27 Июня 2017 г.    $ 59.00 (-0.66)    € 66.08 (-0.60)

Toyota Land Cruiser 100. Сухопутный крейсер

Автомобиль бандитов и олигархов, киллеров и предпринимателей, «Крузер» давно стал легендой и героем анекдотов. Но время меняется, и мы меняемся вместе с ним. А с нами меняются и автомобили. «Тойота Ленд Крузер 100» утратил былую одиозность, но сохранил прежнюю популярность.

Ab ovo
Дальним родственником Toyota Land Cruiser 100, конечно, можно назвать американский Willys, ведь именно этот автомобиль начали выпускать японцы по лицензии в своей разрушенной войной стране. Но «прабабушкой» сотой серии все же считается модель, которую сейчас принято называть Land Cruiser 60. Инженеры Toyota еще в 1976 году приступили к созданию большого внедорожника с комфортом легкового универсала. Однако дебют модели состоялся лишь в 1980 году. Этот автомобиль оснащали как бензиновыми, так и дизельными двигателями. Кроме того, на 60-ю серию в 1984 году стали ставить автоматическую трансмиссию – до этого момента все японские внедорожники оснащались механической коробкой передач.

В 1989 году, после нескольких модернизаций, производство Land Cruiser 60-й серии свернули. На смену пришла новая, 80-я, серия. Автомобиль стал намного комфортнее своего предшественника, а также получил очень современный по тем временам дизайн, актуальный до сих пор. Именно начиная с Toyota Land Cruiser 80 японские внедорожники перестали восприниматься исключительно как утилитарные средства передвижения по лесам и полям. На 80-й модели можно было совершенно спокойно ездить и в городе (особенно в роскошной версии VX). Toyota Land Cruiser 80 оснащали бензиновым 6-цилиндровым двигателем объемом 4,5 л, в карбюраторном варианте выдававшим 197 л.с., а при наличии системы впрыска – 205 л.с. или 215 л.с. Было несколько вариантов и дизеля объемом 4,2 л. Его атмосферная версия развивала 136 л.с., а турбированная – 167 л.с. или 170 л.с.

1 - Обзор Toyota Land Cruiser 100.JPG

В самом конце 1997 года на токийском автосалоне был показан новый роскошный внедорожник Toyota Land Cruiser 100, продажи которого начались в 1998 году. Автомобиль, как и раньше, имел несколько модификаций, однако на сей раз самая дорогая версия VX отличалась от более простых комплектаций не только наличием самых мощных моторов и богатой отделкой салона, но и подвеской. Спереди она стала полностью независимой, на сдвоенных рычагах, а сзади после небольшой доработки остался испытанный неразрезной мост. Но самый большой интерес вызвала, конечно, предлагаемая в качестве дополнительного оборудования активная пневмоподвеска с изменяемой жесткостью и величиной дорожного просвета (до «плюс-минус» 70 мм). В отличие от своего предшественника, автомобиль стал на 90 мм длиннее и на 70 мм шире.

Toyota Land Cruiser 100 оснащали бензиновыми двигателями V6 и V8 объемом 4,5 и 4,7 л соответственно, а также дизелем объемом 4,2 л мощностью 131 л.с. в атмосферном варианте, 204 л.с. с турбонаддувом и даже 250 л.с. с двойной турбиной. Так что, говоря о «сотке», нужно иметь в виду, что это три сильно отличающихся по ходовым качествам автомобиля. Коробки передач – 5-ступенчатая «механика» либо 4-диапазонный автомат.

5 - Обзор Toyota Land Cruiser 100.jpg

В 2002 году Toyota Land Cruiser 100 модернизировали. При этом автомобиль не претерпел каких-либо значительных изменений, хотя можно отметить появление новых фар, бамперов, решетки радиатора и несколько иное оформление салона.

