23 Сентября 2019 г.     0.00 ()     0.00 ()

Toyota Mega Cruiser. Знакомый незнакомец

Впервые эта праворульная громадина была показана на Токийском автосалоне 1993 года, где концепт получил от журналистов обидный титул Golden Gasket («золотая прокладка») – так акулы пера отозвались о никчемности махины с почти полуметровым дорожным просветом и шириной в целую стандартную полосу. Смех смехом, а уже вскоре после завершения автосалона было принято решение о запуске автомобиля в серию.


ToyotaMegaCruiser_2.jpg


Toyota Mega Cruiser в производственной программе своего родительского концерна появился не с потолка: вот уже много лет сухопутным силам самообороны и береговой охраны Японии поставляется его военная версия HMVHigh Mobility Vehicle. Цели и задачи создания оригинала в целом похожи на те, которые ставили перед собой конструкторы американского HMMWV M998 (в простонародье – «армейского «Хаммера»): перевозка личного состава подразделений, транспортировка раненных в боях и при катастрофах, патрулирование труднодоступных мест и даже база для установки полевой артиллерии и небольших систем ПВО. Вообще же, задумка японцев запустить на дороги джип, превосходящий габаритами и проходимостью прославленный Hummer H1, – это как минимум безумие.

Самурайские доспехи

Если вам кажется, что Mega Cruiser похож на всемирно известного «американца», то вы обознались – под слоем прямых линий, таких же углов и простейше выштампованной стали скрываются машины с принципиально разными возможностями. «Японец» выглядит так, как и должно выглядеть многофункциональное армейское транспортное средство. Получается, что не форма определяет содержание, а совсем наоборот. Наверное, единственные непохожие на заокеанский аналог элементы во внешности в этом авто – прямоугольные фары вместо круглых и истинно «гражданская» решетка радиатора с хромированным шильдиком.


Toyota Mega Cruiser_10.jpg


Школа сумо

Сперва кажется, что внутри у этого уникума расположена какая-нибудь летающая тарелка, которая не может взлететь только из-за того, что ее заключили в угловатый кузов. На самом деле Toyota Mega Cruiser состоит не просто из похожих, а из уже знакомых «японоводам» элементов. Главный из них – это лонжеронная рама лестничного типа, центральная часть которой смещена вверх. «Сердце» внедорожника – четырехцилиндровый турбодизель 15B-FTE объемом 4,1 л, который способен выдать до 155 л. с. (или 116 кВт) при 3400 об./мин. Движок, который за своего «старого знакомого» примут механики, работавшие с грузовиками Toyota, агрегатирован с 4-ступенчатым «автоматом» (им поделился Land Cruiser 80 – в прямом смысле «младший брат» гражданского армейского внедорожника), передающим всю тягу на раздаточную коробку. Полный привод выполнен постоянным полным, а все три «дифлока» могут включаться во время движения. Кстати, на военных версиях авто присутствует система дистанционного изменения давления в шинах задних колес – менять его можно в пределах от 1-го до 2,4 кг/кв. см. Если это понадобится.

Получил Mega Cruiser и такую систему, как 4WS. Возможная причина установки управляемых колес на обеих осях – скромная ширина дорог Страны восходящего солнца (вспомним хотя бы узкие горные дороги, на которых гонщик Кеичи Тсучия когда-то придумал вид автоспорта, который мы знаем как дрифт). В результате внедорожник длиной 5090 мм способен развернуться на площадке радиусом 5,6 метра.


ToyotaMegaCruiser_7.jpg


Подвеска всех колес громадины выполнена независимой двухрычажной, причем рычаги обеих осей – взаимозаменяемы, но на «корме» они дополнены пружинами. Те, в свою очередь, начинают работать только при большой загрузке мегаджипа во избежание задирания кузова. Еще одна особенность конструкции внедорожника – местонахождение колесных редукторов. Чтобы увеличить клиренс до невиданных 420 мм, конструкторы разместили их в ступицах колес, а вот дисковые тормоза находятся не по соседству, а возле межосевых дифференциалов. И пусть враги боятся, а конкуренты по бизнесу – завидуют.


