18 Июля 2017 г.    $ 59.07 (-0.81)    € 67.62 (-0.74)

Италия. Сказка в четырёх главах

Для начала надо тщательного взвесить различные варианты и определиться с маршрутом – скажем, Милан – Венеция – озеро Комо – Маранелло – Пиза – Виареджо – Монца, в которой и должна была пройти гонка. Далее суета с путёвками, оформление документов, бронирование гостиницы и непременное изучение Интернета, как в нём представлена Италия. И – на самолёт, вперёд к приключениям!

Глава первая. Милан – сказка для прекрасного пола
Вылетев из Москвы, через три часа – приземление в миланском аэропорту Мальпенса. После московских холодов Милан встретит ярким солнцем и очередью на паспортном контроле. Усидеть в гостинице даже после самого тяжелого перелета невозможно – Милан, вторая столица Италии, Мекка модниц, фанатов футбола и любителей оперы – манит с первой минуты. В воскресенье на улицах Милана можно увидеть совершенно непривычную для нас картину – кажется, в городе нет жизни. Несколько часов прогулки, а встретятся от силы 50 человек. Все машины припаркованы, магазины, рестораны и кафе закрыты, один «Макдоналдс» работает. Да, итальянцы знают толк в отдыхе. Ни для кого не секрет, что эта нация любит и умеет лениться – даже обеденные перерывы во всех заведениях занимают не меньше двух с половиной часов, как правило, с 13.00 до 15.30.

1 - Путешествие в Италию.jpg

Милан трудно охарактеризовать двумя словами – он многолик и разнообразен. Это одновременно и крупнейший промышленный, финансовый и культурный центр, столица науки, искусства и моды, хранитель исторических ценностей и в то же время средоточие всего самого современного и авангардного, недаром Милан называют итальянским Нью-Йорком.

Первое, что бросается в глаза – чистота города. Чистые улицы и парки, растения и цветы – такие, какие в России выращивают в горшочках и называют декоративными, оригинальная архитектура зданий – много жилых домов, но нет ни одного похожего на другой. Поэтому заблудиться в городе сложно. Но что стоят для женщины рассказы об исторической ценности города, если она знает, что Милан – идеальное в мире место для шопинга! Ни одна туристка не минует улицу Buenos Aires, на которой раскиданы сотни модных магазинчиков. «Я попала в рай», – подумает каждая из них и начнет лихорадочно разбрасываться деньгами. Через какое-то время, удовлетворив чисто женский голод, туристка начнет замечать неповторимую архитектуру того, что ее окружает, пока мода не подставит ей очередную коварную ловушку – «Золотой квадрат», квартал десятков бутиков знаменитейших модельеров, таких как Дольче и Габбана, Прада, Армани и других.

Так что по Милану лучше путешествовать вдвоем – чтоб сильная половина всегда могла вырвать из рук слабой сумки, отнести их в гостиницу и показать ей настоящий Милан – например, Миланский собор (Дуомо), один из мировых шедевров готики. Это грандиознейшее сооружение не оставит равнодушной ни одну измотанную шопингом душу, напоминая, что есть вещи, заставляющие задуматься о вечном и истинно прекрасном. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным. От загрязненного воздуха мрамор собора периодически становится серым, и его вновь чистят до первозданной белизны. Потрясающий вид на весь город открывается с галереи на крыше собора. Путь наверх длинен, но он того стоит. Хочется взлететь и парить над древнейшим и прекраснейшим городом мира.

!Это интересно! Милан – едва ли не самый музыкальный город мира. Именно здесь находится главный оперный театр планеты – знаменитый Ла Скала. Он родился в 1778 году. Время шло, менялось и лицо Ла Скала. В эпоху бельканто, когда писали Беллини, Россини и Доницетти, это был театр примадонн. Потом – театр композиторов, среди которых Джузеппе Верди – один из самых почитаемых. Еще позже, в эпоху знаменитого Артуро Тосканини, театр дирижеров – тут и сейчас присутствует палочка маэстро. Есть в Ла Скала и русский след. Оставил его Федор Иванович Шаляпин. Когда в 1909 году партию Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского знаменитый бас стал исполнять на русском, его остановили, заметив, что в традициях театра петь «по-здешнему» – до того под сводами Ла Скала все партии звучали только на итальянском языке. На что Шаляпин ответил: «Теперь я – ваша традиция». Так установились новые правила, и национальные оперы стали исполняться на языке оригинала.