Понюхаем, потрогаем, послушаем…
Назвать красивым этот огромный автомобиль язык едва ли повернется – слишком уж велик (впрочем, это можно назвать и солидностью). В городе не много найдется машин, которые занимали бы столько места на дороге, разве что «КамАЗы» или, скажем, Hummer... Попасть в автомобиль труда не составит. В дверной проем можно въезжать на велосипеде. А уже упомянутая «умная» пневмоподвеска опустит автомобиль на 50 мм. Интерьер салона хорошо спроектирован и качественно выполнен. «И это правильно», как говаривал первый и последний президент СССР. Ведь внутреннее пространство мы воспринимаем глазами гораздо больше времени, чем дизайн внешний. Поэтому внутреннее оформление просто обязано вызывать положительные эмоции. Салон новой «сотки» с такой миссией справляется безукоризненно и вызывает у посетителей приблизительно одну реакцию – восхищение! От самурайского аскетизма «80-го» не осталось и следа. Продумана каждая мелочь, все необходимое – под рукой. Никакого псевдодерева в салоне – всюду честный пластик, никаких электронных примочек вроде отъезжающего при выключении зажигания руля и сервоприводов сидений. Но это не помешает найти оптимальную посадку водителю любого роста и комплекции. Кстати о посадке. Она высокая, обзорность нареканий не вызовет, но для уверенной парковки задним ходом требуется привычка. Увы, это – особенность всех больших автомобилей. Щиток приборов порадует крупными и легко читаемыми шкалами спидометра и тахометра. Их дополняют указатели уровня топлива, температуры двигателя, зарядки аккумулятора и давления масла. Все приборы мягко подсвечиваются системой Optitron, сила свечения которой автоматически меняется в зависимости от внешнего освещения. Любителей зимней езды порадует печка. Даже при сильном морозе огромный салон прогревается без проблем. Еще кое-что по мелочам. Несмотря на свои грозные размеры и пугающие характеристики, Land Cruiser удовлетворяет требованиям безопасности для автомобилей представительского класса. Средства активной безопасности включают в себя антиблокировочную систему для всех четырех колес и гидроусилитель тормозов. Подушки безопасности как для водителя, так и для переднего пассажира являются стандартным оборудованием. Все пять стандартных сидений оснащены подголовниками, а также поясными и диагональными ремнями безопасности с трехточечным креплением. Системы ремней безопасности передних сидений оборудованы устройствами предварительного натяжения.

3 - Обзор Toyota Land Cruiser 100.JPG

Не забыли конструкторы и о комфорте пассажиров. На заднем сиденье свободно могут расположиться три человека, а если они не будут слишком широкоплечими или просто потеснятся, то хватит места и для четвертого (машина в ширину – без малого два метра). Впрочем, можно и не толкаться. В багажнике (в русской транскрипции «собачнике») предусмотрена пара откидных скамеек. Правда, удобство езды на них весьма сомнительное. Задний ряд сидений складывается как полностью, так и по частям. Пятая дверь открывается по-американски – одной половиной вверх, другой вниз. Нижнюю часть можно использовать как «продолжение» пола при перевозке длинномерных грузов...

В том что Land Cruiser – машина серьезная, легко убедиться, открыв капот. Все, что можно, тщательно загерметизировано – вся проводка проложена в специальных трубках, на электрических разъемах не увидишь голых клемм, генератор и стартер убраны в специальные кожухи. Для уверенного пуска двигателя в любую погоду установлены два мощных аккумулятора.

Поедем, Land Cruiser, кататься!
Если повернуть ключ в замке зажигания, то мотор… не взревет. Более того. О его работе можно догадаться лишь по стрелке тахометра – шум и вибрации в салон практически не проникают. Турбодизель выдает максимальный крутящий момент (430 Нм) уже при 1400 об./мин. и держит его вплоть до 3200 об./мин., что благоприятно сказывается как при трогании, так и при преодолении преград. Подобную характеристику можно считать едва ли не идеальной для внедорожника. Она позволяет в тяжелых условиях двигаться внатяг почти на холостых оборотах и не бояться, что в самый неподходящий момент двигатель заглохнет.