ToyotaMegaCruiser_8.jpg


На чужих ошибках

Главное, что останавливало многих потенциальных покупателей Hummer Н1, – его спартанский салон. Японцы уловили эту тенденцию и решили создать гражданскую версию своего армейского внедорожника с по-настоящему комфортным интерьером. Как при работе над техникой мегаджипа в дело пошли узлы и агрегаты грузовой линейки концерна, так и при создании интерьера конструкторы воспользовались деталями своих легковушек. Что тут у нас? Рулевое колесо не зря покажется родным владельцу седана Carina, а Toyota Corolla поделилась с гигантом потолочным плафоном. Слева от водителя, в кожухе трансмиссии, находится головное устройство аудиосистемы с CD-чейнджером на шесть дисков, воздушные потоки от кондиционера разнесены по левой и правой сторонам салона, а каждое из кресел снабжено ремнем безопасности и удобным подголовником (интересно, а знают ли о мировом опыте конструкторы российской армейской техники?). По соседству с селектором «автомата» находится консоль, клавиши которой управляют стеклоподъемниками и замками дверей.

Формально кузов героя нашего материала относится к четырехдверным шестиместным универсалам (четыре кресла находятся на втором ряду, а передняя часть салона разделена широким тоннелем, под которым скрываются агрегаты трансмиссии), на деле же все не совсем так. Размеры багажника (длина-ширина-высота) равны соответственно 1450х2020х1040 мм, а это значит, что позади сидячих мест присутствует самая настоящая двуспальная кровать, правда, для доступа к ней вам придется преодолеть целых 850 мм – ровно столько составляет погрузочная высота автомобиля.


ToyotaMegaCruiser_19.jpg


На марш-броске

Познакомимся с громадиной в деле. Едва оказываешься за рулем внедорожника, как тебя не перестает покидать ощущение замкнутости – прямо перед тобой стоит трехспицевая баранка, кресло расположено гораздо ближе к двери, чем обычно, а от пассажира тебя отделяет широкий и высокий центральный тоннель и ряд рычагов управления. Но обзорность здесь, наверное, на порядок выше, чем в американском «молоте», и дело здесь не только в обилии зеркал спереди и сзади.

Запускаем дизель и начинаем движение. О том, как Toyota Mega Cruiser движется по асфальту, можно узнать и у водителей аналогичных по массе грузовиков: несмотря на плавность разгона, под педалью газа чувствуется еще огромный потенциал мощности и крутящего момента, доступный с самых низких оборотов. Да, управлять этим внедорожником не в пример тяжеловоза приятнее, а сколько поднятых вверх больших пальцев и недоумевающих взглядов команда AG увидела во время тест-драйва – вообще не счесть.

Но родная для мегаджипа стихия – бездорожье. Сразу же приступим к самому сложному заданию – покорению одной из главных высот приморской столицы. «Автомат» стоит в обычном для города положении «D», блокировки всех трех дифференциалов распущены. Снимаемся с ручника и трогаемся. Он едет, едет! Mega Cruiser справился с заданием с такой легкостью, что нам показалось, что непреодолимых преград для него не существует.


ToyotaMegaCruiser_30.jpg


Напоследок о еще одном плюсе гиганта. По тяжелой грунтовке можно двигаться со скоростью, намного превосходящей скорость потока, и при этом не чувствовать дорожных неровностей вовсе. О подвеске нашего героя мы уже говорили, заметим лишь еще одну из причин такой удивительной плавности хода – наличие колес размерностью 37х12.50R17.5-8PRLT, достать которые можно далеко не везде.

Как вывод

Нередко Hummer (не важно, идет речь о старшем H1, гражданско-гламурном H2 или гламурно-гражданском H3) называют автомобилем американской мечты. Каждому творцу кажется, что его мечта будет ничем не похожа на миллионы других, на деле же обычно выходит совсем наоборот. Люди из концерна Toyota Motor Co., создавшие Mega Cruiser, могут гордиться своим творением – у них получился выдающийся внедорожник, повторить идею которого кому-нибудь еще вряд ли когда-то удастся.

 

Технические характеристики Toyota Mega Cruiser

Двигатель

рядный 4-цилиндровый дизельный наддувный, 4104 куб. см

Максимальная мощность

155 л. с. (116 кВт) при 3400 об./мин.

Максимальный крутящий момент

390 Нм при 1800 об./мин.

Трансмиссия4-ступенчатая АКПП, раздаточная коробка
Приводпостоянный полный, блокировки дифференциалов
Число дверей/мест4/6
Габариты кузова (длина-ширина-высота)

5090х2170х2075 мм

Колесная база3395 мм
Дорожный просвет420 мм
Снаряженная масса

2900 кг

Емкость топливного бака108 л