15 Ноября 2018 г.     0.00 ()     0.00 ()

«Формула-1» в 2013 году, или Равнение на Феттеля

24 ноября гонкой на автодроме Интерлагос в пригороде бразильского Сан-Паулу завершился 64-ый по счету сезон Чемпионата мира по кольцевым гонкам в классе «Формула-1», закрылась очередная глава в истории «Королевы автоспорта». Особых интриг ушедший чемпионат не принес, и можно сказать, уже к середине сезона стали известны обладатели и личного, и командного титула. А ведь в то же время такое положение дел – факт интересный уже сам по себе.

Для тех, кто интересуется автогонками постольку поскольку, поясним: в четвертый раз подряд, «попутно» установив новый абсолютный рекорд девятью победами подряд, чемпионом мира стал Себастьян Феттель, принесший своему австрийскому коллективу Red Bull Racing также четвертый Кубок конструкторов. Что интересно, Себ, как называют кудрявого немца в гоночном мире, своими выступлениями опередил не кого-нибудь, а легендарную и непобедимую еще вчера «конюшню» Scuderia Ferrari, а заодно и занявшую второе место команду Mercedes GP, не говоря уже об «остальных». Волей-неволей харизматичного 26-летнего выходца из заштатного Хеппенхайма начинаешь уважать если не за умение правильно поставить себя в команде, или не за роль технического консультанта люксовой марки Infiniti, то однозначно – за «бойцовские» качества в квалификациях и гонках. Оказавшись в «нужной» команде на самом пике ее формы и показав себя лучшим из пилотов современности, Феттель разрушил всю интригу самого знаменитого автомобильного чемпионата планеты, но в то же время стал хорошим поводом задуматься о будущем для остальных участников первенства.

Прежде, чем делать выводы о минувшем сезоне «Королевы автоспорта», обратимся к исходным для чемпионата данным. Если в 2012 году на стартовой решетке всех Гран-при оказывалось по 24 болида, то в 2013 – только 22 машины, поэтому и правила квалификации были скорректированы. За несколько месяцев до старта сезона испанские владельцы команды-аутсайдера HRT Racing объявили об увольнении и пилотов, и инженеров, и всего персонала завода, а затем предложений о покупке коллектива просто не последовало. В таких условиях обострилась и борьба за места в оставшихся командах, поэтому остановимся подробнее на ключевых переходах гонщиков из одной «конюшни» в другую и о перспективных дебютантах чемпионата.

К большому разочарованию российских болельщиков, буквально перед началом сезона своего места в Caterham F1 лишился Виталий Петров – как это ни печально, но даже достойные результаты (а именно благодаря «выборгской ракете» команда получила 10-е место в Кубке конструкторов 2012 года и несколько миллионов долларов призовых) в наши дни не могут сравниться со спонсорскими гонорарами. Такая же участь постигла и талантливого японца Камуи Кобаяши, которого уволили из Sauber F1. Не оказалось в списке участников «Большого цирка» и семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера: «красный барон» просто устал от автоспорта и отказался вновь соперничать с талантливой молодежью. А среди ярких новичков сезона хотелось бы отметить мексиканца Эстебана Гутьерреса (Sauber F1) и финна Валттери Боттаса (Williams), каждому из которых удалось набрать хоть и минимальные, но весьма значимые для команд очки в чемпионате. Заслуживает особого внимания и один из переходов опытных пилотов: буквально всю карьеру выступавший за McLaren экс-чемпион мира Льюис Хэмилтон подписал долгосрочный контракт с Mercedes-Benz AMG, и уже во второй гонке сезона (на Гран-при Малайзии) он заехал на пит-стоп… по привычке в чужие боксы, что стало поводом для множества шуток. Тем не менее, своими выступлениями темнокожий британец быстро заставил всех «приколистов» забыть об этом инциденте.

