19 Февраля 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

Lada Kalina 1.6 16V. Шаг вперёд

Сначала познакомимся с историей появления этой модели. Исторически в нашей стране сложилось так, что одним автомобилем пользовалась вся семья, и машины у нас всегда строились максимально практичными и максимально ремонтопригодными. Теперь же российские дороги изобилуют всевозможными спортивными купе, роскошными внедорожниками и представительскими седанами. А что могут выбрать те, кому не требуется роскошь, зато нужен универсальный и недорогой автомобиль? Работу над ответом на этот вопрос конструкторы «АВТОВАЗа» начали еще в середине 1990-х годов, а в 1998-м перспективное семейство получило собственную торговую марку «Калина» (тогда отечественные авто еще было принято именовать кириллицей). Первые товарные автомобили в кузове седан появились в 2004-м, следом за «трехобъемником» в серию пошел хетчбэк, а протестированный нами универсал – самый «младший» в семействе Lada Kalina, на конвейер он попал лишь в августе 2007 года. Итак, оценим одно из последних достижений отечественного автопрома.

IMG_5154.jpg


B-класс с оговорками
Как ни странно, но обзор внешности тольяттинского универсала мы начнем с… технической части. Формально все семейство Lada Kalina относится к сегменту «B» по европейской классификации. На деле же длиной менее четырех метров обладает только хетчбэк (Lada-1119), а вот седан (Lada-1118) и грузопассажирский вариант (Lada-1117) за эту отметку уже переваливают. При одинаковой колесной базе (2470 мм) два из трех вариантов кузова обладают увеличенным задним свесом. А все ради практичности, которая и является одной из главных идей семейства.
Среди «одноклассников» Lada Kalina, особенно грузопассажирская, в первую очередь выделяется высотой кузова, что совсем не делает машину непропорциональной. Внешность универсала можно назвать комбинацией модного в конце 1990-х биодизайна и современного хай-тека: при всей плавности форм компактного кузова блок-фары имеют острые грани, угловатостью отличаются и корпуса наружных зеркал, а завершают образ автомобиля стильные стоп-сигналы (к слову, у каждого из трех кузовов задняя оптика своя). В комплектации «Люкс» имеются и «противотуманки», и легкосплавные колесные диски диаметром 14 дюймов. Дорожный просвет отечественного компакт-универсала составляет 160 мм, что выгодно выделяет модель в ряду конкурентов, а при желании клиренс можно увеличить еще на несколько миллиметров, выбрав более высокие покрышки. Да, кажется, с ними универсал смотрелся бы более завершенным.

IMG_5251.jpg


Простенько, но со вкусом
Именно так можно в двух словах описать интерьер «Калины». Чтобы попасть внутрь автомобиля в версии «Люкс», необходимо нажать одну из клавиш ключа зажигания (в него также встроен ответный чип штатного иммобилайзера), после чего центральный замок разблокирует двери. Салонный пластик двухцветный, и светлого в нем больше, чем темного, а такое решение дает ощущение большего простора, чем есть на самом деле. Сиденья и вставки в дверях обиты тканью с интересным рисунком, а режимы работы кондиционера и отопительной установки регулируются привычными для всех поворотными ручками. У подлокотника водительской двери расположился пульт управления всеми четырьмя стеклоподъемниками, центральным замком и приводами зеркал. В ступице рулевого колеса и над скромным перчаточным ящиком «на случай чего» спрятаны подушки безопасности, а на втором ряду сидений есть три трехточечных ремня безопасности.

IMG_5217.jpg

В то же время подголовники на задних креслах отсутствуют, а все ради того, чтобы при складывании спинки сиденья (либо целиком, либо в отношении 40:60) получался ровный пол. Механизмы складывания спинки предельно просты, и вся операция займет максимум минуту.

На эстакаде
Под капотом предоставленного нам для тест-драйва универсала установлен «топовый» двигатель ВАЗ-21126 – рядный 4-цилиндровый бензиновый агрегат с 16-ю клапанами и распределенным впрыском топлива. При рабочем объеме 1,6 литра он выдает довольно скромные на первый взгляд 98 «лошадок» (72 кВт) мощности. Но не стоит забывать, что даже с пятидверным кузовом Lada Kalina весит всего чуть больше тонны, да и по достижении автомобилем отметки в 100 л.с. с владельца взимается совсем другой транспортный налог и действуют другие ставки «автогражданки». А тольяттинские машины ценятся у людей, знающих толк в экономии.

