Журнал об автомобилях и образе жизни их владельцев
lf


Для среднего россиянина, как, впрочем, и для почти любого жителя нашей планеты, Китай ассоциируется с доступными товарами, многочисленностью народа и, конечно, китайской кухней. Достаточно побывать там хотя бы раз, чтобы общие стереотипы были разрушены. Но, чтобы по-настоящему узнать Китай, потребуется путешествовать по нему, потому что он огромен и разнообразен. Более того, чтобы запечатлеть образ современного Китая, надо оценить его несколько раз, ибо скорость изменений впечатляет не меньше их масштабов.

Год российского туризма в Китае
Китайское руководство придает большое значению развитию добрососедских отношений с Россией. Не случайно первой страной, которую посетил недавно избранный председатель Китайской Народной Республики г-н Си Цзиньпин, была именно Россия. Для укрепления культурных связей 2013-й был объявлен Годом российского туризма в Китае. В числе других мероприятий для более широкого освещения всех событий в путешествие по Китаю были приглашены журналисты из всех регионов России. Эту программу назвали «Китай для 100 российских журналистов», но в реальности приехало более 150 человек. Всех радушно встретили и приветствовали на официальной церемонии открытия – на парадной веранде Летнего парка императрицы Цыси. Далее всю делегацию разделили на группы и распределили по разным провинциям Китая. Проявив глубокую китайскую мудрость, делегацию из Владивостока, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре отправили в прилегающие провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с Яньбянь-Корейским автономным округом.

Пекин – город контрастов
В связи со спецификой нашего журнала ваш покорный слуга обращал особое внимание на автомобильную сторону жизни, поэтому описание достопримечательностей и истории оставим другим. Пекин впечатляет своими размерами, и транспорт играет большую роль – пять кольцевых магистралей, девять скоростных автодорог, одиннадцать государственных автомагистралей, есть и платные (недорогие – 1-3 юаня для легковых, это 5-15 рублей) – все соединяются многочисленными многоуровневыми развязками, и строительство новых ведется непрерывно. Качество покрытия дорог в целом очень хорошее. Надо отметить, что с периода Олимпиады 2008 года значительно увеличился парк личных автомобилей, сейчас их насчитывается более 5 миллионов. Иметь свою машину считается престижно, а возросший уровень жизни позволяет приобрести ее все большему числу горожан. Конечно, большое количество авто создает известные проблемы на дорогах – пробки, недостаточность парковок, загазованность. С пробками пекинские власти борются, ограничивая проезд личного транспорта в пределы третьего кольца, так, по четным и нечетным дням въезд разрешен только машинам с соответствующей последней цифрой в номере, иначе – штраф. А вот с загрязнением воздуха настоящая беда: даже в солнечный день небо серое и видимость не более 500-800 метров, как в тумане. И решения этой проблемы в обозримом будущем не видно, разве что спасет ситуацию переход на электромобили?

Если бы вам довелось поехать по Пекину за рулем, то движение по крупным дорогам не потребовало бы особых навыков – как в любом другом крупном городе, все выходы и съезды обозначены на больших указателях, правда англоязычные эквиваленты названий выполнены небольшим шрифтом. Спутниковая навигация работает вполне приемлемо. А вот на обычных городских дорогах все не так безоблачно – тут властвует главное правило движения «кто больше, тот и прав». Хотя по сравнению с былым хаосом движение становится гораздо лучше: больше светофоров и выше дисциплинированность водителей.

Как бы поехали
Наш маршрут был не самым удачным, поэтому давайте виртуально проедем по прекрасным туристическим местам ближайших к нам провинций Китая как бы на своем автомобиле. Выезд. Он когда-то будет через пропускной пункт Краскино, который должен был блистать великолепием еще в прошлом году, но получилось как всегда – построили не то, не так, не тогда и не за те деньги. Тут предусмотрен пропуск только 50 легковых машин в сутки, но не будем о грустном…

Хуньчунь
От границы всего около 12 километров, то есть минут десять езды. Это город приграничной торговли, провинция Цзилинь, Яньбянь-Корейский автономный округ. С точки зрения автомобилиста, город небольшой, движение спокойное, дороги широкие, ровные. Можно посетить многочисленные магазины, рестораны, бани и спа. Остановиться – в любой центральной гостинице, здесь практически не составит труда найти сотрудника, говорящего по-русски.

Яньцзи
Столица Яньбянь-Корейского автономного округа находится в 80 километрах от Хуньчуня, так что полтора часа по отличной магистрали – и вы уже здесь. Это достаточно большой город с населением около 450 тысяч человек, преимущественно корейцев. К сожалению, на дорогах в городе очень мало указателей на латинице. Все надписи дублированы на китайском и корейском языках, поэтому помощь местных турагентств будет весьма полезна. Здесь можно отведать уникальную корейскую кухню. Например, в местном ресторане-барбекю, где в столах устроен небольшой мангал с горящими углями, а различные шашлычки, которые приносят сырыми, жаришь самостоятельно, поэтому они абсолютно свежие и очень аппетитные. Можно посетить народную корейскую деревню – своеобразный музей, отличный пример бережного отношения к своим корням. Недалеко имеется горнолыжная база для любителей активного отдыха.