Сделаем важную оговорку: 64-ый по счету сезон в «Формуле-1» стал заключительным чемпионатом с прежним техническим регламентом. Уже в конце зимы команды представят прессе и выкатят на предсезонные тесты совершенно новые болиды, оснащенные не атмосферными V8 объемом 2,4 литра, а турбированными V6 объемом 1,6 литра. Соответствующих изменений потребуют шасси (а двигатель в «Больших призах» является частью несущей структуры), коробки передач, электроника и аэродинамические элементы. Поэтому во всех конструкторских штабах признались: сезон 2013 года командам придется «откатывать» на слегка доработанных прошлогодних болидах, а тем временем лучшие умы спортивного мира сосредоточатся уже на следующем чемпионате. Так и вышло: чем лучше было то или иное шасси в 2012, тем большими шансами на успех обладали пилоты и в 2013 году. И здесь «неудержимый» Феттель «раскрылся» далеко не сразу – победы в Гран-при удалось одержать и напарникам по Mercedes Нико Росбергу и Льюису Хэмилтону, и лидеру Ferrari Фернандо Алонсо, и пилоту Lotus F1 Кими Райкконену. А дальше, как говорится, пошло по накатанной, и одним из ключевых факторов успеха для Себа вновь стала не только чистая скорость и надежность шасси от Эдриана Ньюи, но и «умение» болида RB9 беречь весьма нестабильную резину Pirelli, на которую жаловались многие соперники. Уже в Индии, за три уик-энда до завершения чемпионата, Феттель и его команда смогли оформить очередные титулы, окончательно лишив «Большой цирк» интриги. Справедливости ради, заметим, что звание вице-чемпиона 2013 года завоевал испанец Фернандо Алонсо, а третьим по итогам сезона стал другой пилот Red Bull Racing, австралиец Марк Уэббер.

Еще в середине чемпионата Уэббер объявил о скором окончании формульной карьеры – начиная с 2014 года он будет выступать за заводскую команду Porsche в кузовной серии «Ле-Ман». Тем самым один из опытнейших участников Гран-при неформально открыл новый сезон переходов и подписания новых контрактов, а вскоре на место Марка пригласили его молодого земляка Даниэля Риккардо. На момент подготовки нашего журнала к печати уже было известно о переходе Кими Райкконена в Scuderia Ferrari, который займет место бразильца Фелипе Массы, подписавшего контракт с Williams. В свою очередь, в именитом коллективе McLaren решили отказаться от услуг мексиканца Серхио Переса и заменить его дебютантом – шведом Кевином Магнуссеном.

Сегодня ни сами пилоты, ни оргкомитет «Больших призов» не в силах предсказать «расклад» ближайшего сезона, в котором всем участникам придется стартовать на совершенно незнакомой технике. Эксперты высказывают немало предположений о большом потенциале новичков, которым будет гораздо проще «вкатиться» в болиды 2014 года без лишнего багажа знаний о «старых» машинах. И таких дебютантов среди российских гонщиков будет сразу двое – это новый чемпион серии GP3 и участник молодежной программы Red Bull Даниил Квят, который уже определенно сядет за руль болида Toro Rosso в качестве «боевого» пилота, и гонщик серии WSR Сергей Сироткин, приглашенный в Sauber F1. Относительно Сергея ситуация еще не до конца ясна: успеет ли 18-летний россиянин получить обязательную для «Формулы-1» суперлицензию и не найдутся ли лучше «проплаченные» конкуренты, покажет время.

Зато уже точно ясно: 5 октября 2014 на трассе в Олимпийском парке в Сочи пройдет первый в истории Гран-при России, а среди других новых автодромов в календаре появится австрийский Red Bull Ring, который (на время?) заменит корейский трек в провинции Йонам. Новый чемпионат, а с ним и новая интрига стартуют уже 16 марта в австралийском Альберт-Парке.

«Формула-1» в 2013 году, или Равнение на Феттеля