IMG_5191.jpg

В моторном отсеке двигатель размещен поперечно и состыкован с 5-ступенчатой «механикой» (увы, версии с «автоматами» обещают запустить в серию только к 2011 году), которая передает тягу на передние колеса. Их тормоза сделаны дисковыми вентилируемыми, на задней оси расположились классические барабаны. Передняя подвеска (стойки Макферсона) универсала аналогична узлам седана и хетчбэка, а вот пружины задней (на продольных рычагах) в данной версии сделали более жесткими.

Проба в деле
Запускаем двигатель. На холостых оборотах о его работе можно судить разве что по отклонению от нуля стрелки компактного тахометра и слабому подергиванию рычага КПП. Регулируем по высоте руль, настраиваем зеркала и оцениваем обзорность. Очень даже неплохо! Полотна зеркал для такой компактной машинки кажутся просто огромными, а почти вертикально стоящее стекло пятой двери позволяет чувствовать габариты при парковке задним ходом.

IMG_5278.jpg

Оценив тягу 1,6-литрового двигателя, понимаешь, что часто заезжать на автозаправку не придется – крутящего момента хватает уже с самых малых оборотов, и при неспешном движении по городу переключаться «вверх» смело можно уже на 2000 об./мин. Хочется ехать быстро – пожалуйста, Lada Kalina способна и на это. Работа педального узла и рычага коробки передач вполне соответствует мировым стандартам. Также понравились тормоза (в версии «Люкс» они оборудованы немецкой ABS от Bosch) и малый радиус разворота пусть компактного, но универсала. Порадовала и подвеска: не сказать, что машина «проплывает» над отечественными колдобинами, но явных пробоев и содроганий кузова нет.
Напоследок «ложка дегтя». Этой ложкой оказался электроусилитель рулевого управления. Многие зарубежные производители также отказались от гидравлических «помощников», но заменили их более или менее информативными аналогами. У российских конструкторов этого не получилось, а это значит, что обратной связи рулю не хватает. Ощущения от руления такие, как будто ты вертишь не баранкой пятиместного авто, а компьютерным джойстиком. И еще один минус для рослых водителей: подушки передних сидений (сами кресла производят в Чехии) кажутся коротковатыми, и ноги водителя и переднего пассажира «недетской» комплекции будут уставать без опоры в дальней дороге.

IMG_5121.jpg


Оценка в зачёт
Подводя итоги нашего тест-драйва, хочется сделать небольшое отступление. За несколько месяцев до того, как седан Lada Kalina запустили в производство, опытный образец этого авто принял участие в пробеге Тольятти — Москва — Владивосток. В конечной точке этого пути автор и познакомился с машиной. Календарик на 2005 год с универсалом, подаренный испытателями «АВТОВАЗа», бережно хранится до сих пор. Пошел в серию седан, за ним – хетчбэк и, наконец, наиболее практичный представитель семейства. Пусть кто-то и сомневается в качестве и современности тольяттинских машин (в случае с испытанной «Калиной» этот факт оказался предрассудком), мы должны понимать, что уже само появление этого автомобиля на конвейере – большое достижение. Да, не все гладко и есть куда двигаться дальше. Но попытки поиска конкурента универсалу Lada Kalina в ее ценовом сегменте (конечно, если говорить о новых авто с заводской гарантией) на сегодняшний день бессмысленны.


Технические характеристики Lada Kalina 1.6 16V Люкс (Lada-1117)
Двигатель:  рядный 4-цилиндровый 16-клапанный, 1596 куб.см
Максимальная мощность: 98 л.с. (72 кВт) при 5600 об./мин.
Максимальный крутящий момент:145 Нм при 4000 об./мин.
Трансмиссия:5-ступенчатая МКПП
Привод: передний
Тип кузова:универсал
Габариты кузова (длина-ширина-высота):4040х1700х1500 мм
Колесная база:2470 мм
Объем багажника: 350-650 л
Дорожный просвет: 160 мм
Снаряженная масса:1080 кг
Емкость топливного бака:50 л


Редакция благодарит компанию «Даль-Лада» за предоставленный для тест-драйва автомобиль.