4 - Обзор Toyota Land Cruiser 100.JPG

Попытка резкого старта (и особенно – начало разгона) убедит самых упертых в том, что Land Cruiser – не лучшая машина для гонок со светофора. На низких оборотах двигателя турбокомпрессор работает не в полную силу, и когда отпускается газ, чтобы перейти с первой на вторую, теряется давление наддува. Впрочем, при необходимости Land Cruiser вполне охотно стартует и на второй, а в машине с автоматической коробкой, где ногу с педали газа убирать не нужно, эта проблема и вовсе не возникнет. На ходу автомобиль уверенно держится в городском потоке. Правда, придется привыкнуть к габаритам, особенно при быстрых перестроениях. Впрочем, если взять на себя труд задуматься, то станет ясно, что подобная тактика не к лицу такой серьезной машине. Вспомните, что вы на «Крузере». А значит, можно просто напористо двигаться в левом ряду, накатываясь на идущих впереди. Только самый непонятливый водитель не освободит дорогу, увидев нависшую над задним бампером махину.

Дефектов дорожного покрытия можно не бояться благодаря мощной энергоемкой подвеске. Даже на серьезных колдобинах автомобиль лишь покачивается, как бы отмечая их наличие. Несмотря на огромный вес Land Cruiser, вентилируемые тормоза со своими обязанностями справляются успешно. Массивность машины и соответствующий объем двигателя подразумевают приличный расход топлива, и это учтено при выборе объема бака – на одной заправке в принципе можно проехать до тысячи километров... Всеми без исключения отмечается потрясающая надежность автомобиля. Погубить который может (да и то придется постараться!) лишь полнейшее игнорирование рекомендаций по прохождению ТО и замене технических жидкостей. Во всех остальных случаях автомобиль фантастически живуч. Иными словами, если вы хотите душевного комфорта и безопасности, помноженных на твердую уверенность в том, что вам при всех обстоятельствах удастся прорваться до конечной точки маршрута, то Land Cruiser 100 едва ли не идеальный вариант. Хотя бы потому, что, учитывая ширину модельного ряда (бензиновый двигатель, дизель, коробка, автомат, левый-правый руль), вполне возможно подобрать автомобиль, удовлетворяющий вашему пониманию «хороший автомобиль»! Как говорится, хороший джип, хорошая комплектация – что еще нужно человеку, чтобы... ну, дальше вы знаете.

6 - Павел Дышлюк.JPGМнение владельца. Павел Дышлюк (Toyota Land Cruiser 100, 1999 года, турбодизель 1HD-FTE, объем 4,2 л, 4-ступенчатая АКПП).
AG: Как долго машина у вас и сколько за это время пробежала?
– Два месяца. Прошла почти 3000 км.
AG: Какие-то ярко выраженные дефекты имели место?
– Ярко выраженных дефектов там нет. Понятно, что, когда машина пришла из Японии, необходимо было сделать обязательное ТО: подшипники подтянуть, ступицы… То есть то мелкое обслуживание, которое требует всякая купленная машина. Тем более что машина покупалась через аукцион, что называется, «с картинки». И потому стандартный комплекс технических действий был необходим.
AG: Почему Land Cruiser? Автомобилей, слава богу, хватает. Джипов – в том числе.
– Абсолютно не из-за престижа! Что вот, мол, я на «крузаке»… Нет! Машина должна подходить человеку по стилю жизни, по манере вождения. Вот этот дизель, что установлен на этой машине, мне очень понравился. Предыдущий хозяин вложил в тюнинг, судя по всему, немалые деньги – установил еще одну турбину, дополнительное охлаждение. Это заметно улучшило динамику, подняло мощность. По ходовым характеристикам этот дизель не уступает бензиновому. Проверено на дороге.
AG: Если попытаться двумя-тремя словами охарактеризовать автомобиль, какие это будут слова: надежный, приемистый, мощный…
– Надежный? Сложно сказать, я еще немного на нем езжу. Хотя машины считаются надежными. Приемистый… Тоже сложно. Дизель сам по себе предназначен для спокойной размеренной езды. Комфортная? Тоже не совсем, поскольку «Тойота» даже на японском рынке не считается комфортабельной машиной. Те же «Нисаны», «Мицубиси» по внутреннему дизайну много привлекательнее. Впрочем, возможно, это только мое личное мнение.
AG Понятно, что откровенных недостатков в машине нет. И все же, если бы была возможность, то что можно было добавить?
– Дело в том, что «Тойота» всегда чуть запаздывала. В частности, с установкой пятиступенчатых автоматов. Та же «Мицубиси» устанавливала их уже в 1999-м. Он имеет разное передаточное число и, как следствие, немалую экономию. Впрочем, люди, которые ездят на таких машинах, на подобные мелочи внимания не обращают. Но ехать все же приятнее. Чувствуется, что на высокой скорости машине не хватает еще одной передачи. На более поздних моделях «соток» «Тойота» этот недостаток ликвидировала – начала ставить пятиступенчатые автоматы. Но вот на этой такого нет. Год выпуска 1999-й! Все остальное – замечательно. Но подождем зимы…
AG А как на ней ездить? В удовольствие?
– Да, в городе – удовольствие. Во-первых, она послушна. А во-вторых, у нас еще немножко пропускают «Крузеры». (Смеется.) Да и вообще, ехать на хорошей машине – что может быть приятнее!?

