18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Итоги сезона 2007. Автоспорт-шоу

Уход Михаэля Шумахера по окончании сезона 2006 года и переход действующего (на тот момент) чемпиона в новую команду, наряду с приходом в пелетон талантливой молодежи, вносил интригу, делающую сценарий сезона остросюжетным. Но этого оказалось мало. «Королевское» «грязное белье» вывернули наизнанку и показали публике со всех сторон, (и, кажется, делали это с удовольствием). Попробуем восстановить хронологию закулисных событий Формулы 1 в 2007 году.

В начале апреля, после Гран При Австралии, FIA с подачи McLaren вносит запрет на подвижное днище, применявшееся Ferrari (очки команде сохранены). Это тяжело бьет по «красным жеребцам», но уже через гонку они вполне конкурентоспособны. В конце апреля суд города Модены признал двух бывших сотрудников Ferrari, перешедших в Toyota, виновными в промышленном шпионаже и приговорил их к тюремному заключению. 2 мая в копировальную лавку, неподалеку от базы McLaren жена Майка Кофлэна, занимавшего в тот момент пост главного конструктора этой английской «конюшни», принесла 780-страничный документ Ferrari (видимо, у McLaren совсем туго с копировальной техникой, да и о том, что у его сотрудников имеется конфиденциальная информация о конкурентах, надо было раструбить на всю округу). Работник копировальной лавки оказался кристально честным, и не стал требовать от McLaren вознаграждения за сохранения информации в тайне, а позвонил в Маранелло – согласно заявлению Ferrari, 24 июня 2007 года она получила сведения о неуполномоченном использовании McLaren конфиденциальной информации Ferrari. Правда не совсем понятно, то ли парень из копировальной лавки был тугодумом, и почти два месяца не мог сообразить, по какому телефону звонить, то ли столько времени его информация шла по внутренним коммуникациям Ferrari…

Найджел Степни
Найджел Степни

А между 2 мая и 24 июня успел разгореться другой скандал в команде из Маранелло. За несколько дней до Гран При Монако в баках красных болидов «вдруг обнаружили» белый порошок, содержащий, как выяснилось позже, фосфат кальция. Возникают слухи, что к этому причастен Технический Управляющий Ferrari Найджел Степни, который еще до начала сезона, будучи недовольным положением дел в техническом департаменте «конюшни», заявлял о желании взять академический отпуск, и даже более того – уйти к конкурентам (тогда Ferrari настояла, чтобы Степни отработал 12 месяцев своего контракта и перевела его на другую должность). Команда обращается в полицию, брюки Степни (в которых нашли следы порошка) изъяты и отправлены на экспертизу. В июне в городском суде Модены на находящегося в отпуске Степни заводится уголовное дело.

10 июля в Лондоне, в 59-м суде Верховного Суда Великобритании начинаются слушания об утечке информации Ferrari. Считается, что к утечке причастен все тот же Найджел Степни, которого Ferrari уволила 3 июля, однако сам он это отрицает. 26 июля на специальном заседании Всемирного Совета FIA в Париже подтвержден факт владения McLaren конфиденциальной информацией Ferrari, но доказательств ее использования в конструкции машины не найдено, команда не наказана. 30 июля Президент итальянской федерации Луиджи Макалузо направляет президенту FIA Максу Мосли письмо о необходимости пересмотра решения и передаче дела в апелляционный суд. Мосли отвечает согласием…

Тем временем в McLaren дает вспышки пламени свой внутренний тлеющий конфликт между гонщиками, в который оказывается вовлеченным и руководитель команды Рон Деннис – на квалификации Гран При Венгрии Алонсо блокирует Хэмилтона, за что стюарды наказывают испанца, и тот, показав в квалификации лучшее время, вынужден на следующий день, 5 августа, стартовать пятым. Сложности отношений внутри английской команды углубляются. Алонсо обвиняет ее руководство в неадекватном отношении к себе, но Рон Деннис считает, что гонщики совершенно равны для команды (в техническом отношении это, безусловно, так, но как оценить психологический аспект…).

Экклстоун и Мосли
Берни Экклстоун (слева) и Макс Мосли

31 августа Мосли призывает команды чемпионата и гонщиков McLaren предоставить документы, где упоминаются гонщики McLaren, Ferrari или Найджел Степни. В результате к нему попадает электронная переписка Фернандо Алонсо и Педро де ла Росы. На специальном заседании 13 сентября в Париже Всемирный Совет по автоспорту лишает McLaren очков в Кубке Конструкторов и штрафует команду на сто миллионов долларов, но гонщики не наказаны. В конце сентября британский издательский дом Red Mist Books сделал анонс о подготовке к выпуску весной 2008 года книги мемуаров Найджела Степни под названием «Красный туман», но буквально через несколько дней издатель заявил, что книга у него никогда выпускаться не будет, при этом от объяснения причин перемены позиции отказался. Ferrari утверждают о своей непричастности к решению издательства, а Степни намерен все-таки сделать книгу доступной для читателей, для чего регистрирует собственный сайт, заявляя при этом, что вся выручка от продаж мемуаров пойдет на благотворительные цели.

