19 Апреля 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

Регистрация по-новому: не так страшен черт

Сразу же оговоримся: наш материал вряд ли понравится любителям захватывающего чтива, ведь мы обсудим целый ряд правовых вопросов, а с такими вещами не шутят, и от серьезности их восприятия может зависеть существенная экономия ваших времени и нервов при проведении регистрационных действий в Госавтоинспекции.

После вступления в силу в январе 2009 года административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, который утвержден приказом министра внутренних дел 24 ноября 2006 года №1001, Департаментом ОБДД МВД России было организовано исследование применения этого административного регламента. Параллельно работала комиссия Общественной палаты, которая проводила и независимый мониторинг. По результатам этой работы было установлено, что исполнение данного нормативного документа организовано без нарушений действующего законодательства, а принимаемые меры по применению регламента работали на пользу граждан. Между тем руководство ГИБДД МВД России не собиралось останавливаться на достигнутом, и настал черед внесения очередных изменений в законодательство. Один из главных вопросов – на что они направлены? В первую очередь, на сокращение времени прохождения регистрационных действий и упрощение проведения многих процедур, связанных с регистрацией транспортных средств со стороны собственников или организаций, чьим родом деятельности является продажа транспортных средств.


Владивосток пробки.JPG


Вступивший в силу в сентябре 2010 года так называемый «автомобильный» техрегламент определяет в том числе и такое понятие, как период эксплуатации транспортных средств. После выпуска ТС в обращение предприятием-изготовителем или таможенными органами оно обязано пройти процедуру регистрации в органах Госавтоинспекции, а в идеале единственным поводом для прекращения государственной регистрации является вывод транспортного средства из обращения, то есть его утилизация. Все остальные регистрационные действия, которым автомобиль подвергается за свою жизнь, связаны уже с изменением различных данных, в том числе и со сменой собственника.

Одно из вступивших в силу изменений связано с отменой такой процедуры, как снятие транспортного средства с регистрационного учета при продаже. Теперь для совершения этой процедуры сперва необходимо оформить договор купли-продажи транспортного средства в форме, регламентированной гражданским законодательством, и лишь потом новый владелец автомобиля или мотоцикла обязан в установленный срок внести изменения в раздел «Информация о собственнике» паспорта транспортного средства в органах ОТН и РэР Госавтоинспекции, а не ставить ранее снятое с учета авто на учет, как это было прежде.

В связи с этими изменениями у собственников ТС появляется возможность сохранять за собой прежние регистрационные знаки, установленные на автомобиле или мотоцикле, если и продавец, и покупатель проживают в одном субъекте Российской Федерации. Также нынешним законодательством предусмотрена выдача дубликата талона о прохождении гостехосмотра в связи со сменой собственника транспортного средства.


0e2d2fc3.JPG


На сегодняшний день упрощена и процедура совершения регистрационных действий собственником ТС, переезжающим из одного субъекта РФ в другой: отныне при таком переезде нет смысла снимать автомобиль с учета и получать транзитные номера. После перемещения собственника между субъектами Российской Федерации ему следует всего лишь уведомить местные органы Госавтоинспекции и потребовать внести изменения в ПТС и выдать новое свидетельство о регистрации. Всеми формальностями в этой ситуации в таком случае между собой занимаются подразделения ГИБДД МВД России, в настоящее время территорией, на которой транспортное средство стоит на учете, является весь субъект федерации, а не его административные округа, и никакое перемещение собственника ТС внутри одного региона не является поводом для изменения регистрационных действий.

Снятие автомобилей с регистрационного учета в связи со списанием всегда стояло особняком в большом перечне действий, о которых мы говорим. Если ранее эту процедуру можно было отменить, то теперь аннулирование ее совершения перестало быть возможным. Также было отменено требование о предоставлении медицинской справки собственника и осмотра ТС при прохождении действий, не связанных с допуском водителя к участию в дорожном движении, и практически во всех случаях обращения в органы Госавтоинспекции.

