18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Хоккайдо. Ближе, чем вы думаете

В отличие от жителей запада нашей страны, возможностей побывать в Стране восходящего солнца у дальневосточников все-таки больше. Кто-то решает посетить Японию с ее богатой и своеобразной культурой в качестве туриста. Другие же по морю или по воздуху оказываются в соседнем государстве в формате деловой поездки. Священная гора Фудзи, древние храмы, новейшие небоскребы, поезда «Синкансэн», морские блюда на каждом шагу и до боли знакомые «праворульки»… У каждого представления и впечатления о Японии свои, но объединяет практически все из них одно: в основном иностранные гости путешествуют по самому большому острову государства, Хонсю, в то же время о более северном Хоккайдо россияне знают гораздо меньше. Особенно если речь идет о поездке туда зимой, когда нам хватает и своего снега. Тем интереснее будет наш сегодняшний рассказ.

Вместо предисловия

Отчеты о путешествиях за границу принято начинать с исторических справок о местах, ставших целью поездки. Не станем отходить от такой канвы и мы, разве что дополним ее собственными впечатлениями.

Остров Хоккайдо, омываемый Тихим океаном, Японским и Охотским морями, обладает площадью в 83 500 квадратных километров, а от заметно более крупного Хонсю его отделяет расстояние минимум в 23,3 километра. На этой самой северной из территорий Страны восходящего солнца с древних времен жили айны, на покорение которых у японцев с XVII века ушло более чем два столетия. Ранее Хоккайдо (с японского – «Губернаторство северного моря») также был известен как Эдзо, но после череды междоусобиц за право владения островом со стороны местных кланов в 1869 году император Японии официально лишил эту территорию исконного названия.

Говоря сухим языком цифр, заметим, что среднегодовая температура воздуха на Хоккайдо составляет всего 8 градусов по Цельсию, а из-за близости к северным морям и открытой части Тихого океана полностью ясных дней в году там всего 17. По субъективному мнению автора этих строк, февральская погода на острове соответствует самому началу декабря на юге Приморья, поэтому при большом желании отправляться на Хоккайдо посреди зимы можно даже в осенней одежде. Главное – не забыть головной убор и обувь с хорошим протектором: сказать, что на Хоккайдо выпадает много снега, значит сильно приуменьшить.

Для дальневосточников, вечно жалующихся на нечищеные дороги и тротуары, обстановка на острове может оказаться настоящим шоком. Дело в том, что на севере Японии, которую все и всюду ставят в пример, после снегопадов проезжие части только выравниваются грейдерами, а между ними и тротуарами образуются почти метровые (!) снежные брустверы, и то на пешеходных дорожках льда остается – хоть отбавляй. Как же в таких условиях ездить? Оказывается, при наличии культуры поведения, мелкого гравия поверх наледи и шипованных шин (а Хоккайдо – единственная японская префектура, где такая автомобильная «обувь» до сих пор разрешена) все вполне реально, даже в предгорьях и на заднем приводе.

Как добраться?

Не обойдем стороной и транспортную доступность острова. Для «безлошадных» туристов или деловых гостей наиболее быстрым способом добраться на остров становится авиарейс из токийского аэропорта Ханэда, не работающего на международные перевозки. Незабываемый взлет (а специально продленные для современных лайнеров полосы Ханэды заканчиваются прямо в море!), два часа в пути – и вы уже на Хоккайдо, в аэропорту Хакодате или Саппоро, столицы острова. Авиатерминал последнего, к слову, международные рейсы принимает, но ни одного российского в этом списке (похоже, что за ненадобностью) нет. Другой вариант – отправиться с севера Хонсю на пароме, но самым впечатляющим окажется путешествие по железной дороге. Да, между двумя островами проложен тоннель! И он, Сэйкан, с момента своего открытия – 13 марта 1988 года – является самым протяженным (общая длина – 53,85 км, подводный участок – 23,3 км) из действующих объектов такого рода. Максимально этот железнодорожный тоннель «заныривает» под морское дно Сангарского пролива на 100 метров, а принадлежит независимому от центральной японской системы оператору Hokkaido Railway Company. Кстати, по всему острову на железнодорожный транспорт действует единый проездной, а скоростные «Синкансэны» курсируют между всеми крупными городами и районами.

Своя столица

Административным центром префектуры Хоккайдо является Саппоро, четвертый по величине город Страны восходящего солнца. По данным переписи населения 2010 года, в нем проживает почти 1,9 миллиона жителей, а для всего мира этот город известен в первую очередь как столица зимней Олимпиады 1972 года.