После решения Всемирного Совета McLaren остается лишь сосредоточиться на личном зачете пилотов, тем более, что для победы одного из них есть все основания – за две гонки второй половины сентября Льюис Хэмилтон увеличивает отрыв от преследователей и создает, казалось бы, неоспоримое преимущество. Перед двумя оставшимися гонками чемпионата этот невероятно талантливый дебютант Большого Цирка опережает своего напарника по команде на двенадцать очков, а занимающего третью строчку в таблице Кими Райкконена на совсем уж кажущиеся непреодолимыми семнадцать очков! Стенания Алонсо и петиция его болельщиков, адресованная FIA, могли в какой-то степени повлиять на обстановку в боксах, но не на трассе. Ни у кого почти не оставалось сомнений в победе молодого англичанина. И если раньше, в августе, издатели, очарованные победами и обаянием новичка, анонсировали выпуск по окончании чемпионата книг о его грядущей победе в сезоне 2007 года, то теперь сам премьер-министр Великобритании Гордон Браун требует присутствия Хэмилтона на Даунинг-Стрит 10, если он выиграет чемпионат.

Даже не самым лучшим образом настроенный к McLaren Берни Экклстоун сказал несколько лестных слов о Льюисе Хэмилтоне. Не изменил настрой и сход фаворита в Шанхае – всем казалось, что пилот, имеющий двенадцать подиумов после шестнадцати гонок, в решающем заезде не сможет не прийти хотя бы третьим – этого ему хватило бы для получения титула при любом раскладе. Видимо, в это уверовал и сам Льюис – накануне финальной гонки этот, безусловно, талантливейший пилот стал всенародно обсуждать, как будет праздновать свою победу в чемпионате. Но успех лишь на 1% состоит из таланта… В Интерлагосе, в миг, когда потребовалось наивысшее напряжение, у молодого дебютанта, похоже, сдали нервы. Совершая одну ошибку за другой, он скатывался все дальше и дальше от второго места, с которого начал гонку. А когда спохватился, было уже поздно. Тем не менее, проявляя бойцовский характер, англичанин пробился с восемнадцатой (!) позиции на седьмую. И все. Но этого было мало.

Хэмилтон и Алонсо
Льюис Хэмилтон (слева) и Фернандо Алонсо

Уже после окончания сезона Всемирный Совет FIA либо отклоняет, либо не удовлетворяет протесты McLaren по ряду вопросов. Потом заседание, на котором предполагается рассмотрение вопроса о возможном использовании решений Ferrari в конструкции машин McLaren сезона 2008 года, переносится на середину февраля. И, наконец, 13 декабря McLaren приносит официальные извинения FIA и Ferrari, признав, что конфиденциальная информация Ferrari повлияла на конструкцию машины, а в ответ президент FIA Макс Мосли призвал Всемирный Совет отменить февральское заседание и закрыть вопрос. Собственно, не этого ли добивались чиновники FIA?

Сезон закончен. Чемпион действительно достоин этого звания – Кими Райкконен, пожалуй, один из немногих, кто не ворошил «грязное белье», а просто делал свою работу. Качественно и хладнокровно (недаром его зовут «ледяным человеком»!). И болид ему в этот раз достался хороший. Вот и результат. После всего произошедшего McLaren без сожаления расстался с двукратным чемпионом – несмотря на то, что Алонсо с детства мечтал выступать именно за эту команду, при непосредственном контакте отношения у них не сложились, и ему пришлось вернуться в Renault…

Что нас ждет дальше? Безусловно, на результатах скажется запрет трекшн-контроля, ограничения в использовании аэродинамических труб и другие вещи, к которым причастны чиновники автоспорта. Интересной обещает быть ночная гонка по улицам Сингапура (и как это итальянской фирме под управлением Валерио Майоли удалось заполучить контракт на установку осветительной аппаратуры для этой гонки?). Но главное – в пелетоне сейчас много талантливых и амбициозных пилотов с примерно равными возможностями. Нет сомненья, что чемпионскую корону еще примерит Льюис Хэмилтон. Почти наверняка ее третий раз наденет Алонсо. Вполне возможно, когда-то это сделают Фелипе Масса и Себастьян Феттель, Роберт Кубица и появляющийся в этом сезоне Нельсон Пике-младший. Не исключено, она окажется еще раз и у самого «ледяного короля» Кими Райкконена. Кстати, появление в пелетоне сына трехкратного чемпиона мира может восприниматься и как символ возврата к временам схваток титанов – ведь Нельсон Пике-старший сражался с такими пилотами, как Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Мэнселл…

Так пусть же молодые пилоты становятся грандами, пусть они показывают мастерство на трассах, бескомпромиссность борьбы, красоту автоспорта! Это лучше, чем ворошить «грязное белье». Ведь так не хочется, чтобы Королевские гонки превращались в шоу с некоторыми элементами спортивных состязаний…