Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Кроссоверы, которых в 1990-х и начале 2000-х годов на Дальнем Востоке стало появляться бесчисленное множество, плотно вошли в нашу жизнь и быстро завоевали популярность. Незадолго до этого «война на паркете» охватила весь мир: каждый значимый производитель стремился создавать городские полноприводники лучше и быстрее остальных с целью отхватить лакомую долю рынка. В результате автомобилей категории SUV действительно стало много, но ни одна модель не была лишена значимых недостатков: в некоторых случаях асфальтовая составляющая не оставляла кроссоверам шансов на разбитых дорогах, компактные размеры сказывались на удобстве для пассажиров, а обилие комфортных опций и просторные салоны делали полноприводники «неуклюжими» и не приспособленными для городов. В свое время это относилось и к творениям инженеров даже самых признанных мировой общественностью брендов. А что же японский Nissan? Именитый концерн долгое время оставался в стороне от этих баталий, но не для того чтобы продолжить «клепать» полноценные рамные внедорожники Patrol и Pathfinder, а с целью выпустить «паркетник», лишенный большинства «детских болезней» класса. Nissan X-Trail, появившийся на мировом рынке в 2000 году, стал не только важной вехой в истории производителя, но и серьезным игроком на рынке кроссоверов в России вообще и на Дальнем Востоке в частности.

Даже не пытайтесь вспомнить предыдущие кроссоверы этой японской марки – таковых, даже выпускаемых исключительно для внутреннего рынка Страны восходящего солнца, просто не было. Конечно, к серьезным внедорожникам время от времени добавлялись полноприводные универсалы и минивэны, но к отдельному классу отнести их было сложно. Поэтому X-Trail первого поколения, выпускавшийся до 2007 года и проложивший дорогу к успеху своему преемнику, производимому по сей день, и стал для марки настоящим прорывом.

С первого взгляда
И все же техническая составляющая при выборе машины для большинства отходит на второй план – в первую очередь кандидат на покупку должен нравиться внешне и подходить будущему владельцу в плане эргономики. Чего у «ниссановского» кроссовера не отнять, так это брутальности в облике, которая нравится водителям обоих полов и основывается на линиях легендарного внедорожника Patrol прошлой (а на момент появления машины – современной) генерации. Минимум «зализанных» углов, «обрубленный» передок, четко очерченные линии колесных арок, высоко поднятые стоп-сигналы и широкие на вид стойки крыши заставляют задуматься и о покорении бездорожья, и об уважении среди соседей по потоку.

Кстати, все эти дизайнерские решения делают Nissan X-Trail заметно более крупным, чем конкуренты, хотя на деле это не так, а радиус разворота кроссовера вообще составляет всего 5,3 метра. Плюс из-за резких граней даже молодые водители без труда сориентируются с габаритами машины, а большая площадь остекления помогает хорошему обзору.

Авто марки Nissan всегда славились своими необычными салонами, но в случае с кроссовером X-Trail первого поколения инженеры и стилисты сами себя переплюнули. Поддавшись тогдашней моде на приборные панели в центре торпедо, а не под носом у рулевого, авторы полноприводника умудрились свести к минимуму количество клавиш и переключателей, высвободив дополнительное пространство практически везде, где только можно, и устроив там самые разные ниши, кармашки и ящички с возможностью трансформации. Но удобен полноприводник не только за счет своих дополнительных бардачков: задние сиденья (именно «диван», а не его спинка) складываются в пропорции 40:60, создавая большой грузовой отсек с ровной платформой пола. Наконец, авторы «паркетника» весьма необычно решили вопрос с чистотой порогов, а значит, и одежды водителя и пассажиров: в движении все панели, которые легко можно «обтереть» при посадке и высадке, закрываются дверями и в результате остаются почти что идеально чистыми.

Копнем глубже
И если уж все плюсы экстерьера и интерьера Nissan X-Trail вас не впечатлили, предлагаем обратиться к «начинке» кроссовера. При ближайшем рассмотрении оказывается, что создана эта модель все-таки не с чистого листа, а (таким образом поступает большинство концернов) на основе переднеприводной платформы. В данном случае – на шасси Nissan FF-S, также известном по семействам Almera и Primera. Но характеристики «тележки», гамма двигателей и коробок передач и, конечно же, трансмиссия претерпели самые серьезные изменения.