3 - Путешествие в Италию.jpg

Недалеко от собора – церковь Santa Maria della Grazie, где расположен вход в бывший доминиканский монастырь, в трапезной которого находится прославленный шедевр гениального Леонардо да Винчи – одна из вершин искусства, роспись «Тайная вечеря». Это стоит увидеть, но нужно помнить – фрески открыты к просмотру не во все дни, и запись проходит предварительно. Возвращаясь в гостиницу, минуете все то, что только что обозревали с высоты собора: живописнейшие сады, прудики с утками и гусями, дорожки, посыпанные белым песком, и отдыхающих на многочисленных лужайках миланцев. И не забудьте угостить уставшую от впечатлений даму мороженым – в Италии оно великолепно!

Закончить день можно в ресторане – тому, кто отведает пиццу в Италии, не захочется больше есть ее в России: то, что называется пиццей у нас, – жалкая пародия на итальянский оригинал.

Глава вторая. Венеция – сказка в веках
Если в запасе есть хотя бы день, чтобы съездить в Венецию, – сделать это надо обязательно. Поезд из Милана в Венецию на последнем участке пути мерно сбавляет ход, тихо идет по длинному мосту, опирающемуся на 222 арки. По обе стороны – морской простор. Ощущение, что не по рельсам движешься, а скользишь по водной глади. Ступив на перрон, и вовсе забываешь о колесном транспорте. Здесь передвигаются или пешком, или по воде – на речных трамвайчиках «вапоретто» либо же в гондолах. Вот и Венеция... Город-загадка, город-музей, город-история... Его нельзя сравнить ни с каким другим, потому что всегда чудеса зодчества сравнивали только с ней, с романтической, блистательной, жизнестойкой Венецией.

4 - Путешествие в Италию.jpg

Город, выходящий из воды, – зрелище потрясающее! Безусловно, первое, что сделает любой турист, – это отправится в путешествие по всем этим канальчикам. Самый демократичный вид транспорта – вапоретто. Трамвайчик идет достаточно медленно, чтобы успевать все фотографировать и наслаждаться открывающимися взору пейзажами. Неспешно проплывают мимо мост Риальто, множество разных церквей и домов красоты неописуемой. Остановка – у площади Сан-Марко. Не пугайтесь обилию туристов на площади – это же Венеция!

Тем, кто не желает идти на многолюдную экскурсию в церковь Санта Мария Глориоза дель Фрари или в близлежащую Скуола Гранде ди Сан-Рокко с грандиозным циклом картин Тинторетто, стоит поступать не как турист – сесть в тень на ступеньках площади, насладится звуками оркестра, гомоном людей и шумом крыльев голубей. А потом отправится вглубь Венеции, подальше от площади и от неугомонных туристов. Такую Венецию видели не все – узенькие улочки, маленькие мостики, вода в канале темно-бирюзового и изумрудного цветов. Заблудиться невозможно – куда бы ни шел, выйдешь к воде…

!
Это интересно! Гондола – итальянцы ставят ударение на первом слоге – появилась в Венеции едва ли не тысячу лет назад. Теперь эта плоскодонка длиной 11,5 м и шириной 1,4 м, которая создается из 280 деталей, выточенных из 8 сортов древесины, – уникальный аттракцион для туристов. Ее левый борт длиннее правого на 24 см, что позволяет гондольеру, форма которого – полосатый верх, темный низ, управлять единственным веслом, уключина которого расположена справа у кормы. Традиционная гондола обязательно покрыта черным лаком – наследие распоряжения городских властей от 1562 года, когда в Венеции свирепствовала чума. На носу для компенсации веса гребца расположен 30-килограммовый железный штандарт, шесть зубцов которого символизируют районы Венеции, седьмой противоположный – остров Джудекка, а закругление сверху – шляпу дожа. Прогулка на гондоле стоит около 70 евро в час. Состоятельные туристы могут путешествовать целый день, а экономные собираются в группы по 6 человек (максимальное число пассажиров в гондоле) и платят вскладчину. Всего по каналам Венеции сейчас курсирует около 400 гондол. Современные гондольеры, увы, все чаще предпочитают настоящим деревянным гондолам пластиковые копии, которые легче, не разрушаются в соленой морской воде и, самое важное, обходятся дешевле. Но пока еще есть шанс прикоснуться к настоящему Средневековью…

Не забудьте купить сувениров – в лавочках и магазинчиках они в несколько раз дешевле, чем на площади Сан-Марко, где их тоннами расхватывают приезжие. А перед отправлением обратного поезда в Милан просто вдохните воздух Венеции, наслаждаясь ей в лучах предзакатного солнца. И пусть Томас Манн видел в Венеции смерть, подразумевая под этим сырость, плесень и тление, для миллионов туристов она остается блистательным вечно прекрасным городом, несущим в себе жизнь.

