18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Итоги сезона 2009. Большая перемена

Один из отечественных журналистов заметил, что популярность Формулы-1 держится на скандалах, борьбе на трассе и взаимоотношениях в паддоке. Замечание верное, причем порой скандалы оказываются интереснее, чем гонки.

В пошлом году скандалы с гонщиками были связаны мало. Еще до начала сезона официально объявили о разводе четы Экклстоунов. Часть своих денег владелец коммерческих прав Формулы-1 отдал бывшей жене, однако в списке самых богатых британцев остался. Но больше всего Берни оскандалился, дав интервью британской The Times, где, осуждая неэффективность демократии, одобрительно высказался в отношении диктатуры и назвал Гитлера в числе тех, кто смог вывести свою страну из кризиса. После этого Экклстоун узнал о себе много нового, прежде всего от еврейских организаций. Не помогли ни объяснения, что он не имел в виду, что ужасный Адольф – положительный персонаж, ни указания на то, что среди друзей Берни много евреев. Пришлось извиняться. Пост свой он сохранил, но осадок остался…

Позапрошлогодний скандал, связанный с похождениями тогдашнего президента FIA, имел нетрадиционное продолжение. Обычно уличенные в подобных делах высокопоставленные особы подают в отставку, но мир меняется и Максу Мосли удалось тогда сохранить свои позиции. Однако он вынужденно согласился, что выборы нового руководителя главной автомобильной организации планеты в 2009 году пройдут без него. Руководители команд Формулы-1 расслабились, а напрасно… Мосли не остановился, пока не добился отставки Рона Денниса. На этот раз поводом для суровых санкций против McLaren послужил малозначительный инцидент с Льюисом Хэмилтоном на первом Гран-при в сезоне 2009 года. И Деннис, чтобы не искушать судьбу, решил уйти. Но это не все. Как только появилась возможность устроить «показательную порку» для команд, Макс не преминул ею воспользоваться. Не то чтобы Флавио Бриаторе, попавший «под раздачу», был неугоден руководству FIA. Просто неуступчивость FOTA в противостоянии с FIA в разгар сезона 2009 года, формально касавшаяся вопросов ограничения расходов команд, была воспринята руководством Международной федерации автоспорта как посягательство на ее регламентирующие функции и – святая святых – на коммерческие права на Формулу-1.

Виталий Петров
Виталий Петров, первый российский пилот в Формуле-1

Вот и выбрали в качестве «мальчика для битья» первую попавшуюся значимую фигуру, дождавшись подходящего повода. Ведь у Мосли еще в ноябре 2008 года имелась информация, что авария Нельсиньо Пике на первом в истории Гран-при Сингапура была преднамеренно устроена с тем, чтобы основной пилот Renault Алонсо смог победить, но тогда на это не обратили внимания. Потому жалоба Пике, решившего отомстить бывшему работодателю за то, что тот выгнал его из-за отсутствия результатов, и получила такой резонанс. Хотя до конца не ясно, кто выступил с инициативой устроить аварию – сам обиженный мальчик, Бриаторе или кто еще, стрелки перевели на возгордившегося итальянца. И наказали его примерно. Пожизненное отлучение от дела, ставшего смыслом жизни, – это не фунт изюму. Бриаторе – боец. Он не стал мириться с ситуацией и обратился в Парижский суд с иском к FIA с требованием отменить пожизненную дисквалификацию. 5 января этого года суд вынес оправдательное решение по отношению к Бриаторе, а также Пэту Симондсу. Но FIA, тоже не намереваясь сдаваться, подала апелляцию на решение суда первой инстанции. А вот Renault сразу сделала столько реверансов в сторону FIA, сколько требовалось. И автоконцерн милостиво простили. Прогнись, о всяк сюда входящий! Каким бы профи ты ни был, каким бы круглым ни был твой счет в банке, чиновник все равно сильнее. Похоже, это начинают понимать все.

А гонки... Что гонки? Здесь в 2009 году все было ясно с самого начала. После того как FIA в начале сезона, отвечая на претензии Red Bull по поводу двойных диффузоров (не понятно, почему инициатором протеста выступила команда, чей болид и без диффузоров мог на равных тягаться с Brawn GP?), признала их легальными, Баттона (Brawn GP) остановить было невозможно. На первых семи этапах он завоевал шесть побед. Дальше все были в роли догоняющих, а Дженсон, так больше и не поднявшись на высшую ступеньку подиума, спокойно «докатывал» чемпионат. Иногда даже излишне спокойно – порой казалось, что его догонят. Но Баттон ни разу не дал сделать этого. Он оказался самым стабильным пилотом, единственным из пелетона каждую гонку заканчивая результативно (лишь в Бельгии он не заработал очков, попав в аварию). Занявшему второе место Феттелю (Red Bull), похоже, не хватило опыта, а ставший третьим Баррикелло (Brawn GP), видимо, перестарался, понимая, что это его последний шанс стать чемпионом.

