18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Ford Focus I. Почему «народный»?

Но задача была поставлена, и чудо произошло. С заводов Ford выходит первый автомобиль модели Focus. Комфорт и безопасность явились главными требованиями при создании Ford Focus. Были заново исследованы и проработаны все нюансы взаимодействия в системе водитель-автомобиль-дорога, и в результате появился автомобиль, способный доставить своему владельцу радость и удовольствие. Новый подход позволил найти целый ряд нестандартных решений, благодаря которому Ford Focus завоевал репутацию одного из лучших автомобилей в своем классе.

Обзор Ford Focus I

Ford Focus действительно совершил фокус на мировом автомобильном рынке. Оказывается, эту модель ждала вся Европа и Северная Америка. Российский рынок еще даже не подозревал, что тоже с нетерпением ее ждет. Завоевав в 1999 году премии «Автомобиль года в Европе», а потом и «Автомобиль года в Северной Америке», он двинулся на Восток. В России Focus с 2002 года, и первое его поколение уже стало «народной» иномаркой. Его полюбили сразу и всерьез: за стремительный дизайн, уютный салон, обещанную адаптацию к российским условиям и сравнительно невысокую цену. Автозаводу во Всеволожске сразу поступило заказов на несколько месяцев вперед. Заводу Ford в Санкт-Петербурге пришлось удвоить штат сотрудников и ввести дополнительную рабочую смену из-за того, что не успевали поставлять нужное количество Focus’ов на рынок. Через полгода продажи Ford Focus первого поколения превысили 15 тысяч штук. Чем же вызван такой успех Ford Focus у населения России, Европы и Америки? В чем секрет такого быстрого восхождения на пьедестал и почему именно этот автомобиль называют народным»?

Обзор Ford Focus I

С одной стороны, звание «народного» накладывает отрицательный отпечаток на его «владельца». «Народный» – значит «массовый». «Массовый» продукт, чем бы он ни был, по своей сути, не может быть качественным. Продукт для масс – это продукт для всех, а для всех – значит, ни для кого. Например, Mercedes никогда не будет массовым, потому что изначально был нацелен на обеспеченную аудиторию, состоявшуюся. Mercedes – это символ материального благополучия. Но Ford Focus заведомо разрушил все традиции и стереотипы.

С этой модели Ford начал реализацию своей концепции «нью-эйдж» – новая грань. В дизайне Focus специалисты Форда попытались собрать все мыслимые геометрические фигуры – например, поворотник выполнен в треугольной форме. Рядом – трапеции, эллипсы, острые углы и гнутые линии. Один автокритик охарактеризовал дизайн этой машины как гремучую смесь Евклида и Лобачевского. Лучше не придумаешь! После выхода Фокуса в конце 1990-х уже непросто найти автомобиль, в котором бы так или иначе не отразились ломаные линии нью-эйджа.

Обзор Ford Focus I

В салоне геометрические опыты продолжаются. Витиеватая приборная панель и каплевидная центральная консоль кому-то понравятся, кому-то покажутся странностью авангардиста. Овальные нетипичные шкалы спидометра и тахометра имеют классическую компоновку и забраны под ряды лампочек и индикаторов. Салон Focus на первый взгляд не изобилует всевозможными полезными емкостями. Основной бардачок невелик, зато в дверях есть весьма просторные ниши, перед рычагом передач – площадка, куда можно положить небольшие предметы, например, мобильный телефон, в сиденьях предусмотрены кармашки. Одно из требований – комфорт автомобиля – представлено в комплектации Comfort следующими опциями: передние электростеклоподъемники, кондиционер, дистанционное отпирание багажника, центральный замок и вещевые карманы в передних дверях. Если для вас является обязательным наличие передних «противотуманников», кожаной отделки руля и подсветки багажника, то Ford предлагает комплектацию Trend.

Focus полностью выполнен по канонам класса «В»: передний привод, поперечно расположенные бензиновые и дизельные двигатели, передняя подвеска McPherson, механическая или автоматическая трансмиссия. Подвеска на Focus заслуживает отдельного разговора: спереди – McPherson, сзади – независимая многорычажная подвеска, оборудованная независимой подруливающей подвеской Control Blade, которая обычно устанавливается на автомобилях более высокого класса. Передняя подвеска – также независимая. Преимущества этого решения хорошо ощутимы на виражах, во время разгона и торможения. На любой дороге Ford Focus обеспечивает плавность хода и безопасное движение.

Обзор Ford Focus I

А вот попытка открыть капот и посмотреть на внутренности автомобиля превратится в тест на сообразительность. На стандартном месте под рулем нет ни одного рычажка, чтобы его открыть. Капот открывается с фронта автомобиля ключом, отверстие для ключа находится под эмблемой «Форд», которая сдвигается. Для русской психологии оно, кажется, и надежнее. Но для российской природы совсем наоборот. Если на улице грязь по колено или оттепель, то оттаявший замок, скорее всего, замерзнет. Над сердцем автомобиля в Европе, США и России конструкторы поработали отдельно. Так, на европейские Focus устанавливаются бензиновые двигатели семейств Zetec и Zetec-SE объемом от 1,4 до 2,0 л (от 75 до 130 л.с.), а также дизель объемом 1,8 л (75, 90 и 115 л.с.). Американские версии оснащаются только бензиновыми двигателями объемом 2,0 л (от 110 до 172 л.с.) в паре с автоматической трансмиссией.

