18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Saab 9-5 BioPower 100 Concept. Спирт. Ещё спирт. Поехали!

Гибридные конструкции и водородные двигатели, оптимизация процессов сгорания топлива в цилиндрах и снижение лобового сопротивления транспортного средства – к каким только ухищрениям не прибегают разработчики, чтобы не прослыть ретроградами! Топливо из ископаемых углеводородов уже давно, и довольно успешно, пытаются заменить возобновляемыми источниками энергии, в частности, этиловым спиртом, получаемым из растительного сырья. Правда, в этом вопросе есть маленькая тонкость, ограничивающая возможности широкого распространения этой технологии. И к человеческим слабостям она не имеет никакого отношения.

2 - Saab 9-5 BioPower 100 Concept.jpg

Дело в чисто физических свойствах этанола – при температуре ниже +15° С его характеристики испаряемости ухудшаются настолько, что делают невозможным образование горючей смеси, способной к возгоранию в цилиндрах, что до недавнего времени исключало холодный запуск двигателя. По этой причине этанол не используется как топливо в чистом виде – в лучшем случае применяется смесь Е85, состоящая из 85 его частей, к которым добавляется 15 частей бензина. Но сейчас компания Saab совершила качественный скачок. Новый образец ее автомобиля (правда, пока это концепткар) 2007 года Saab 9-5 BioPower 100 Concept в качестве топлива использует чистый этанол Е100. Для решения проблемы холодного запуска фирма разработала экспериментальные элементы нагрева топлива. При включении зажигания на холоде они подогревают этанол на входе в систему впрыска, и у него появляется способность к испарению. Вскоре после запуска эта функция автоматически отключается. Двигатель представляет собой модифицированный вариант стандартного двухлитрового бензинового турбомотора Saab 9-5, в бензиновой версии выдающего 150 л.с. В процессе подготовки его эксплуатации с использованием этанола Е100 в качестве топлива инженеры увеличили давление турбонаддува и степень сжатия, которая теперь достигает 11,0:1 (по сравнению с 8,8:1 у бензиновой версии), чего удалось добиться благодаря изменению формы верхушки поршней и уменьшению объема камеры сгорания. Более того, двигатель способен к «всеядности» – он может работать не только на чистом этаноле Е100, но и на топливной смеси Е85, и даже просто на бензине (хотя при этом его мощностные характеристики будут существенно ниже), что весьма важно в переходный период, пока сеть спиртовых заправочных станций еще недостаточно развита. Система мониторинга оценит состав топлива после каждого посещения бензо- (или спирто-) колонки и автоматически отрегулирует работу двигателя в зависимости от того, что залито в бак.

3 - Saab 9-5 BioPower 100 Concept.jpg

Эксперименты с двигателем, демонстрацию начала которых Saab произвела еще в далеком 2000 году, представив тогда на выставке в Женеве двигатель с переменным сжатием, увенчались очевидным успехом. Saab 9-5 BioPower 100 Concept – зримое свидетельство того, что от использования ископаемых углеводородов в качестве топлива можно (и нужно!) отказаться. Представив публике потребляющий экологическое топливо автомобиль, имеющий динамические характеристики спорткара с современным дизайном и комфортом (интерьер отделан белой кожей!), шведы указали реальный путь развития транспортных технологий в обозримом будущем. Выигрыш от перехода на чистый этанол в качестве топлива настолько велик, что сейчас в полной мере это трудно оценить.

И дело не только в том, что при его сгорании образуется существенно меньше углекислоты или что, будучи продуктом жизнедеятельности биологических существ, этиловый спирт перерабатывается микроорганизмами и способен разлагаться в воде. Поскольку химический состав этанола абсолютно однороден (тогда как любое топливо из нефтепродуктов – коктейль из сотен углеводородов с различными свойствами), у инженеров появляется возможность осуществлять намного большую точность в оптимизации работы двигателя – например, поддерживать идеальную топливно-воздушную смесь. Ну а чтобы у того, кто за рулем, не возник соблазн налить из бака стаканчик для себя, шведы поставили на автомобиль систему определения уровня алкоголя в выдыхаемом воздухе у водителя, и как только концентрация спиртовых паров превышает установленный уровень, двигатель глохнет. Так что…