7 - Михаил Галич.jpgМнение специалиста. Михаил Галич, заместитель генерального директора компании «4х4».
AG: Михаил, можно коротко охарактеризовать автомобиль «Тойота Ленд Крузер 100»?
– Машина стильная, солидная. У тех, кто долго ездил на «Ленд Крузер 80», не сразу возникает ощущение разницы между моделями. Тем не менее разница есть. Во-первых, это дизайн, как внешний, так и внутренний. И, естественно, другой мотор (это касается и бензинового, и дизельного вариантов). И еще. Те, кто любил, что называется, активно отдыхать, теперь этого себе так легко позволить не смогут. Поскольку очень сильно изменена подвеска. Если на предыдущих моделях был передний мост, рулевая трапеция, то здесь уже рулевая рейка и рычажная система с шаровыми опорами. По нашим дорогам все эти шаровые и наконечники разбалтываются. Причины: машина сама по себе тяжелая и просто не предназначена для российских дорог. И общее мнение такое: машина по подвеске слабенькая. Периодически требуется туда заглядывать, проверять те или иные узлы.
AG: Кстати, об узлах. С какими «болячками» чаще всего обращаются?
– Рулевая рейка, нижние рычаги.
AG: Машина популярная, и маловероятно, что она будет снята с производства. И потому вопрос: на что следует обращать внимание при покупке, во-первых? И при эксплуатации, во-вторых?
– При покупке, я думаю, следует обратить внимание на ходовую часть – это безопасность при движении. На нижние рычаги шаровой опоры, на рулевую рейку… Поскольку, если есть сильный люфт, она может вылететь. И вообще, рулевая рейка – это реакция машины на дороге. И при ее неисправности могут возникнуть серьезные неприятности и даже заклинивание. И вообще, прежде чем купить машину, ее нужно продиагностировать. Желательно на хорошем, заслуживающем доверия автосервисе. При необходимости поменять то, что требует замены. И после уже спокойно кататься.
AG: Во время «катания» за чем необходимо следить?
– Обязательно шприцевать кардан хотя бы раз в две недели. Поскольку в нашем сыром климате с его лужами и дождями смазка вымывается. И, как следствие, люфты шлицевых соединений кардана. А это, как правило, не лечится. Там просто все снашивается из-за недостаточного количества смазки. А кардан стоит недешево – 500-700 долларов. Обязательно при эксплуатации замена технических жидкостей, согласно периодичности ТО, указанной в сервисной книжке автомобиля – «автомат», трансмиссия. И каждые два месяца желательно приезжать на диагностику. По нашим дорогам, в нашем климате, с нашим топливом любая самая надежная машина требует повышенного внимания. Потому нужно находить время и раз в два месяца приезжать проверяться. Лучше, конечно, чаще. Но это зависит от того, насколько вы любите свою машину. И себя, разумеется.