18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Lada 4x4 2010. Нестареющая классика

На сопке на окраине Владивостока, в месте, где в теплое время года можно лицезреть небольшую полянку, лежит большой слой свежевыпавшего снега. На снегу стоит белоснежная новенькая Lada 4x4, автомобиль, который все по-прежнему называют «Нивой». Позади полноприводника – колея, впереди – снежная целина. Застряли? Нет, все в порядке, просто здесь мы решили ненадолго прервать наш тест-драйв и устроить автомобилю фотосессию.
Казалось, сколько можно писать и снимать телесюжеты об этом внедорожнике? Ведь три года назад Lada 4x4 отметила свой 30-летний юбилей, не раз ей покорялась дистанции знаменитого марафона «Париж – Дакар», а уж сколько историй о ее выдающейся проходимости слышали мы от любителей активного отдыха! Словом, за долгие годы автомобиль стал самой настоящей легендой. Но в прошлом и уходящем годах Волжский полноприводник был серьезно модернизирован, по сути, превратившись в новый автомобиль в знакомом кузове. Значит, едем на тест-драйв!

Lada4x42010_15.JPG

Против правил
Автомобильные тесты и обзоры не обходятся без повествований о плюсах и минусах внешнего вида и интерьера, без упоминаний о современных электронных опциях, повышающих комфорт, нередко обыгрывается и сравнение с потенциальными конкурентами. Но не в нашем случае. Знакомая всем и каждому «Нива» (позвольте нам называть внедорожник Lada 4x4 так, хотя эта товарная марка и принадлежит совсем другому автопроизводителю) создавалась в эпоху, когда «деревья были большими», а маркетологи находились по другую сторону железного занавеса. Но те самые маркетологи иностранных концернов кусали себе локти, когда поняли, что нужно уставшим от заснеженных дорог европейцам 1970-1980-х годов. А помочь понять тот факт, что комфортабельная по меркам тех лет легковушка может быть самым настоящим внедорожником, смогла именно «Нива», отправлявшаяся на экспорт буквально на весь мир. Трудно поверить, но клуб владельцев тольяттинских полноприводников в Японии действует до сих пор!

Lada 4x4 2010_9.JPG

Lada 4x4 стала самым настоящим символом России. Не узнать ее в дорожном потоке практически невозможно, вид выштамповок вдоль всего борта кузова, расположение «габаритов» и поворотников над решеткой радиатора и три вертикальные прорези за задним боковым стеклом, которые служат для вентиляции салона, – все это мы помним буквально с детства. Или с юности. Оттого недавние и не очень изменения во внешности «Нивы» становятся заметнее: в 1994 году узкая третья дверь уступила место более высокой, исчезли заимствованные у «ВАЗ-2106» горизонтальные стоп-сигналы, а совсем недавно увеличились в размерах «надфарники» и появились современные зеркала заднего вида с возможностью регулировки из салона.
Все остальное же в «Ниве» в изменениях вряд ли нуждается. Плоские металлические бамперы на бездорожье окажутся как нельзя кстати, да и вряд ли мойка плоских панелей кузова после поездки на рыбалку займет слишком много времени. На «фирменные» 16-дюймовые колесные диски с хромированными крышками ступичных подшипников просто невозможно установить декоративные колпаки – в тех условиях, в которых может и должна работать Lada 4x4, они просто не требуются. И в этом вся суть «Нивы». Хотя любителям визуальных доработок можно посоветовать обратиться к дилерам «АвтоВАЗа», благо для тольяттинского полноприводника производится немало аксессуаров.

Lada4x42010_23.JPG

Новшества внутри
А изменилось ли что-нибудь в автомобиле внутри? Да, и здесь производителю есть чем гордиться: например, удобными передними креслами с развитой боковой поддержкой и подголовниками. Эти элементы «прописались» на серийном внедорожнике несколько лет назад. А в году уходящем Lada 4x4 получила и новую спинку заднего сиденья с механизмом складывания, подобным тому, что уже реализован в переднеприводных моделях Волжского автозавода, – при необходимости увеличить объем багажника с 265-ти до 585 литров вначале нам потребуется сложить спинку «дивана», а затем – подушку.