Расположенный в предгорьях, Саппоро открывает для туристов огромные возможности для катания на лыжах и сноубордах, чему способствует хорошо развитая инфраструктура индустрии развлечений. И даже если вы не любитель адреналина, то один из олимпийских объектов посетить все же стоит. Речь идет о горнолыжной трассе на самой окраине города, которая, в отличие от расположенных заметно дальше от отелей, превратилась еще и в туристический объект. Оказавшись на вершине горы в бывшей (а иногда и действующей) судейской, куда посетителей по двое доставляет подъемник, можно невооруженным взглядом оценить суть сложного спуска. А воспользовавшись подзорными трубами и стоящими рядом описаниями панорамы, еще и оглядеть каждый заинтересовавший вас объект Саппоро. Кстати, если даже встретившийся вам японец не знает английского, абсолютно в любом случае можно рассчитывать на помощь сопроводительных табличек или указателей, всегда выполненных грамотно.

К другим достопримечательностям столицы Хоккайдо относится, например, городская телебашня. Небольшая по мировым меркам (высотой всего в 90 м), она все-таки обладает собственной смотровой площадкой и позволяет насладиться видом города вместе с окружающими его вершинами. Другой необычный объект в историческом центре столицы острова – единственный на всю Японию музей пива Sapporo Beer Museum, созданный основателем одноименного бренда пенного напитка (а им, как оказывается, на самом деле являлся британец Уильям Смит Кларк, а вовсе не местные промышленники) еще в 1890 году. Когда внутризаводской музей стал пользоваться огромной популярностью, под него отдали все трехэтажное здание фабрики и совместили саму экспозицию с торговым центром и баром.

Строго по центру

Севернее и восточнее Саппоро, практически посреди острова, расположен второй по величине город Хоккайдо – Асахикава, который в 2000 году после всенародного голосования приобрел необычное звание Центрального города Японии. Получивший статус города в 1922 году, Асахикава на протяжении практически всей современной истории являлся закрытым военным населенным пунктом, и множество частей Сил самообороны расположены там до сих пор. На улицах этого города, что для Страны восходящего солнца является редкостью, всегда можно встретить не полицейских, а военных и их технику. Но не только эта специфика является важной чертой Асахикавы.

Даже если вы окажетесь там проездом (ведь город относится к нагруженным транспортным хабам), постарайтесь уделить время хотя бы небольшой прогулке: через долину, на которой стоит город, протекают несколько десятков рек, поэтому на сегодняшний день в Асахикаве насчитывается более 740 (!) мостов. И это при населении в 353 тысячи человек. Одним из побратимов этого «города переправ» является наш Южно-Сахалинск, и, кажется, неслучайно: при хорошей погоде и на открытой местности ваш сотовый вполне может поймать там «домашнюю» дальневосточную сеть. А вы говорите – военный город…

Автомобильные заботы

Помимо туризма в чистом виде, некоторые дальневосточники и по сей день готовы отправиться в Страну восходящего солнца с целью покупки бэушного авто для себя или на продажу. Поэтому в нашей экскурсии по второму по величине японскому острову найдется место и информации для них. Несмотря на давнее утверждение «машины с Хоккайдо все поголовно погнившие» (все-таки местный климат действительно дает о себе знать) и обилие действующих автоаукционов, бизнес по продаже бывшей в употреблении техники «вживую», когда товарные авто можно оценить не только по описанию, но и изучив вдоль и поперек самостоятельно, процветает в каждом городе острова.

И здесь, нужно сказать, жаждущим легкой наживы коммерсантам вполне может повезти: если выгодные сделки на том же Хонсю совершают и жители арабских стран и развивающихся государств Азии, то на более северной территории таковых в разы меньше. В то же время обклеенные ценниками иномарки (в японском понимании этого слова) встречаются на Хоккайдо в изобилии. Что уж говорить о «домашних» праворульных экземплярах, интерес к которым из-за общей невысокой численности у местного населения не так велик, как принято считать.

Немного романтики

Вне деловых забот есть на что посмотреть и на юго-востоке Хоккайдо, где расположена префектура Токати и гоночный трек Tokachi Speedway. Сейчас в этой местности существует развитая сеть автомагистралей, а когда-то вся транспортная нагрузка ложилась на железную дорогу. Среди местных станций действовала и Kofuku Station, чье название с японского переводится как «счастье».

Со временем – в середине XX века – железнодорожную ветку неподалеку от городка Обихиро закрыли и рельсы практически везде срезали, оставив только пару сотен метров полотна с двумя ветхими вагонами на этой самой станции. И с тех пор название, прежде никого не привлекавшее, стало настоящим магнитом для туристов. Время на станции Счастье как будто остановилось, а к колоколу, в который ранее при приближении состава звонил дежурный, теперь сможет притронуться каждый. Другой местной традицией стало закрепление в деревянном домике при станции на любой подручный предмет – кнопку или скрепку – своего билета или визитной карточки в знак желания быть счастливым всегда. А заодно и с целью когда-нибудь вновь оказаться на Хоккайдо.