Во-первых, поговорим о моторах. На всех рынках, где присутствовал первый кроссовер от Nissan, упор был сделан на бензиновые силовые агрегаты. Базовым для модели стал рядный 4-цилиндровый QR20DE объемом 2 литра, выдающий до 150 «лошадок» (или 112 кВт), а как альтернативу японцы предложили и 2,5-литровый QR25DE, способный отдать уже 165 л. с. (или 124 кВт) и заметно больший крутящий момент. Двигатели из этого семейства многим кажутся шумноватыми, однако ресурс у мотором Nissan QR получился очень даже приличным, в том числе и за счет цепи в приводе газораспределительного механизма. С 2005 года (то есть с момента рестайлинга, который также коснулся внешности и интерьера машины) концерн стал предлагать X-Trail и с 2,2-литровым турбодизелем YD22DDTi мощностью 136 л. с. (102 киловатта), но на дальневосточном рынке такие версии практически не встречаются.

Коробок передач на выбор было доступно три: наиболее редкая 5-ступенчатая «механика», 4-ступенчатый «автомат» и появившийся после остальных вариатор без режима ручного переключения. А одним из главных козырей кроссовера стала его трансмиссия под названием All Mode 4×4: в обычных условиях X-Trail ведет себя как обычная переднеприводная легковушка, но при проскальзывании какого-то из ведущих колес часть момента динамически распределяется на заднюю ось. Вискомуфту, играющую роль центрального дифференциала, можно и заблокировать. В таком случае тяга будет делиться в отношении 57:43 в пользу передних колес. Еще одна «умная» система – Active Brake Limited Slip Differential (дифференциал ограниченного скольжения с активным притормаживанием). На скользкой дороге этот связанный с 4-канальной ABS комплекс притормаживает проскальзывающее колесо и одновременно передает крутящий момент на сохраняющее сцепление с дорогой, на той же оси. Кроме безопасности и курсовой устойчивости, эта система обеспечивает X-Trail гораздо более высокую проходимость, чем у «одноклассников». Да, при покупке кроссовера обратите внимание на наличие клавиш или ручки (на «рестайловых» версиях) переключения режимов работы полноприводной трансмиссии: может случиться так, что продавец намеревается впарить вам довольно распространенную в Японии переднеприводную машину.

Оценка в зачет
Безусловно, Nissan X-Trail первого поколения стал одним из лидеров дальневосточного рынка в своем сегменте. Отчасти это заслуга его необычности, которая проявляется в интерьере и снаружи машины, и наличия «умного» полного привода. Но в первую очередь кроссовер интересен качеством сборки и кропотливостью разработки, и нынешняя генерация модели своим успехом в значительной степени обязана и предшественнику.

Мнение владельца. Андрей Антохин:
– Нынешний Nissan X-Trail, автомобиль 2007 года выпуска, уже второй по счету в нашей семье. Что символично, куплен он был 31 октября 2010 года, в День автомобилиста. На тот момент представление о сильных и слабых сторонах модели уже было, поэтому и решили приобрести версию кроссовера после рестайлинга, машину с 2-литровым мотором и вариатором. За все время эксплуатации заменили только передние стойки и определились с маслом для двигателя: было решено остановиться на марке G-Energy, которая показала себя гораздо лучше предыдущих. Влияет на поведение автомобиля и качество топлива: если прежний X-Trail 2002 года выпуска с таким же мотором требовал замены свечей примерно после 3000 км пробега, то здесь со сменой заправки эта проблема решилась сама собой и даже штатные свечи «живут» по 15 000 км. Кстати, при активном стиле вождения в городе расход топлива составляет 15 литров на 100 км, в более размеренном режиме – 12-13 литров. На трассе эти цифры равны 10 и 9 литрам бензина на сотню соответственно.

Из преимуществ модели хочется выделить обзорность, большой дорожный просвет и способности на бездорожье, где часто выручает режим постоянного распределения тяги между осями, по сути, имитация блокировки дифференциала. Плюс в виде салона-трансформера тут же перетекает в минус: из-за особенностей конструкции заднего сиденья в движении по плохим дорогам часто слышен пластиковый дребезг, от которого приходится избавляться с помощью самодельных прокладок. Зато радует удачное сочетание двигателя и вариатора, а также электронная педаль газа, благодаря которой X-Trail ускоряется очень предсказуемо и быстро. Словом, на сегодняшний день этот автомобиль устраивает полностью.