Lada4x42010_24.JPG
Не для посторонних
Но главное в модернизированной «Ниве» – это ее «начинка», техническая часть. Под капотом современного автомобиля с заводским индексом «ВАЗ-21214» располагается 1,7-литровый впрысковый двигатель, удовлетворяющий экологическим нормам Euro 4. Пару ему составляет 5-ступенчатая «механика», а тяга двигателя постоянно передается на обе оси через раздаточную коробку с понижающей передачей и блокировкой центрального дифференциала. Казалось бы, все это «нивоводам» давно знакомо. Но нет, Lada 4x4 2010 модельного года отличается от предшественниц массой мелочей, которые на деле оказываются далеко не бесполезными. Переработана задняя подвеска: амортизаторы стали эффективнее на треть, изменилось крепление продольных тяг моста, благодаря чему улучшилась сопротивляемость эффекту «подруливания» оси тягой Панара. В тормозной системе «прописались» новые главный цилиндр и вакуумный усилитель, за счет чего усилие на среднюю педаль серьезно уменьшилось. И это только те изменения, которые были внедрены в 2009 году. А наша Lada 4x4 уже получила и новые подшипники в «раздатке», и новый задний карданный вал, и некоторые другие изменения.


Проба в деле
Как эти обновления сказались на характере машины? Садимся за руль и запускаем двигатель. Пока он прогревается, настроим сиденье и новые наружные зеркала. Сказать, что они большие, – ничего не сказать. При этом крупные «лопухи» еще и удобны – с ними и без того хорошая обзорность «Нивы» улучшается.
Проверяем положения рычагов раздаточной коробки, «втыкаем» первую передачу и трогаемся. Шумоизоляция и Lada 4x4 – понятия весьма далекие друг от друга, но между тем в салоне российского внедорожника вполне можно разговаривать, не повышая голоса, даже с работающим на полную отопителем. Да, сама «печка» – сильная сторона нашей «подопытной», уже через пару минут после ее включения хочется снять куртку.
Движемся по присыпанной укатанным снегом и грунтовой дороге. С ростом скорости шумы из «раздатки» все усиливаются, однако в городском режиме движения они не столь заметны. Другое дело – скоростные загородные трассы. Но там разогнавшегося водителя «Нивы» может встретить еще одна особенность этого автомобиля: в одном ряду с термином «шумоизоляция» у этой машины стоит термин «аэродинамика». В защиту внедорожника заметим, что тольяттинские двигатель и коробка передач отлично согласованы между собой и отличаются неплохой эластичностью.

Lada4x42010_19.JPG

А теперь – в стихию, где «Нива» должна чувствовать себя как дома. Кто-то скажет, что этот автомобиль с приводами вместо цельного переднего моста, с единственной блокировкой дифференциала и практически «легковым» бензиновым мотором – всего лишь кроссовер, и каких-то уникальных способностей на бездорожье от него ожидать не следует. Другие утверждают, что ни разу не видели застрявшую в лесной чаще «Ниву». Сколько людей, столько и мнений. А пока мы рассуждали о готовящемся испытании, перед нашим передним бампером выросла прокатанная каким-то подготовленным внедорожником колея в глубоком снегу. Блокируем центральный дифференциал, о чем сообщает загоревшаяся контрольная лампа в центре торпедо (ее пришлось перенести со щитка приборов совсем недавно, когда Lada 4x4 получила новую приборную панель), но на пониженную передачу раньше времени решаем не переходить. Движемся. Иногда «Ниву» начинает мотать по широкой колее (еще бы, снаряженная масса джипа составляет не многим более 1,2 тонны!), но она уверенно движется вперед. Лишь раз пришлось остановиться на заснеженном подъеме, чтобы немного сдать назад и пройти препятствие со второй попытки. Итак, мы нашли удобное для съемки машины место, пора возвращаться. Да, а пониженной передачей мы так и не воспользовались!

Оценка в зачет
Тест-драйв обновленной Lada 4x4 завершился успехом автомобиля в наших глазах. «Нива» идет в ногу со временем и радует своих приверженцев новыми элементами комфорта и отсутствием прежних огрехов. Конкурентов у тольяттинского полноприводника практически нет – габариты кузова и комфорт салона позволяют отнести его в разряд кроссоверов с их преимуществами, но в то же время характеристики на бездорожье позволяют говорить об этой машине как о настоящем джипе. «Нива» – это символ России, это наша легенда.

Технические характеристики Lada 4x4 («ВАЗ-21214»)
Двигательрядный 4-цилиндровый 8-клапанный, 1690 куб. см
Максимальная мощность81 л. с. (59,5 кВт) при 5000 об./мин.
Максимальный крутящий момент127,5 Нм при 4000 об./мин.
Трансмиссия5-ступенчатая МКПП
Приводпостоянный полный, с блокировкой межосевого дифференциала
Раздаточная коробкадвухступенчатая
Габариты кузова (длина-ширина-высота)3720х1680х1640 мм
Число дверей/мест3/5
Колесная база2200 мм
Дорожный просвет220 мм
Снаряженная масса1210 мм
Емкость топливного бака42 л

Больше фото здесь