Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Перед стартом Сезон 2010 года для Королевских гонок стал во многом переломным. Изменилась действовавшая почти десятилетие система подсчета очков. Теперь очки в Гран-при начисляются не восьми, а десяти гонщикам, пришедшим во главе пелетона. Такое решение было принято из увеличения числа болидов на стартовой решетке – стимул нужен каждому пилоту и каждой команде. Более выгодна новая очковая система и для того, кто достигнет финиша первым – теперь победитель Гран-при получает 25 очков, тогда как пилот, пришедший за ним, – 18, то есть разрыв составляет семь баллов, а не два, как по старой системе (десять против восьми). Прославившийся на весь мир своими похождениями глава FIA Макс Мосли все же вынужден был подать в отставку, что, по мнению ряда экспертов, спасло Большой цирк от раскола на «старший» и «младший» чемпионаты. Новым руководителем Международной автомобильной федерации стал экс-глава Scudreria Ferrari Marlboro Жан Тодт. Тот самый, который в 2002 году отдал скандально известный приказ Рубенсу Баррикелло пропустить вперед Михаэля Шумахера. Как бы то ни было, с приходом Жана Тодта в FIA судьба Формулы-1 была решена как минимум до 2012 года.

Гран при Абу Даби. На подиуме Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Льюис Хмилтон и Дженсон Баттон (оба – McLaren-Mercedes). Феттель – чемпион!

Еще незадолго до старта первой гонки сезона 2010 года планировалось, что места в паддоке достанутся машинам 13 команд, три из которых будут новыми. Но US F1 Team от участия в Королевских гонках отказалась из-за нехватки времени на доводку шасси и проблем с финансированием. Таким образом, дебютантами стали только Campos Meta, вскоре переименованная в Hispania Racing Team, и Manor Grand Prix, стартовавшая уже как Virgin Racing. Правда, после ухода из чемпионата заводской команды Toyota занять место в пелетоне разрешили малазийской Lotus Racing, чтобы на стартовой решетке оставалось хотя бы 24 болида. Таким образом, новых команд оказалось все-таки три. Тем временем прошлогодний обладатель Кубка конструкторов, Brawn GP, «забился под крыло» одного из крупнейших автогигантов и стал именоваться Mercedes GP, а другая команда с немецкой «пропиской», BMW Sauber, была «возвращена» основателю, Петеру Зауберу, который, не меняя название «конюшни», не постеснялся приписать к нему обидное для вчерашних владельцев «Ferrari».

Виталий Петров (Renault), первый российский пилот Формулы 1

От старта к старту Самой обсуждаемой темой в начале сезона стало возвращение в Королевские гонки «чемпиона из чемпионов», Михаэля Шумахера. Фанаты Красного Барона утверждали, что их кумир способен подтвердить потенциал своей новой во всех смыслах команды Mercedes GP. Но по ходу сезона что в квалификации, что в гонках прославленного немца раз за разом опережал его молодой соотечественник и напарник Нико Росберг. Выходит, Михаэль откровенно «сдулся». Стоило ли возвращаться? Среди претендентов на звание чемпиона сезона 2010 года эксперты называли то опытного Марка Уэббера из Red Bull Racing, то Дженсона Батона или Льюиса Хэмилтона из McLaren-Mercedes. Частенько победа в Гран-при доставалась то этой троице, то напарнику Марка Себастьяну Феттелю (между тем ни разу за сезон он не выбивался в лидеры личного зачета). В плюс этим гонщикам можно записать и хорошие машины. Стабильность «Красных быков» (пусть и с поправками на несколько сходов Феттеля по техническим причинам и слухи об излишне гибких антикрыльях болидов RB6) в итоге вывела команду на первое место в Кубке конструкторов уже за один Гран-при до окончания чемпионатов, а McLaren-Mercedes Team расположилась на почетной второй строчке. При этом почти невероятным кажется то, что Фернандо Алонсо из Scuderia Ferrari Marlboro не просто неоднократно оказывался на подиуме, а побеждал на далеко не самой лучшей машине в пелетоне. В доказательство последнему факту можно привести хотя бы результаты выступлений напарника Фернандо, восстановившегося после прошлогодней травмы Фелипе Массы. Себастьян Феттель (Red Bull Racing). Гран при Венгрии Битва за звание лучшего новичка Формулы-1 сезона 2010 года продолжалась до финиша заключительной гонки, Гран-при Абу-Даби. Один из претендентов на это звание – чемпион серии GP2 прошлого года, стабильный и в Большом цирке Нико Хюлкенберг из Williams. Он даже смог завоевать поул на Гран-при Бразилии, но откровенно слабая машина не позволила молодому немцу удержаться в лидерах гонки. Другой соискатель – первый русский пилот Формулы-1 Виталий Петров. Попадание в Королевские гонки спортсмена, не прошедшего картинговую школу и не «захватившего» с собой ни одного крупного спонсора, – случай уникальный. Непревзойденный талант? Так подумали многие. Однако в первых трех гонках нынешнего сезона Виталий просто не смог доехать до финиша, лишь в Шанхае он пришел седьмым и получил первые в карьере очки. После продолжилась долгая серия «пустых» Гран-при, сходов, наказаний с потерей стартовых мест и набор новых очков. Словом, Петров показал себя довольно нестабильным пилотом. Что для руководства Renault F1 (а ее первый пилот, опытный и амбициозный Роберт Кубица, показал себя наилучшим образом) стало поводом для появления слухов о поисках поляку нового напарника на следующий сезон. Впрочем, Виталию, возможно (а конец этой истории пока неизвестен), удалось реабилитироваться в последней гонке сезона, в Абу-Даби. Гран при Венгрии. Квалификация закончена! Поул у Себастьяна Феттеля (Red Bull Racing), второй на стартовой решетке его напарник Марк Уэббер, третий – Фернандо Алонсо (Ferrari) Интрига года Впрочем, лучшим дебютантом Формулы-1 в этом году все же стал россиянин. И эта история неотделима от рассказа о борьбе за лидерство в чемпионате. Старт финального Гран-при сезона в Абу-Даби получился небывалым – сразу четыре пилота вышли на гонку, претендуя на чемпионский титул, – Фернандо Алонсо, Марк Уэббер и Себастьян Феттель с Льюисом Хэмилтоном. Впрочем, шансы двоих последних рассматривались больше как математические. Себастьян квалифицировался лучше всех, завоевав десятый поул в сезоне, пробился в первую линию стартовой решетки и Льюис. Такой расклад устраивал стартовавшего третьим Фернандо, который считал своим главным соперником Марка, а тот оказался пятым по итогам квалификации.