Мнение специалиста. Сергей Шлыков, сервис-консультант компании «ТО-2»:
– Безусловно, сильной стороной такого автомобиля является его универсальность: X-Trail первого поколения хорошо подходит как для города, так и для определенного бездорожья. К доступным на японском рынке моторам нареканий у мастеров практически нет – эти двигатели отличаются большим ресурсом, разве что они требовательны к качеству топлива. В некоторых версиях полноприводников роль коробки передач играет вариатор, к которому многие относятся с подозрением, но практика показывает, что такая трансмиссия со своими обязанностями справляется неплохо. Хорошо себя зарекомендовала и система полного привода All Mode 4×4, которая вместе с удачной геометрией подвески позволяет проходить даже бездорожье. Но любителям выездов на природу хотелось бы посоветовать проходить диагностику автомобиля после каждой подобной поездки, чтобы впоследствии не сталкиваться с серьезным ремонтом. Но есть у этого кроссовера и минус, который связан с ходовой частью. В последние годы многие производители не предусматривают частичную замену деталей подвески, а предлагают автовладельцам менять узлы в сборе. То есть если раньше можно было поменять линк или сайлент-блок, теперь приходится покупать новый рычаг или стабилизатор. А у автомобилей Nissan этот недостаток проявляется в большей степени, чем у аналогов других марок. Поэтому при покупке такого кроссовера крайне желательной выглядит диагностика в оборудованном сервисе, где специалисты, во-первых, оценят состояние ходовой части визуально, а во-вторых, проверят углы установки колес. Отклонение от нормы превратится для покупателя в сложный и дорогостоящий ремонт в дальнейшем или будет свидетельствовать об авариях, которые пытался скрыть продавец.

Вообще же, обслуживание такого авто, как Nissan X-Trail, и его запчасти обойдутся дороже, чем у большинства машин-конкурентов, но при своевременном уходе за полноприводником затраты легко можно свести к минимуму, и тогда на первый план выходят его японское качество и все преимущества.

Сколько стоит?
Для оценки стоимости кроссовера Nissan X-Trail первого поколения на приморском вторичном рынке мы, как всегда, воспользовались статистикой предложений на «самом японском из автомобильных» портале Drom.ru. Самые возрастные представители линейки – полноприводники 2000-2002 годов выпуска – встречаются в продаже особенно часто. Не будем утверждать, что большинство этих автомобилей начало «сыпаться», но тем не менее пробег каждого экземпляра по дальневосточным дорогам уже весьма солидный. С пометкой «срочно» можно приобрести X-Trail 2001 года выпуска с «младшим» двигателем и АКПП за 415 000 рублей, средняя же цена на аналогичные машины выше тысяч на 40-50. А за 500 000 рублей в Сети продаются уже экземпляры того же года выпуска, но в аэродинамических обвесах и с определенным салонным и колесным тюнингом.

И все же «паркетники» в дорестайлинговом исполнении нам не столь интересны. Цены на кроссоверы начиная с 2005 года выпуска стартуют с отметки в 575 000 рублей за аналогично оснащенный автомобиль с пробегом по России, а подобный X-Trail без знакомства с отечественным асфальтом обойдется в среднем от 630 000 рублей. А вот предложений о продаже полноприводников с 2,5-литровыми двигателями на сегодняшний день единицы: из-за высоких таможенных пошлин «топовые» кроссоверы остались роскошью для большинства наших соотечественников. Большинство из стоящих сейчас на продаже вариантов с этим мотором являются беспробежными, и купить Nissan X-Trail с флагманским двигателем дешевле, чем за 825 000 рублей, в нашем регионе крайне сложно.

Технические характеристики NissanXTrail 20S 4WD
Двигатель:
рядный 4-цилиндровый 16-клапанный, 1997 куб. см
Максимальная мощность: 137 л. с. (101 кВт) при 5200 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 200 Нм при 4400 об./мин.
Трансмиссия: вариатор
Привод: автоматически подключаемый полный
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4590х1785х1685 мм
Колесная база: 2630 мм
Дорожный просвет: 200 мм
Снаряженная масса: 1490 кг
Емкость топливного бака: 65 л