Долгое противостояние FIA и FOTA выражалось и в том, что ряд ключевых команд тянул с подачей заявок на участие. В то же время из-за пертурбаций с регламентом Королевских гонок не все просто и с новичками. В результате, хотя конфликт разрешился, состав команд – участниц следующего чемпионата однозначно назвать нельзя до сих пор. Мировой финансовый кризис вызвал сокращение числа автомобильных концернов – владельцев команд Формулы-1. Honda ушла еще в 2008 году, а в прошлом завершили свое участие в Большом цирке BMW и Toyota. Mercedes сменил команду, и теперь попавший под его крыло Brawn GP полон энтузиазма. Формально новички Campos и US F1 включены в состав пелетона, но с их возможностями не все ясно. Эти команды еще не представили своих болидов, да и контракты с гонщиками у испанцев и американцев заключены не все. Видимо, не без оснований Берни Экклстоун не верит в то, что эти команды смогут выйти на старт, даже пропустив первые три гонки.

Фернандо Алонсо
Фернандо Алонсо, перешедший из Renault в Ferrari

Ясность с составом гонщиков тоже появилась не сразу. Став чемпионом, Дженсон Баттон ушел в McLaren. Как всегда, гламурный Хэмилтон мурлычет, что он рад напарнику. Все ждали, какое решение примет едва ли не сильнейший действующий гонщик планеты. Фернандо Алонсо после двух серых сезонов с оскандалившейся Renault решил надеть красный комбинезон. Алонсо – прагматик, тогда как Ferrari – стабильная команда, почти всегда реально дающая возможность хорошему гонщику стать чемпионом. А таланта и опыта испанцу не занимать. Упорный Кубица занял место двукратного чемпиона во французском болиде. Но самые большие сенсации связаны не с этими пилотами. После трехлетнего перерыва в пелетон Большого цирка вернулся Красный Барон. Правда, теперь так называть Михаэля Шумахера будет некорректно. И болиды, и комбинезоны команды Mercedes GP, в которую превратилась Brawn GP после покупки 75,1 процента ее акций штутгартским концерном, серебристо-серого цвета. Фанаты рады, организаторы Королевских гонок – тоже. Теперь популярность Формулы-1 еще более возрастет! Гонщики также высказывают энтузиазм. Только для многих в пелетоне он, скорее, связан с возможностью на деле доказать, что непобедимых не бывает. Тем более что по крайней мере у одного из пилотов опыт в таком деле имеется. Так что семикратному на трассах однозначно легко не будет – при всем его опыт и таланте. А для жителей нашей страны имеется еще один повод для восторгов. Есть первый российский боевой пилот в пелетоне Королевских гонок! Renault F1 Team сделала ставку на славян – в напарники к талантливому поляку французы взяли Виталия Петрова. Вице-чемпион серии GP2 2009 года в начале своей гоночной карьеры, в отличие от подавляющего большинства своих сегодняшних соперников, не имел возможность заниматься картингом и первые годы провел в региональных соревнованиях по ралли-спринту и ледовых гонках. Тем не менее, перейдя в кольцевые гонки, он показал весьма неплохие результаты и даже заслужил прозвище «Выборгская ракета». Теперь у талантливого российского гонщика наступает период главных стартов в карьере. Так пожелаем же ему успехов!

Так что в Большом цирке большие перемены. Несмотря на то что изменений в регламенте не так много, они окажут на гонки самое серьезное влияние. Запреты на дозаправки уже привели к необходимости значительных изменений в конструкции болидов, а требование к первой десятке пилотов на стартовой решетке начинать гонку на тех же шинах, на которых они проходили квалификацию, скажутся на тактике команд самым непосредственным образом. А пока в Формуле-1 все в ожидании. Жан Тодт, новый президент FIA, – это бывший босс Ferrari. Создаст ли он своей бывшей команде режим наибольшего благоприятствования? Сам он и его окружение твердят об объективности. А что будет – посмотрим. Ждать осталось не долго. Каникулы в Королевских гонках заканчиваются. Скоро – старт!