5 - Путешествие в Италию.jpg

Глава третья. Ироничные сказки Пизы
Быть в Италии и не увидеть Пизу – ошибка. Значит, уважающий себя путешественник просто обязан посмотреть на этот городок, знаменитый своими архитектурными причудами. Да и для осмотра этого города хватит получаса. Первая мысль при взгляде на Пизанскую башню – оторвать бы руки этому архитектору – настолько дико для нашего глаза она смотрится. Приглядевшись, понимаешь – все так просто, она действительно приковывает внимание и смотрится весьма интересно, как бы проявляя свысока свою иронию к архитектуре, которой восхищаются веками. При этом все, что построено на площади Пизы (не зря она называется площадью Чудес), – пизанская башня, и еще одна башня – Баптистерий, и пизанский собор, находится под ироничным и дерзким наклоном, причем в разные стороны.

После суеты Милана и ненавязчивого величия Венеции Пиза своей внешней нелепостью и внутренней загадочной улыбкой, схожей с улыбкой Моны Лизы, добавляет свой яркий штрих в портрет Италии. Можно съездить к морю – например, в Виареджо. Туда не сложно быстро добраться от Пизы. Вдоль берега – многочисленные пляжи, ресторанчики и магазины. Солнце медленно клонится к закату, волны, накатываясь, разбиваются о песчаный берег, и у волн Средиземного моря к неспокойному туристу приходит умиротворение. Все впечатления от такой многоликой Италии складываются в общую картину, и суета отступает рядом с вечными волнами.

Глава четвертая. Сказка Формулы-1
Для поклонника Королевских гонок все-таки главное, для чего он едет в Италию, в другом. Путь его лежит сначала в городок Маранелло, в музей «Феррари», а затем в Монцу. Маранелло невероятно симпатичен: маленькие чистенькие улочки, стриженые газоны, везде яркие цветы, масса магазинчиков с атрибутикой «Феррари». Там же находится завод, на котором эти самые «Феррари» и производят. Есть даже тестовая трасса. Музей «Феррари», безусловно, хорош. Ну, где еще увидишь столько «Феррари»? При том что разрешено все фотографировать и снимать на камеру. После посещения музея интересно отправиться к заводу «Феррари» – если повезет, можно стать свидетелем того, как его сотрудники идут на обед – «море в красном» дружно переходит дорогу по светофору, на котором, как отмечают те, кто побывал здесь, может ни разу не загореться зеленый свет. Видимо, в Маранелло любят все красное.

6 - Путешествие в Италию.jpg

…Путь на очередное шоу Большого цирка – билеты на Монцу уже в кармане. В электричке больше половины формульного народа. Все дружно выходят на станции «Монца» и так же дружно заходят в бесплатные автобусы до трассы. Минут через десять формульный десант высаживается в парке Монцы, где находится трасса. До гонки время проходит в тревожном ожидании, не хочется ни есть, ни пить. Все напряженно ждут начала. И вот огни светофора погасли, болиды ринулись в первый поворот.

В этом году все происходило без напряжения и особых эксцессов. Шумахер уверенно и спокойно провел гонку, уже после первого пит-стопа не возникало сомнений, что он будет первым. Как ликовали фанаты Шумахера! Но это была его последняя гонка – Шумми уходил из большого спорта… При всей противоречивости своей натуры, он навсегда останется в сердцах миллионов поклонников. Глядя на его громкие победы и не менее громкие поражения, начинаешь понимать, что, если хочешь чего-то добиться – будь тверд в своих решениях, будь хладнокровен и упорен и не забывай при этом улыбаться.

Слезы и ликование фанатов на этой гонке раскрыли, для чего они ездят на Гран-при. Хотя бы на короткое время поклонники Формулы-1 становятся частью этого почти нереального мира, наслаждаются тем, что видят и слышат, получают удовольствие от каждой минуты, проведенной на автодроме, впитывают все позитивные эмоции и с этим чудесным багажом возвращаются в реальность – домой, на работу. Неудивительно, что многим из них незнакома депрессия – столько положительного настроя они привозят с собой. А мы прощаемся с Италией, с великолепным Миланом, с нежной Венецией, с безумным накалом Большой гонки, со всем тем, что, казалось бы, можно увидеть только в мечтах. Но мечты сбываются для тех, кто умеет мечтать, и для тех, кто умеет увлеченно болеть, отдавая все свое сердце тому, кого признали своим кумиром, следуя за ним во все уголки земного шара.