После квалификации Гран при Монако. Первый – Марк Уэббер (Red Bull Racing), за ним Роберт Кубица (Renault), третий – Себастьян Феттель (Red Bull Racing)

На первом же круге Михаэля Шумахера разворачивает, и в его Mercedes сходу влетает, едва не снеся голову семикратному чемпиону, Антонио Лиуцци из команды Force India. Пелетон возглавляет пейс-кар, и несколько пилотов тут же отправляются в боксы за новыми комплектами резины. А вскоре после рестарта на домкратах оказывается и болид Марка Уэббера – быстрый износ задних колес вынудил претендента на титул сдать несколько позиций и попасть в плотный трафик. В «Скудерии» посчитали, что нужно предпринять такой же тактический ход, и отправили на пит-стоп своего первого пилота. Алонсо оказался всего на одну позицию выше Уэббера, но тут же «уперся» в уверенно шедшего на незнакомой для себя трассе Петрова с его «свежими» жесткими шинами. Круг за кругом Виталий сдерживал Фернандо, а тем временем в «голове» пелетона образовалась тройка лидеров в лице Феттеля, Хэмилтона и Баттона. Кто знает, как сложилась бы судьба титула, обгони Алонсо Петрова, – россиянин не пропускал соперника ровно 40 кругов! Но история не терпит сослагательных наклонений, и вот подопечные «энергетического магната» Дитриха Матешица смогли дополнить победу в Кубке конструкторов первым местом Себастьяна Феттеля в Абу-Даби.

Гран при Абу Даби. Гонка. Виталий Петров (Renault) сдерживает Фернандо Алонсо (Ferrari)

О том что неоднократный рекордсмен Королевских гонок Феттель (он уже обладал такими званиями, как самый молодой пилот Формулы-1, набравший в чемпионате очки, самый молодой обладатель поул-позиции и самый молодой победитель Гран-при) стал самым юным в истории Большого цирка чемпионом мира (в этот день Себу исполнилось 23 года и 131 день, ранее этот рекорд принадлежал Льюису Хэмилтону с его 23 годами и 300 днями), стало ясно лишь после финиша пришедшего четвертым Нико Росберга. Напомним, что до этого Себастьян Феттель не оказывался в лидерах нынешнего чемпионата ни разу. Что значит сделать правильный шаг в нужное время!

Земляки восторженно встречают Себастьяна Феттеля (Red Bull Racing), только что ставшего самым молодым чемпионом мира Формулы 1

Потом был немецкий гимн, под который Феттель плакал от счастья, прикусывал нижнюю губу и периодически показывал в объективы теле- и фотокамер указательный палец, символизирующий «единичку» в чемпионате. Был грустный Алонсо – таким мы его никогда не видели, был его кулак, направленный на расплывшегося в улыбке Петрова… Словом, было, пожалуй, лучшее завершение одного из ярчайших сезонов в истории Формулы-1. А что будет дальше? Узнаем следующей весной, когда на старт Гран-при Бахрейна выйдут аж пять (!) чемпионов мира. Ясно одно: стать первым нелегко, но еще труднее удержать лидерство. Даже для профессионалов уровня пилотов королевы автоспорта. Текст: Николай Бутырский Фото: из архива Red Bull Racing и Renault F1