Мы постарались донести до вас информацию лишь о небольшой части вступивших в силу изменений в законодательстве, а подробности других аспектов взаимоотношений между автолюбителями и инспекторами ГИБДД читайте во мнениях наших комментаторов. И помните: грамотный автомобилист – это не только хороший водитель и, как минимум, чуть-чуть механик, но и всегда немножко юрист узкого профиля. Эксперт, следящий за изменениями в законодательстве и стремящийся помочь своим знакомым, коллегам и друзьям.

 

(2).JPG

Мнение. Иван Палатовский, начальник отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД УВД по Приморскому краю

AG: С недавних пор единственным возможным путем записаться на прохождение регистрационных действий стала электронная запись на портале Gosuslugi.ru с последующим получением электронного билета. А как быть тем гражданам, у которых нет доступа к Интернету?

– Сразу же хочется оговориться, что мы живем в XXI веке и в настоящее время доступ к Всемирной паутине есть в большинстве российских семей. Но даже если техническая или физическая возможность выйти в Сеть у автомобилиста отсутствует, найти ее вне дома обычно не составляет труда. Отдельная категория наших заявителей – это пенсионеры. Хотелось бы, чтобы друзья и родственники помогали им в оформлении заявок на прохождение регистрационных действий через Интернет, а если такой возможности нет, инспекторы и руководство подразделений ГИБДД МВД на местах всегда готовы найти индивидуальный подход к заявителям, особенно к пенсионерам.

AG: В связи с отменой регистрации по номеру силового агрегата возникает вопрос, стало ли возможным заменять двигатель не на идентичный, а подобный или же вообще не подходящий данному транспортному средству без внесения изменений в конструкцию ТС?

– Нет, отныне данные модели и номера двигателя исключены из регистрационных документов, заявлений и запросов, а сохранились они только в информационных документах, куда обязаны заноситься из паспорта транспортного средства. Оговорюсь, что замена двигателя на аналогичный – это все же не поиск подходящего вашему автомобилю или мотоциклу «движка», а именно замена силового агрегата, отличающегося от установленного прежде только серийным номером и индивидуальными особенностями, а не конструкцией.

AG: В настоящее время при проведении регистрационных действий в список необходимых документов добавился сертификат соответствия транспортного средства экологическому классу. А где его взять собственникам автомобилей и мотоциклов, выпущенным до введения норм Евро?

– Во-первых, закон обратной силы не имеет, и, если ваше транспортное средство выпущено в обращение до вступления нынешних изменений в законодательство (то есть выдан ПТС), предоставление этого документа не потребуется. В противном случае этот сертификат действительно необходим, и получается он в структуре, выпустившей ТС в обращение, – таможенном органе, заводе-изготовителе или подразделении ГИБДД МВД России.

AG: Каких еще изменений в работе органов ОТН и РэР нам следует ожидать в ближайшее время?

– Согласно Распоряжению председателя правительства России от 1 августа 2010 года №1310-р «Об утверждении плана реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур в сфере государственной регистрации и технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним», впереди у нас еще немало работы. Например, грядет выход федерального закона «О регистрации транспортных средств» и дальнейшее приведение действующих документов в соответствие друг с другом.

 

33b6eb1b.JPG

Мнение. Александр Лашер, юрист группы компаний «Конкорд»

AG: Что главное во вступивших недавно изменениях в порядок регистрации транспортных средств и какие из них еще не до конца изучены юристами?

– Наверное, главное – это появление возможности оставления имеющихся государственных регистрационных знаков при смене собственника в рамках одного субъекта, что существенно упрощает совершение регистрационных действий и экономит время и усилия граждан. Единственный вопрос – в редакции Приказа МВД №1001 от 20.01. 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств» от 20.01. 2011 года №28 указано, что госномера могут сохраняться за транспортным средством «при волеизъявлении нового собственника ТС». На сегодняшний день остается не до конца ясным, влияет ли на это решение заявление собственника или устная договоренность между продавцом и покупателем автомобиля или мотоцикла, а ведь, если возникнет путаница, ТС будет автоматически снято с регистрационного учета спустя 30 дней с момента изменения данных.