Сердце же российского Focus принципиально отличается от своих собратьев из Европы и США. Прежний 16-клапанный мотор Zetec 1,6, который ведет свою родословную от Mondeo первого поколения, надежд не оправдал – он оказался для Focus слишком вялым. И в процессе подготовки производства во Всеволожске было решено устанавливать на базовый Focus восьмиклапанный двигатель 1,6 Duratec (100 л.с.). Этот мотор, кстати, собирается в ЮАР. С ним нет проблем при «трогании»: двигатель охотно «тянет» с «низов», а на «верхах» он проявляет южноафриканский темперамент. Вот только надрывный рев начинает раздражать. Этот мотор больше подходит для размеренной езды. Максимум крутящего момента приходится на более высокие обороты, а коробка передач более «длинная», то есть это «крутильный» агрегат. Вторая передача – до 105 км/ч, а третья – аж до 155 км/ч, когда двигатель «зависает» на ограничителе при 6800 об./мин. Чуть сбавил темп – и боевой настрой пропадает.

!Рекомендации. Чтобы автомобиль служил верой и правдой намного дольше гарантийного срока, рекомендуем вдвое уменьшить интервалы между «масляными» ТО (вы же не проводите рекламную акцию!), тем более когда речь идет о подержанной машине. Впрочем, в любом случае «Фокус» заставит вас засучить рукава: если не свечи, так насос. Топливный фильтр рекомендуем менять каждые 20 тыс. км, воздушный – по состоянию (до 40 тыс. км), антифриз, если он не мутный и не ржавый, прослужит положенные шесть лет. А чтобы обслуживать двигатель было приятнее, установите уплотнитель капота – любую подходящую резинку. Без него мотор всегда будет в грязи.

Обзор Ford Focus I

Но в Ford Focus далеко не так все идеально, как кажется на первый взгляд: опыт эксплуатации показал, что и российский Focus все-таки имеет свои фокусы. Во-первых, «автомат». Его предлагали в комплекте только с самым мощным двухлитровым мотором, а механической коробкой оснащали лишь те, что послабее. Поэтому любители быстрой езды везут «2,0 л, МКП» из Европы, а ценители комфорта частенько заказывают машины из-за океана. Наиболее существенное эксплуатационное различие между двигателями Zetec и Duratec – ременный привод ГРМ у первого и цепной – у второго. Досрочные обрывы ремней, особенно при пуске холодного двигателя, – не редкость. При этом клапаны встречаются с поршнями, поэтому лучше перестраховаться и менять ремень на 60 тыс. км, обращая внимание на состояние роликов. К 120 тыс. км последние нужно поменять непременно. Двигатели 1,8 л первых лет выпуска заметно «тупели» при включении кондиционера – дефект устранили, поменяв программу управления.

Небезупречен и собираемый в ЮАР Duratec. Прошивку блока управления здесь также меняли, а на части новых автомобилей под замену попали и сами двигатели (по-видимому, целая партия оказалась с браком). К счастью, эти «болячки» вылезали уже в первые месяцы эксплуатации и устранялись по гарантии, поэтому у подержанного автомобиля «сердце» практически здорово. А вот расход бензина вряд ли порадует владельца – около 12 л в городе и больше 8 л на трассе. Непременная и регулярная статья расходов владельца Focus – свечи зажигания. Российский 1,6 л довольствуется обычными свечами, для 1,8 и 2,0 л идут дорогие «платиновые», но служат они немногим дольше, редко дотягивая до очередного ТО. А вот следующая статья расходов куда дороже комплекта свечей. Бензонасосы на Focus мрут чуть ли не ежегодно – через 30-40 тыс. км пробега. Поэтому, если подергивания в работе двигателя не устраняются заменой свечей и становятся особенно заметны на подъемах при езде с полупустым баком, не тяните с осмотром бензонасоса. Почистив его бензоприемник (там два фильтра – предварительной и тонкой очистки), дорогой узел можно спасти, вернее, оттянуть его кончину тысяч на двадцать. Если кто-нибудь спросит моего мнения: почему этот автомобиль за столь короткий срок стал «народным», я предположу, что при сочетании всех вышеперечисленных качеств Ford Focus, автомобиль просто был выпущен в нужное время и с нужными конфигурациями. Он попал на одну волну с желанием и ожиданием покупателей. По большей части дело даже не в том, что эта иномарка собирается в нашей стране, и не в продуманной маркетинговой политике, а в том, что это – его время. А законы рынка – маркетинговые ходы, кредиты, цены – сделали все возможное, чтобы Ford Focus вышел на сцену красиво.