Гора Чанбайшань
Это уникальное место. Здесь расположен, наверное, самый близкий к Владивостоку крупный вулкан (высота 3500 метров), правда потухший, но все еще питающий горячие источники. От Яньцзи он находится на расстоянии около 200 километров. Священная гора всех корейцев, поэтому как туристическая достопримечательность очень популярна среди них, причем по вершине горы проходит государственная граница Китая и Северной Кореи. Сервис на прилегающих территориях и самой горе отлично развит: здесь построены комфортабельные турцентры, в долине располагаются и еще строятся первоклассные курорты. Подъем на гору платный, на микроавтобусе. Самостоятельно заехать нельзя, да и не стоит – хотя дорога по качеству покрытия отличная, но очень опасная. В кратере вулкана за миллионы лет образовалось озеро, весьма живописное в хорошую погоду. Из экзотики: в местных горячих источниках варят яйца и кукурузу – можно даже попробовать. Из озера берет свое начало река, она обрывается в долину 20-метровым водопадом. И это тоже стоит увидеть.

Экотропа в Провалившийся лес
Гора Чанбайшань окружена природным парком, охраняемым государством, вблизи которого, однако, разрешено развивать экотуризм, поэтому такие замечательные места, как Провалившийся лес, можно посетить с большим удобством – здесь оборудован кемпинг, отличная парковка. Сама тропа – сплошной деревянный помост длиной несколько километров, проложенный среди реликтового леса. Воздух здесь непередаваемой чистоты. Тропа выходит на край обрыва – это древний разлом (последствия былых сейсмических катаклизмов) глубиной до 100 метров и в ширину до километра, на дне которого растет лес.

Едем в Муданьцзян
Из провинции Цзилинь переезжаем в Хэйлунцзян, здесь пейзаж сменяется характерными перебивочками. Маршрут описать не представляется возможным – надо запастись картами и спутниковой навигацией, направление – на север. Дороги в подавляющем большинстве отличные – либо четырехполосная магистраль с разделительным барьером, либо кое-где двухполосная с твердым покрытием, но пару раз проезжали и по грунтовке параллельно строящимся дорогам. Из сюрпризов – китайский контроль скорости в населенных пунктах: на въезде радар с камерой и на выезде радар с камерой – вас запомнят на въезде, засекут время на выезде и посчитают, а не слишком ли быстро вы преодолели известное расстояние. Радар обхитрить можно, а вот время обмануть не получится. Так что будьте осторожны – китайская мудрость глубока есть.

Озеро Цзинбо
Само озеро располагается в юго-восточной части провинции Хэйлунцзян в вулканической долине. На берегах множество отелей, по озеру курсируют прогулочные катера, местная кухня изобилует рыбой. Этакий вечный рыбный день. В небольшой корейской деревне, расположенной неподалеку на острове, готовят изумительную уху, печь находится прямо внутри стола, а в огромном казане посередине уха готовится несколько часов до прибытия гостей, вкус незабываемый.

Водопад
В силу своего вулканического происхождения география озера довольно причудлива: здесь есть большие ответвления и извилистые повороты. А на севере впадающая сюда река образует водопад, она многие столетия подтачивает слой застывшей лавы, покрывающий всю долину. Местная знаменитость – господин Сю Цинхей – прыгает с водопада уже много лет для развлечения публики. Высота водопада около 18 метров.

С озера Цзинбо едем в Харбин. Это около 300 километров пути, где встречаются придорожные места для отдыха, совмещенные с мини-рынками и ресторанчиками, это еще не европейские автогрили и не американские роуд-моллы, но в принципе приемлемо. Местные плантаторы выращивают женьшень, и его можно приобрести в сушеном виде, как и множество других диковинных грибов, орехов и сухофруктов.

Его величество Харбин
На официальных приемах как в Харбине, так и в Яньцзи я задавал руководителям комитетов по туризму вопрос о возможности поездок в Китай для российских туристов на личных автомобилях. Китайская сторона выражает искреннюю заинтересованность в скорейшем решении этой задачи – местный бизнес ждет россиян. Конечно, не все вопросы еще решены, в частности языковой барьер вдали от городов никуда не делся, а на дороге может случиться всякое, поэтому, наверное, необходим русскоязычный телефон поддержки туристов. С российской стороны тоже есть нерешенные вопросы по безопасности, но, как гласит китайская мудрость, «дорога в тысячу ли начинается с первого шага», и он уже сделан. А вторым шагом было предложено устроить полноценный тест-драйв для российских журналистов по китайским дорогам. Предложение было оценено как очень хорошее, так что, возможно, в скором времени такой тест-драйв состоится и мы проложим новые маршруты уже «на своих колесах» – читайте AG.

Редакция журнала выражает особую благодарность Константину Ягодину и порталу VisitChina.ru за предоставленную возможность участия в проведении мероприятий.