AG: Участники интернет-форумов нередко жалуются, что при обращениях в автоинспекцию им, по их мнению, незаконно отказывают в праве на совершение регистрационных действиях. Можно ли рассказать об этих моментах подробнее?

– В последнее время нередкими стали случаи отмены ранее совершенных регистрационных действий в отношении так называемых «распилов». Действия сотрудников ГИБДД в таких ситуациях являются абсолютно законными на основании того, что эти автомобили не прошли процедуру таможенного оформления в установленном законом порядке, а значит, эти ТС не имеют права допуска к эксплуатации. Фактически отмена ранее совершенной регистрации «распила» – это частный случай выявления органами дознания факта подделки или незаконного внесения изменений в паспорт транспортного средства. То есть эксплуатация ТС с «пиленым» кузовом всегда являет собой противозаконное действие.

Знал ли в этом случае собственник автомобиля о том, что его ТС не прошло установленную законодательством процедуру таможенного оформления, или нет, эксплуатация такого транспортного средства признается незаконной, а полученный от действий продавца ущерб покупатель может взыскать только через суд и только в размере, указанном в подтверждающем факт сделки документе. Чтобы вернуть потраченные средства в полном объеме, в договоре купли-продажи или в справке-счете необходимо указывать реальную стоимость объекта сделки, что будет являться гарантией добросовестности сторон.

На сегодняшний день действует единый перечень всех оснований, по которым собственнику может быть отказано в совершении регистрационных действий с транспортным средством. Иных оснований для отказа в совершении указанных действий законодательством не предусмотрено, и зачастую такие случаи указывают на недобросовестные действия со стороны инспекторов. Хотелось бы, чтобы собственники ТС были более грамотными в юридическом плане и, прежде чем обращаться в государственные структуры с теми или иными действиями, изучали необходимые нормативные документы. Стоит посоветовать, чтобы перед совершением регистрационных действий граждане обращались если не в юридические консультации, то в структуры, помогающие оформить документы, подтверждающие право собственности, в установленном порядке.

 

ff1c9f13.JPG

Мнение. Дмитрий Прибыткин, автолюбитель

– Уже после вступления в силу изменений в порядок регистрации транспортных средств мне потребовалось поставить свой автомобиль на учет. Желая сэкономить время и нервы, я нашел на официальном сайте ГИБДД МВД России информацию о том, как мне следует поступить и какие документы потребуются для совершения необходимых действий. Сначала мне показалось, что разобраться в недрах этого портала можно без особых усилий, но вот после регистрации на сайте выяснилось, что пароль для авторизации придет лишь спустя некоторое время, да еще и по обычной почте. Такое чувство, что это сделано для того, чтобы подать заявление, скажем, на прохождение техосмотра от моего имени мог некий мошенник… Почему же простые автомобилисты и пешеходы не могут записаться на прохождение регистрационных действий сразу же после возникновения такой необходимости?

Получить так называемый электронный билет мне, хотя и с небольшим опозданием, все же удалось. Но когда я приехал в регистрационное подразделение ГИБДД, столкнулся с традиционно большой очередью, в которой практически все просто «кошмарили» друг друга: находящийся в неведении народ верит самым нелепым слухам и боится пользоваться своими законными правами. Одни говорили, что сотрудники автоинспекции специально затягивают привычные процедуры для того, чтобы «навариться» на спешащих гражданах, другие заявляли, что в самый последний момент их поставят перед фактом, что их авто не соответствуют неким «секретным приказам». Радует, что слухи оказались лишь слухами, но все же сроки прохождения необходимых процедур в Приморье отличаются от тех, что заявлены на бумаге. Хотелось бы, чтобы инспекторы на местах повернулись лицом к народу, а не просто отчитывались перед вышестоящим начальством.