281

2. Фернандо Алонсо

Scuderia Ferrari

278

3. Кими Райкконен

Lotus F1 Team

207

4. Льюис Хэмилтон

McLaren

190

5. Дженсон Баттон

McLaren

188

6. Марк Уэббер

Red Bull Racing

179

7. Фелипе Масса

Scuderia Ferrari

122

8. Роман Грожан

Lotus F1 Team

96

9. Нико Росберг

Mercedes-Benz AMG

93

10. Cерхио Перес

Sauber F1 Team

66

11. Нико Хюлкенберг

Sahara Force India F1 Team

63

12. Камуи Кобаяши

Sauber F1 Team

60

13. МихаэльШумахер

Mercedes-Benz AMG

49

14. Пол ди Реста

Sahara Force India F1 Team

46

15. Пастор Мальдонадо

Williams F1 Team

45

16. Бруно Сенна

Williams F1 Team

31

17. Жан-Эрик Вернь

Scuderia Toro Rosso

16

18. Даниэль Риккардо

Scuderia Toro Rosso

10

Командный зачет:

Команда

Мотор

Очки

1. Red Bull Racing

Renault

460

2. Scuderia Ferrari

Ferrari

400

3. McLaren

Mercedes-Benz

378

4. Lotus F1 Team

Renault

303

5. Mercedes-Benz AMG

Mercedes-Benz

142

6. Sauber F1 Team

Ferrari

126

7. Sahara Force India F1 Team

Mercedes-Benz

109

8. Williams F1 Team

Renault

76

9. Scuderia Toro Rosso

Ferrari

26